Метод проектного обучения как средство успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта на занятиях кукольного театра

Разделы: Общепедагогические технологии


Опыт применения методики проектного обучения показал, что эффективность его использования в образовательном процессе в условиях детского объединения обусловлена тем, что она представляет собой многоаспектное явление, сочетающее в себе кроме проектной, учебную, исследовательскую, конструктивную, культурную, творческую, познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную деятельность. При активном участии в различных видах деятельности, овладевая широким спектром знаний, умений, навыков, коммуникативных отношений, ценностных ориентаций ребенок получает определенный жизненный опыт, позволяющий ему в будущем рационально и эффективно организовывать свою жизнедеятельность. Примером результативного применения методики проектного обучения в системе дополнительного образования можно считать опыт организации одного из разделов образовательного процесса творческого объединения кукольного театра "Арлекин". По профилю деятельности творческое объединение кукольный театр "Арлекин" принадлежит к сфере искусства. А искусство, прежде всего, воздействует на чувства человека, а чувства могут быть индивидуальными. Они всегда зависят от качества личности. А открыть эти качества в ребенке, научить понимать другого человека, сочувствовать ему лучше всего помогает искусство театра. Театр, как известно, синтетический вид искусства. Изучая театр, ребенок погружается в мир литературы, музыки, хореографии, изобразительного искусства. Эти познания - неотъемлемая частица общей системы эстетического воспитания. Кроме того, театр - коллективное искусство. Искусство - по Г.К. Селевко "способ ценностной социализации человека, его эмоционального и интеллектуального развитии, приобщения к коллективному опыту человечества, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам". По определению понятно, что в этой сфере деятельности наиболее полно могут быть созданы условия для успешного освоения воспитанниками социокультурного опыта. Дети приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других в группе, то есть приобретают навыки совместной работы, учатся ответственности за порученное дело, взаимопомощи. Таким образом, в условиях работы творческого объединения кукольного театра необходимо было создать интегрированную социокультурную среду как целостную систему влияний. Эта среда включила в себя два взаимосвязанных элемента: пространственно-духовная (внутренняя среда) и предметно-материальный (внешняя среда). В такой образовательной среде возможно объединение сфер взаимодействия между педагогом и воспитанником, между членами творческого объединения кукольного театра, в коллективе. В основе педагогического взаимодействия в данных условиях лежит деятельность, сотрудничество, взаимопомощь, толерантность, самоуправление, то есть мы рассматриваем освоение детьми социокультурного опыта как необходимый компонент социализации ребенка, его готовность к полноценной жизнедеятельности в современной социокультурной деятельности. Для его освоения, во-первых, ставим обучающие цели: приобретение воспитанниками теоретических знаний и практического опыта, которые в итоге обучения должны способствовать формированию у воспитанников знаний, умений и навыков по широкому кругу дисциплин кукольного театра, с технологией формирования речи, навыками кукловождения и правилами при работе с куклой, умение наблюдать, анализировать, сравнивать работы товарищей. Приобретенный опыт в этом случае прослеживается через практические умения и навыки - уметь делать, правильно уметь применять их в сложившихся жизненных обстоятельствах, определять уровень достаточности полученного опыта, знаний и возможностей их выполнения - уметь учиться. Во-вторых, в концептуальных основах определяем развивающие цели: закладываем творческое развитие личности ребенка. Это значит, что мало научиться правилами кукловождения и знать театральную терминологию. А ценность приобретает тогда, когда она содержит в себе индивидуальность, отражает личность актера. Необходимо научит ребенка фантазировать, придумывать, творить, целенаправленно идти к реализации задуманного через решение проблем, видения перспектив и целостного задуманного. Для этого необходимо приобрести опыт творческой коллективной деятельности - уметь видеть проблему и варианты ее решения, уметь искать информацию для решения поставленных задач, уметь оценить свою работу, что бы вовремя ее скорректировать. Кроме того, важным моментом творческой деятельности является итог. Мы должны добиться, чтобы воспитанник до конца шел к намеченной цели, т.е. он должен развить свои организационные способности: уметь предвидеть результат своего труда, а для достижения поставленной цели - уметь планировать выполнение задуманного, доводит работу до конца. В-третьих, более чем двадцатилетний опыт работы с детьми показал, что наряду с образовательными и развивающими задачами программа позволяет реализовать огромные воспитательные возможности. Методика воспитания детей через театральное творчество далеко не нова, но до наших дней сохранила в себе до гениальности простое обоснование правил человеческого общежития, культуры поведения, не противоречащего морально-нравственным принципам общества в целом. Поэтому в воспитании личности воспитанника, необходимо ставит целью приобретения детьми некоторого социального опыта - уметь общаться, уметь сопереживать, уметь помогать, уметь жить в обществе и для общества, создавая в то же время комфортные условия для себя. Таким образом, можно сделать вывод, что применение проектного метода обеспечивает успешный результат приобретения воспитанниками социокультурного опыта.

На основании вышеизложенного, предлагается функциональная модель организации одного из разделов образовательного процесса в творческом объединение кукольного театра. Мы ожидаем, что предлагаемая система способна не только дать заложенные в сути направления деятельности элементарные навыки кукловождения и общение со зрителем и партнером через куклу, но и достичь основной цели современной образовательной политики в воспитании человека творческого, социально адаптированного к жизни в рыночных экономических условиях на основания приобретения им социокультурного опыта.

Модель организации образовательного процесса предполагает реализацию трех блоков, предусматривающих достижение следующих целей: обучающих - блок "Бабушкина мастерская", развивающих - блок "Нянюшкины сказки", воспитательных - блок "Я - сам". За время работы в кукольном театре воспитанники проходят последовательно три этапа обучения театральному искусству. Кроме обучения воспитанникам можно предложить мероприятия, соответствующе профилю творческого объединения: участие в праздниках, конкурсах, выставках, мастер-классах; оказание посильной помощи социально незащищенным слоям населения (дети с ОВЗ, дети-сироты, ветераны войны и труда). В результате взаимосвязи образовательных блоков воспитанники творческого объединения кукольного театра объединяются в единый творческий коллектив, что обеспечивает получение воспитанниками студии не только теоретических знаний и практического опыта по разным видам театрального искусства, но и навыков творческой и проектной деятельности.

Применение проектной деятельности обучения в процессе обучения воспитанников в творческом объединении

В учебно-тематическом плане для наиболее эффективной реализации программы предлагается организация проектной деятельности воспитанников: выполнение ими практико-ориентированных проектов технологической, творческой, социальной направленностей; межпредметных проектов, творческих проектов.

"Бабушкина мастерская" - обучающий блок, результатом реализации которого должен быть комплекс знаний, практических умений и навыков по изготовлению и использованию театральной куклы. Воспитанники должны изготовить куклы и декорации для одного театра, придумать и поставить сказки, истории, используя один из видов театра, показывая его на различных импровизируемых ширмах, "оживление" предметов, вещей с помощью рук. Научиться изготовлять планшетные куклы, куклы из бросового материала, перчаточные куклы. Важным итогом обучения является изготовление домашнего кукольного театра. Доминирующим видом деятельности в этих условиях можно определить монопроектный тип. Однако при взаимодействии с другими блоками программы, что предусмотрено учебно-тематическим планом, возможно выполнение межпредметных проектов. Характер координации проекта на любом этапе в творческом объединении является открытым. Проект курируется педагогом; к этой деятельности также можно привлечь старших воспитанников творческого объединения. По характеру контактов между участниками проектной деятельности определяется в основном индивидуальный тип проекта, иногда возможно выполнение проекта в паре. Такая типология обосновывается тем, что реализация обучающегося блока направлена на развитие индивидуальных способностей, причем у каждого воспитанника. Выполнение проекта в группе может отрицательно сказываться на приобретении необходимых умений и навыков каким-либо членом этой группы. Продолжительность выполнения проекта в данном случае невелика и составляет от одной недели при плановых занятиях до одного месяца при выполнении итоговой работы, т.е. здесь речь идет о проекте средней продолжительности.

Итогом обучения воспитанников при использовании проектного обучения в соответствии с программными требованиями будет являться проектирование и изготовление домашнего кукольного театра в ответ на определенную потребность в нем. Работа в этом случае, как правило, бывает авторским.

"Нянюшкины сказки" - развивающий блок, основан на организации конкурсной и творческой деятельности. Эти формы работы и будут доминирующими в данном случае, а виды деятельности можно сгруппировать в творческий тип проекта.Большие развивающие возможности дает знакомство со сказкой, былинами, рассказами, потешками. Само по себе это полезно для развития творческого воображения. А возможно еще организовать проектную работу по итогам изучения этих литературных источников, попытаться самим сочинить сказку, рассказ или спроектировать постановку сказки. При реализации данного направления блока наиболее типичны групповые долгосрочные межпредметные проекты. При сочинении сказки целесообразно проектную деятельность вести индивидуально или группой. Выполняются в срок от одного месяца до года.

Итогом проектной деятельности можно увидеть в выполнении работ, которые станут дидактическим материалом, оформительским, выставочным материалом. В результате должен быть собран большой сценарный репертуар, а также персонажи для кукольных спектаклей, элементы декораций.

"Я - сам" - социальный блок, его название говорит само за себя - организация общественно-полезного труда, социально-значимой деятельности. Исходя из этого, типологию проектов здесь можно определить как социальные проекты. Формы и методы работы, заложенные в программе, предполагают интегрированную проектную деятельность, выполнение практико-ориентированных проектов, исходя из их социальной значимости. За основу здесь взяты заказы районных социальных учреждений и служб, работающих с детьми с ограниченными возможностями, детьми в детских домах, а также другими социальными структурами, которым заинтересованы во взаимодействии с творческим объединением. Выполнение такой проектной работы может осуществляться группой воспитанников и включать в себя следующие виды проектной деятельности:

  • организационный - планирование работы, распределение функций и ответственности среди членов творческого объединения;
  • конструкторский и технологический - разработка выкроек и технологии изготовления;
  • экономический - составление расходной сметы и приобретение необходимого материала;
  • практический - изготовление заказа;
  • оценочный - оценка качества выполнения работ.

Кроме того, в рамках взаимодействия с развивающим блоком возможно оказание других видов помощи: обучающая и досуговая. Проекты в данном случае будут иметь практико-ориентированного характера (постановка спектакля), выполняться всем коллективом, по продолжительности могут быть даже неограниченны временем. В итоге проектной деятельности будут выполнены установки и требования общества по оказанию посильной помощи районным структурам социального направления деятельности и индивидуально нуждающимся гражданам. Немало важным результатом такой проектной деятельности ожидается осуществление эффективного воспитательного воздействия на участников проектов: воспитание в детях сострадания, толерантности, взаимопомощи, чувство ответственности за судьбу ближнего, необходимости оказывать посильную помощь более слабому. Классификационной особенностью проектной деятельности является то, что все проекты в итоге воплощаются в постановке спектакля, то есть все их можно определить как практико-ориентированные.

Освоение проектной деятельности воспитанниками

Обучение воспитанников творческого объединения кукольный театр ведению проектной работы имеют следующие этапы:

  • подготовительный (организационный);
  • обучающий (поисковый и исследовательский);
  • собственно проектировочный (технологический);
  • итоговый (презентационный).

Особенностью организации педагогической деятельности на всех этапах является постепенное освоение воспитанниками социокультурного опыта по мере выполнения программных требований. В результате подготовительного этапа большинство воспитанников приобретает способности, требуемые для выполнения проектной деятельности: элементарные навыки работа с документацией, работа с информационными источниками, выбор базового материала, начальные знания, умения и навыки, творческий опыт, навыки самооценки и критического восприятия оценки работы в социум. Кроме того на первом этапе проектной деятельности воспитанники совместно с педагогам разрабатывают и оформляют проектные папки. Многие воспитанники творческого объединения впервые сталкиваются с подобным видом практической работы. В данном случае выполнение проекта является для воспитанника одновременно знакомством и введением в проектную деятельность как жизненно значимой необходимостью. На втором этапе проектная деятельность выполняет обучающие функции - основной целью является приобретение воспитанниками знаний, умений и навыков в соответствии с программным материалом. Основы творческой деятельности воспитанники постигают параллельно обучению.

На третьем этапе воспитанникам творческого объединения предлагается выполнение как индивидуальных, так и групповых проектов: итоги поисково-познавательной деятельности, организация досуговой деятельности, выполнение социально-значимых проектов по проблеме местного социума. На этом этапе воспитанники применяют в творческой деятельности знания, практические умения, полученные на ранних этапах обучения. Четвертый этап проектной деятельности - презентация проекта, общественное обсуждение его результатов. В целях выполнения этого этапа в творческом объединении проводятся выставки, профильные мероприятия, презентации, детские научно-практические конференции. Вся проектная деятельность осуществляется по следующему алгоритму: изучение возникшей ситуации и постановка проблемы -> определение путей ее решений и выбор оптимальных -> разработка плана и технология решения проблемы -> реализация проекта -> презентация проекта, экспертная оценка и самооценка результатов проектной деятельности. Таким образом, в результате реализации программы с применением метода проектного обучения выполняется двуединая педагогическая задача: развитие личностных качеств каждого воспитанника и организацию общественно-полезной, социально-значимой деятельности в ближайшем социуме.

Приложения.