Цель урока:
- Познакомить учащихся с силой трения, закрепить полученные знания о силах в природе. Сформировать понятие “трение” и “сила трения”;
- продолжать формирование естественнонаучных представлений;
- продолжать отработку практических навыков работы с оборудованием;
- способствовать бережному отношению к приборам и оборудованию;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся через рассказ об ученых.
Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, сравнивать результаты опытов, делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: динамометр; деревянные бруски; набор грузов; песок.
Демонстрации:
- Силы трения покоя, скольжения.
- Сравнение сил трения скольжения и качения.
Ход урока
- Актуализация опорных знаний. Создание ситуаций успеха.
- Фронтальный опрос:
- Что называется силой?
- Какие силы мы уже изучили?
- Как дать полный ответ о любой силе?
- С помощью какого прибора можно измерить силу?
- Решение задач. (У доски)
- Какая сила тяжести действует на яблоко массой 120г?
- Пружину жесткостью 500Н/м растянули на 2 см. Под действием какой силы она была растянута?
- Определите, о какой силе говорится в тексте книги “Занимательная физика” Я.И. Перельман “Всем нам случалось выходить из дома в гололедицу: сколько усилий стоит нам удержаться от падения, сколько смешных движений приходится нам проделывать, чтобы устоять!”
- Примеры проявления явления трения в природе.
- Объяснение нового материала.
Презентация. Тема урока “Сила трения” (слайд 1)
- Знакомство с силой трения (слайд 2,3)
Опыт 1. Влияние силы трения на движение тел. Толкнуть брусок по доске трибометра. Выявить причину быстрой остановки бруска.
- Сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого, когда тела неподвижны, либо перемещаются относительно друг друга, называется силой трения. (Ролик “Сила”)
- Обозначается сила трения буквой F с индексом Fтр
|
|
Причины возникновения силы трения:
|
|
шероховатость поверхностей соприкасающихся тел
|
взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел
|
Как правило, в большинстве случаев трение обусловлено этой причиной | Возникает в случае гладко отшлифованных поверхностей |
- Немного истории (слайд 4,5)
Первым силу трения исследовал Леонардо да Винчи (1452-1519г.г.). Позже исследовали эту силу Гилиома Амонтон (1663-1705г.г.) и Шарль Кулон (1736-1806г.г.). Амонтон и Кулон ввели понятие коэффициента трения.
- Рассмотрим подробнее силу трения
Существуют различные виды сухого трения:
Трение покоя (слайд6). Сила, которая удерживает шкаф на месте - сила трения покоя. Чтобы сдвинуть тело с опоры нужно приложить силу. Эта сила уравновешивает силу трения. На наклонной опоре сила трения удерживает тело. Сила трения покоя по величине может достигать больших значений. (Ролик “Трение покоя”)
Задание №1. Измерение силы трения.
Оборудование: бруски, набор грузов, динамометр, линейка.
Ход работы:
- На доску трибометра положить деревянный брусок с грузом 100г, за крючок бруска прикрепить динамометр, и держа его горизонтально постепенно увеличивать силу тяги.
- Сделать вывод.
Вывод: пока сила тяги мала, брусок остаётся в покое. Значит кроме силы тяги, на брусок действует еще какая-то сила, противодействующая данной. Эту силу называют силой трения покоя.
Трение скольжения (слайд7). Когда тело начинает двигаться по опоре, возникает сила трения скольжения, направленная в сторону, противоположную движению.
Задание №2. Измерение силы трения скольжения.
Оборудование: бруски, набор грузов, динамометр, линейка.
Ход работы:
- Положите брусок на поверхность стола. Прикрепите динамометр к бруску и тяните за динамометр равномерно (с одинаковой скоростью).
- Определите показания динамометра. Как можно уменьшить силу трения? Ответ: Чтобы уменьшить трение, на гладкие поверхности трущихся тел наносят жидкую смазку.
- Поместите на брусок поочередно 1, затем 2, а затем 3 груза и для каждого из случаев измерьте силу трения.
- Записать результат.
- Сделать вывод.
Вывод: между молекулами соприкасающихся тел возникают силы взаимного притяжения, которые и являются причиной трения. Если тела хорошо отполированы, то сила трения может стать очень большой.
Трение качения (слайд8). Трение качения - сила трения, которая возникает, когда одно тело катится по поверхности другого. (ролик “Сила трения качения”).
В технике часто для уменьшения сил сухого трения наносят смазку, или заменяют трение скольжения трением качения (применяют подшипники). Сила трения качения намного меньше трения скольжения.
Задание №3: Сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения.
Оборудование: брусок, динамометр, каток (вместо катка можно взять брусок и деревянные карандаши), линейка.
Ход работы:
- Собрать установку (рис.1). (Если нет катка, то можно брусок положить на деревянные карандаши). Записать значения сил трения
- Собрать установку (рис.2). Записать значения сил трения
Рис.1. | Рис.2. |
- Сравнить значения и сделать вывод.
(Ролик “Отличие сил трения”)
- Другие силы трения.
При движении твердых тел в жидкостях возникает сила вязкого трения. Величина вязкого трения зависит от формы тела, рода жидкости и скорости движения тела.
- Особенности силы трения
- возникают при соприкосновении двух движущихся тел
- действуют параллельно поверхности соприкосновения тел
- направлено против движения тела
- Нужно ли избавляться от трения? (слайд 9,10,11)
Представим нашу жизнь без трения (беседа с учащимися)
- Рефлексивно-оценочный этап:
- Ответить на вопросы:
- Почему любое тело, приведенное в движение, в конце концов,
останавливается?
Ответ: На движущееся тело действует сила трения скольжения, которая направлена против движения и уменьшает скорость тела. - Почему труднее санки сдвинуть с места, чем их везти?
Ответ: Сила трения покоя при движении с места санок больше силы трения скольжения. - Почему бочку катят, а не переносят?
Ответ: В данном случае заменяют силу трения скольжения силой трения качения, которая значительно меньше - Как можно уменьшить трение?
Ответ: Смазка уменьшает трение, и заменить скольжение тела качением. Сила трения качения меньше силы трения скольжения. - Как увеличить трение?
Ответ: Сделать поверхность неровной (шероховатой) или увеличить силу давления.
- Объясните поговорки о трении:
- “Не подмажешь – не поедешь”.
- “Пошло дело как по маслу”.
- “Что кругло – легко катится”.
- “Лыжи скользят по погоде”.
- “Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой”
- Давайте подведем итог нашего урока:
- Какое явление мы изучили?
- Каковы причины возникновения трения?
- От чего зависит трение?
- Какие способы уменьшения и увеличения трения существуют?
- Зависит ли трение от среды, в которой оно возникает?
- Какие виды трения существуют вокруг нас?
- Какие физические величины характеризуют каждый из видов трения?
- Что вам понравилось на уроке? (слайд12)
- Что было трудным?
- Домашнее задание:
- §16-17; вопросы к параграфу; 10 примеров различного проявления силы трения (найти из дополнительной литературы). Написать сочинение на тему: “Если не было силы трения”.
- Высокий уровень. Задачи на смекалку:
- На столе лежит стопка книг. Что легче: вытянуть нижнюю книгу, придерживая остальные, или привести в движение всю стопку, потянув за нижнюю книжку?
- Чему равен коэффициент трения колёс о дорогу, если сила тяги машины массой 1т равна 500Н.