Цели занятия:
Познакомиться с понятием, назначением технического рисунка, отличием технического рисунка от чертежа, овладеть навыками выполнения технических рисунков различных моделей;
Развитие пространственного воображения, логического мышления;
Воспитание интереса к будущей профессии.
Учебные пособия, принадлежности и материалы: чертёжные принадлежности, рабочая тетрадь, набор деревянных моделей, карточки.
План занятия:
- Организационная часть.
- Постановка темы и цели занятия.
- Изучение материала.
- Самостоятельная работа студентов.
- Подведение итогов работы и задание на дом.
Постановка темы и цели занятия
Каждый инженер и техник должны уметь технически грамотно и быстро выполнять рисунки деталей. В тех случаях, когда трудно выразить мысль словами или текстом, хорошо помогает рисунок.
Для того чтобы сконструировать новое изделие, необходимо сначала представить его, выполнить рисунок, определить размеры деталей, выполнить чертёж.
Часто технический рисунок является первичной формой отображения творческой мысли и сегодня вы должны научиться его выполнять.
Изучение материала
К занятию студентам дано задание: выписать из разной литературы определения технического рисунка. Определения зачитываются, и каждый студент самостоятельно записывает в рабочую тетрадь определение.
Технический рисунок – это наглядное изображение, выполненное от руки, на глаз по правилам аксонометрических проекций, предпочтительно в изометрии.
Для приобретения навыков в техническом рисовании проделаем ряд упражнений:
проведение линий от руки, деление отрезков и прямых углов на равные части без инструментов, проведение прямых параллельных линий, построение прямых под углом 30 градусов к горизонтали.
Давайте вспомним:
– Что такое аксонометрическая проекция?
– Какие проекции называются прямоугольными?
– Как расположены оси в изометрии?
– Как построить оси для изометрической проекции?
– Как от руки построить оси под углом 120 градусов?
Изображение окружности на техническом рисунке.
Студенты самостоятельно разбирают построение изометрической проекции окружности от руки по учебнику и по желанию отвечают у доски.
При изображении овалов необходимо учитывать коэффициенты по осям. Если овал изображает окружность в изометрической проекции, расположенную в горизонтальной плоскости, то длина большой оси примерно равна пяти отрезкам, а длина малой – трем отрезкам.
Если овал расположен в профильной плоскости, то ось x совпадает с малой осью овала, и их проводят под углом 30 градусов к горизонтали, а большую ось под углом 90 градусов к малой. Откладывая по осям отрезки, равные 3а и 5а, намечают контур овала.
Наглядность технического рисунка
Для придания объёмной формы предметам, изображённым на техническом рисунке, наносят штриховку или шраффировку (с помощью точек). При этом считают, что лучи света падают на предмет справа и сверху или слева и сверху. Освещенные поверхности штрихуют тонкими линиями на большом расстоянии друг от друга, а теневые – более толстыми линиями, располагая их чаще.
Преподаватель демонстрирует на доске последовательность выполнения технического рисунка модели.
Самостоятельная работа в тетрадях:
1. Выполнение технического рисунка деревянной модели. ( Контроль, анализ, оценка)
2. Построение технического рисунка по карточке-заданию. Необходимо по двум проекциям представить, как выглядит предмет, и выполнить его технический рисунок.
Подведение итогов работы с анализом выполненных работ.
Задание на дом:
И.С.Вышнепольский, В.И. Вышнепольский, Черчение для техникумов, с.68-71, вопросы для самоконтроля. Подготовиться к выполнению графической работы.