Цели урока:
- - закрепление изученного о сложном предложении;
- - тренировка учащихся в синтаксическом разборе сложного предложения, составлении схем предложений;
- - совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся;
- - развитие монологической речи учащихся;
- - развитие внимания, самостоятельности и чувства ответственности за сделанную работу.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Запись даты, объявление темы и целей урока.
- Ребята, что нужно знать, чтобы урок прошёл продуктивно? (Что такое сложное предложение.)
- Какие предложения называются сложными?
Словарно-орфографическая работа:
пр…дложение
зап…тая
гра…атическая основа
сложносоч…нённое
сложноподч…нённое
бе…оюзное
- Почему я предложила вам вспомнить правописание именно этих слов? (Это термины,которыми мы будем пользоваться на уроке.)
- На доске 2 схемы. Что общего? (Союз и)
[ ],и[ ]. [O и О].
- Чем различаются предложения? Прочитайте схемы.
- Какому из предложений соответствует каждая схема? (Предложения записаны на доске: Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью. Недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью этого молодого снега.)
- Подведём итог. Продолжите мою мысль:
Если союз и связывает части сложного предложения, то…
Если союз и одиночный и связывает однородные члены предложения, то…
Самостоятельная работа с заданием ЕГЭ.(У каждого ученика есть распечатка задания. Приложение №1.)
III.
Итак, на границе простых предложений, входящих в состав сложного, ставится запятая. А чем различаются сложные предложения, схемы которых изображены на доске?
[ ],и[ ]. [ ],[ ]. [ ],(что…).
(Это схемы сложносочинённого,бессоюзного и сложноподчинённого предложений.)
- Запишем предложения, комментируя орфограмму “Безударная гласная в корне, проверяемая ударением”, объясним постановку знаков препинания, составим схемы этих предложений. (У доски)
Дрогнули листочки, закачались клёны, с золотистых веток полетела пыль.
Улетает с цветка тяжёлый шмель, и цветок слегка качается.
Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве.
Дом. задание: упр.337(карандашом в учебнике расставить знаки препинания), упр, 343(устно)
IV.
А сейчас вспомним синтаксический разбор сложного предложения.(У доски)
Пёстрые дятлы усердно застучали по коре, и выступили из ранок капли кленового сока. (Повеств., невоскл., сложное, союзное:1) двусост., распростр., неослож.; 2) двусост., распростр., неослож.).
V.
Молодцы! Сегодня все работали хорошо! А как итог нашей работы по теме “Сложное предложение” я приготовила для вас небольшую проверочную работу. На листах, лежащих на партах, есть задание, которое нужно выполнить за 10 минуты. (Приложение №2)