Цель: формировать элементарные представления о быте, традициях русского народа, развивать познавательный интерес к истории Родины. Обогатить словарный запас детей, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя.
Развивать мышление, способность воспроизводить в речи старинные названия домашней утвари.
Воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, культуре России.
Словарная работа: посиделки, самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, лапти, прялка.
Предварительная работа: знакомство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаутками, пословицами; предметами быта и домашней утвари. Разучивание потешек, нарядных песен, игр. Продолжить знакомство с декоративно-прикладным искусством.
Материал: Предметы быта: горшки, скатерть, вязаные дорожки, вышитые полотенца, ухват, кочерга, веник, прялка, платки, сарафаны, рубахи.
План занятия.
Звучит народная мелодия. Дети в русских костюмах входят в комнату. Воспитатель в русском сарафане приветствует гостей (детей).
- Здравствуйте, гости дорогие!
Наша изба мала, но тепла. Вот наша хозяйка, а я ее помощница. Девочка - хозяйка. Хорошему гостю хозяин рад!
Чтобы в избу попасть, необходимо посмеяться, прочитать потешки, загадки загадать.
Найти друзей и ловкость показать.
Дети:
1-й. Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
2-й. Много гостей, много и новостей.
3-й. Дом вести - не бородой трясти.
4-й. Что есть в печи - на стол мечи!
5-й. Не красна изба углами, а красна пирогами.
6-й. Умей в гости звать, умей и угощать.
7-й. Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.
8-й. Туда голуби летают, где их привечают.
Дети стоят полукругом.
- Дети дорогие! Мы сегодня с вами попадем в старые времена, в Древнюю Русь. И вы не будете мальчиками и девочками, а станете на время девушками и парнями. В старину темными и зимними вечерами собирались люди в большой избе, где пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Помощница предлагает осмотреть сундук и найти предметы, которые могли бы быть сделаны на посиделках. Дети находят предметы, отмечают, что полотенце вышитое, лапти- плетенные, коврик - вязанный. Ведущая, предлагает полюбоваться этими предметами и приглашает детей на посиделки. Хозяйка предлагает гостям сесть.
Песня «Прялщица».
Девочки имитируют вышивание.
После песни стук в дверь - заходят мальчики.
1-й. «Расступись, честной народ, не пыли, дорожка.
Добры молодцы идут погулять немножко».
2-й. «Вдоль по улице во конец
Шел удалый молодец,
То был Ваня - кузнец
Удалой молодец».
3-й. Балалаечка - гудок
Свое дело знает
Она в Кузиных руках
Хорошо играет.
Хозяйка. Просим в избу:
Красному гостю - красное место.
Помощница: «Раз парни пришли, можно и поиграть».
Русская народная игра «Перелизы».
- Вставайте скорее в крут.
Играющие берутся за руки, образуя круг. Один остается в середине. Все поют и приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей
Семеро детей, да все сыновья,
Они не поют, не едят
Друг на друга глядят
И делают все во так ...
Стоящий в середине ребенок делает какое- либо движение, и все играющие должные его повторить. Кто опоздает или сделает по своему, тот выбывает из игры.
Помощница: А вы, гости дорогие Отгадайте-ка загадки:
- Кто в избе рогат? (Ухват)
- Черный конь скачет. (Кочерга)
- Стоит толстячок, блестит бочок,
Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар) - Он по горнице гуляет -
Пыль и мусор собирает. (Веник)
Хозяйка начинает дразнилку.
- «У Егора на носу кошки драли колбасу!»
Ребенок. Наташка- пышка на улицу вышла.
На камушек села, три яблочка съела!
Ребенок. Андрей - воробей, не гоняй голубей.
Гоняй галочек из- под палочек.
Ребенок. Маринка - корзинка прыгала,
Скакала. В болото упала!
Ребенок. Николай, Николай, сиди дома не гуляй,
В балалаечку играй.
Ребенок. Ах ты, Сашка таракашка,
На сарай полезай.
Там кошку дерут, тебе хвостик дадут!
- Хозяйка. - Ну хватить дразниться, давайте лучше частушки Помощница. Делу время - потехе час. Давайте!
- Я румяная девица
И танцую ловко
Потому что ем всегда
Свежую морковку.
- Ах, зачем же нам мальчишки
Нету в них ведь толку
2 часа я их учила
Как держать иголку.
- Ох, артистка, наша Даша
Очень любит выступать
Чтоб стащить ее со сцены
Нам пожарных нужно звать.
- Мой дружочек так хорош,
Да росточком очень мал
Проводил меня до дома
Я чихнула - он упал!
- Мы пропели вам частушки
Хорошо или как раз
Если плохо мы не против
Шлите жалобы на нас.
Хозяйка (идет к столу):
Хлебом - солью всех встречаем.
Самовар на стол несем
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том о сем.
Помощница:
«Я иду, иду, иду, самовар в руках несу»
Самовар в руках несу, прибаутки пою.
Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла девяносто два блина
Два корыта киселя, пятьдесят пирогов -
Не найти едоков!
Дети вспоминаю поговорки и пословицы о еде, каши:
«Гречневая каша - матушка наша,
А хлеб ржаной наш отец родной.»;
«Ешь до сыта, а работай до пота»;
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»;
«Гречневая каша сама себя хвалит».