Цели урока:
- Сформировать представление о самобытном характере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие восточных славян и соседних народов с византийскими культурными традициями; познакомить учащихся с выжающимися достижениями древнерусской культуры;
- Развивать умение работать с документами, развивать речь, умение выделять главное;
- Способствовать формированию взаимоуважения, развитию толерантности, культуры общения в совместной работе.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование урока:
- Учебный комплект (рабочая тетрадь и учебник) Данилов А.А. и Косулина Л.Г. “История России с древнейших времен до конца XVI века. М., 2006 г.;
- Карточки с иллюстрациями;
Формы и методы работы: групповая, частично-поисковая, фронтальная.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | 1. Приветствие. 2. Запись домашнего задания: §7 |
1. Ответное приветствие. 2. Запись д.з. |
II. Актуализация знаний | Предлагает взять из конверта по одной
иллюстрации (Приложение 1) – Что изображено на карточке? – Что объединяет все эти иллюстрации? – Каким общим словом можно все это назвать? – Давайте вспомним что такое культура? |
Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы. Должны прийти к выводу, что все эти карточки относятся к культуре Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении (все, что сделано руками человека) |
III. Изучение нового материала | Предположите, какая сегодня тема урока. Сообщается план урока: – Устное народное творчество – Письменность и грамотность. – Литература. – Зодчество и изобразительное искусство. – Художественное ремесло. Познакомившись с планом урока определите, что сегодня на уроке вы должны узнать? Результатом нашей работы должна стать таблица (Приложение 2) Разбивка по группам в соответствии выбранной карточке. Каждая группа получает карточку-задание с примерными вопросами, с помощью которых вы должны заполнить соответствующий столбик в таблице и составить краткий рассказ-выступление. В конце урока у нас должно сложиться полное представление по следующим вопросам (см. план). |
Культура Древней Руси – Особенности культуры Древней Руси; – Выдающиеся памятники древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. 1. Деление на группы. 2.Знакомство материалом учебника. 3.При необходимости задают вопросы. |
IV. Работа учащихся в группах | Наблюдение за работой учащихся, ответы на возникшие вопросы, координация действий по необходимости 1 группа исследует устное народное творчество учебник стр55-56; – Что такое былина? – Назовите имена героев, которые воспевались в былинах. 2 группа исследует письменность и грамотность учебник с 56-57; – Чем прославились Кирилл и Мефодий? – Что использовали вместо бумаги? – Что такое миниатюра? 3 группа исследует литературу учебник стр 57-59; – Какое произведение написал Нестор? – Как называется литературное описание жизни людей? 4 группа исследует зодчество и изобразительное искусство учебник стр 59-62 ; – Чем покрывали стены собора? – Картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. 5 группа исследует художественное ремесло учебник стр 62. – какая техника использовалась при изготовлении ювелирных изделий? Время работы в группах – 10 минут. После окончания работы физкультминутка (Приложение 3) |
Работа материалом учебника в
соответствии с выбранным направлением 1. Работа с учебником (чтение, выбор главного) 2. Заполнение своей графы в таблице. 3. Работа с вопросами. 4. Совместное обсуждение. 5. Выбор выступающего. |
V. Закрепление нового материала. Выступление групп и совместное обсуждение материала | Выслушав выступления необходимо
определить особенности культуры Древней Руси: 1. Выступление 1 группы. 2. Выступление 2 группы. 3. Выступление 3 группы. 4. Выступление 4 группы. 5. Выступление 5 группы. |
1. Слушают выступление. 2. Заполняют соответстующую графу таблицы. 3. Задают уточняющие вопросы выступающему. Особенности культуры Древней Руси: – Наследие восточных славян; – Влияние на культуру Руси окружающих ее народов; – Синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии. |
VI. Проверка полученных знаний | Разгадывание кроссворда (Приложение 4) | |
VII. Рефлекция | Что узнали на уроке? Чем занимались? |
Оцени себя (Приложение 5) |