Урок русского языка "Серьезный разговор о сложном предложении". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • - закрепление изученного о сложном предложении;
  • - тренировка учащихся в синтаксическом разборе сложного предложения, составлении схем предложений;
  • - совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся;
  • - развитие монологической речи учащихся;
  • - развитие внимания, самостоятельности и чувства ответственности за сделанную работу.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Запись даты, объявление темы и целей урока.

- Ребята, что нужно знать, чтобы урок прошёл продуктивно? (Что такое сложное предложение.)

- Какие предложения называются сложными?

Словарно-орфографическая работа:

пр…дложение
зап…тая
гра…атическая основа
сложносоч…нённое
сложноподч…нённое
бе…оюзное

- Почему я предложила вам вспомнить правописание именно этих слов? (Это термины,которыми мы будем пользоваться на уроке.)

- На доске 2 схемы. Что общего? (Союз и)

[ ],и[ ]. [O и О].

- Чем различаются предложения? Прочитайте схемы.

- Какому из предложений соответствует каждая схема? (Предложения записаны на доске: Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью. Недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью этого молодого снега.)

- Подведём итог. Продолжите мою мысль:

Если союз и связывает части сложного предложения, то…

Если союз и одиночный и связывает однородные члены предложения, то…

Самостоятельная работа с заданием ЕГЭ.(У каждого ученика есть распечатка задания. Приложение №1.)

III.

Итак, на границе простых предложений, входящих в состав сложного, ставится запятая. А чем различаются сложные предложения, схемы которых изображены на доске?

[ ],и[ ]. [ ],[ ]. [ ],(что…).

(Это схемы сложносочинённого,бессоюзного и сложноподчинённого предложений.)

- Запишем предложения, комментируя орфограмму “Безударная гласная в корне, проверяемая ударением”, объясним постановку знаков препинания, составим схемы этих предложений. (У доски)

Дрогнули листочки, закачались клёны, с золотистых веток полетела пыль.

Улетает с цветка тяжёлый шмель, и цветок слегка качается.

Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве.

Дом. задание: упр.337(карандашом в учебнике расставить знаки препинания), упр, 343(устно)

IV.

А сейчас вспомним синтаксический разбор сложного предложения.(У доски)

Пёстрые дятлы усердно застучали по коре, и выступили из ранок капли кленового сока. (Повеств., невоскл., сложное, союзное:1) двусост., распростр., неослож.; 2) двусост., распростр., неослож.).

V.

Молодцы! Сегодня все работали хорошо! А как итог нашей работы по теме “Сложное предложение” я приготовила для вас небольшую проверочную работу. На листах, лежащих на партах, есть задание, которое нужно выполнить за 10 минуты. (Приложение №2)

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.