Учебно-технологическая карта занятия
Тема занятий: гидролиз солей.
Вид занятий (тип урока): урок изучения нового материала проблемно-поискового характера.
Цель занятий:
- Учебная: изучить понятие, типы гидролиза солей.
- Развивающая: развивать умения составления молекулярных и ионных уравнений, определения реакции среды растворов различных солей.
- Воспитательная: формировать внимание, аккуратность, трудолюбие.
Межпредметные связи:
- обеспечивающие. Химия.
- обеспечиваемые. Физколлоидная химия, Технохимконтроль.
Деятельностные цели:
- должны знать понятие и типы гидролиза солей.
- должны уметь записывать уравнения гидролиза, определять реакцию среды.
Обеспечение занятий: наглядные пособия, раздаточные материал: таблица растворимости, тестовые задания.
Обеспечение учебного места (для практических занятий, лабораторных работ):
- оборудование и реактивы по данной теме.
- литература основная: В.М. Потапов «Химия» с.118-175.
- литература дополнительная: И.Г. Хомченко «Общая Химия» с.210-215.
Ход урока
Организационная часть
Время: 5минут.
Проверка аудитории и готовности группы к занятию:
- отметить отсутствующих.
- записать число и тему занятия.
Актуализация опорных знаний студентов, включение студентов в учебный процесс
Метод: фронтальный опрос
Время: 18 минут.
Дайте понятия:
- электролиты.
- неэлектролиты.
- диссоциация.
- степень диссоциации.
- сильные электролиты.
- слабые электролиты.
- сильные кислоты.
- сильные основания.
Мотивация
Изучить понятие и типы гидролиза солей, научиться определять реакцию среды растворов различных солей.
Данная тема необходима для изучения специальных дисциплин – технология отрасли, технохимконтроль в общественном питании, а так же при изучении аналитической химии и физколлоидной химии на II курсе.
В технологии приготовления пищи гидролиз протекает со многими основными компонентами пищи: белками, жирами, углеводами. Это вы будете наблюдать при варке компотов, киселей, при приготовлении теста, выпечке изделий из теста и т.д.
Изучение нового материала.
Время: 45 минут.
Метод: лекция с элементами беседы, демонстрационный эксперимент, сообщения студентов.
План:
- гидролиз: понятие, значение.
- диссоциация воды. Водородный показатель.
- типы гидролиза солей.
Что называется гидролизом? В переводе с греческого языка гидро- вода, лизис-разложение, так что такое гидролиз, сформулируйте понятие.
Откройте учебник Потапова стр.106 –выделенным шрифтом найдите и прочитайте определение.
Записываем: Гидролиз соли – реакции обмена между некоторыми солями и водой, приводящие к образованию слабого электролита.
Каково значение гидролиза? (стр.109).
По этому вопросу слушаем сообщение студента: Приложение I.
Данная изучаемая тема, имеет очень важное значение для формирования теоретических основ получаемой вами профессии.
Переходим ко второму вопросу плана.
Вода – это самая загадочная, самая популярная жидкость на земле.
Вода – это слабый электролит, т.е. ее молекулы незначительно диссоциируют на ионы.
Таким образом, вода имеет нейтральную реакцию среды.
Демонстрационный эксперимент:
- опыт №1. «Определение значения рН воды дистиллированной». Приложение II.
- опыт №2. «Определение значения рН воды водопроводной». Приложение III.
- опыт №3. «Определение значения рН воды морской». Приложение IV.
Сообщение домашнего задания.
Время: 5 минут.
В.М.Потапов «Химия» с.105-109, записи в тетради, подготовка к практической работе по теме «Гидролиз солей».
Обобщение и систематизация материала.
Время: 10 минут.
Метод: самостоятельная работа по выполнению тестового задания.
Время: 5 минут.
Метод: самоконтроль по выполнению тестового задания.
Время: 2 минуты.
Заключительная часть урока
Время: 5минут.
Подвести итог занятия и анализ работы студентов группы.