Цель:
- Подвести обучающихся к пониманию значения образования единого Китаяи изобретений китайцев.
- Продолжить формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы.
Учебное оборудование:
- карта "Древний Восток. Индия и Китай 3 в. до н.э.",
- ИКТ сопровождение,
- рабочие карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Карточки с заданиями на 10 минут для 6 человек.
Карточка № 1.
Лестница с "Б"
- Просветленный мудрец,
- Тростник, из которого делали дощечки для письма
- Служитель бога в Индии
Карточка № 2.
Лестница с "Б"
- Финикийская буква
- Город Финикии
- Знак, который соответствовал отдельному звуку
- Священная книга
Карточка № 3.
1. О ком так говорили в Древнем Китае?
"Его лицо - лицо дракона,
Его руки - руки дракона.
Его глаза - глаза дракона,
Его дети - потомство дракона"
2. Устно. - "Чему учит мудрец Конфуций?" 2 человека по принципу цепочки рассказа.
3. Учебно-мозговой штурм (решение задач).
А) Из китайских народных песен
Наши крысы, наши крысы,
Не грызите вы посевы.
Мы живем у вас три года.
А наград от вас не видно.
Бросим вас, уйдем подальше.
В страны счастья мы уйдем.
Посмотри на крысу, у нее есть шкура.
А у господ нет и благородства,
Что ему делать, как не умирать?
Вопросы:
- Кого авторы песен показывают в образе вредителей посевов - крыс?
- Какие мысли и чувства народа переданы в этих песнях?
Б) Были найдены гадальные кости, на которых были сделаны надписи - вопросы богам:
- "Правильно ли принести в жертву военнопленных?"
- "Правильно ли закапывать рабов или нет?"
- "Принести в жертву 30 человек, 10 быков?"
- "Если головы люда принести в жертву, царь получит помощь?"
Вопросы:
- Какие выводы можно сделать на основании этих письменных источников о хозяйстве? О строе?...
III. Изучение новой темы.
1. Объединение Китая.
В Китае было несколько самостоятельных государств или царств, которые вели между собой кровавые войны. Известно, что после одного из побоищ под Чампином в 260 году до нашей эры воины царства Цинь живьём закопали 400 тысяч сдавшихся в плен. Постепенно царство Цинь присоединило, таким образом еще несколько малых царств. В чем же причины побед?:
- Новая организация войска - в первых рядах молодежь, а в обороняющихся - опытные пожилые воины:
- Вводилось единое законодательство
- Единая монета
- Единые письменные знаки
- Упорядочили систему мер и веса
Запись на доске - логическая цепочка:
- Несколько царств в 3 в до н.э - войны - сильное войско - наиболее сильное Цинь - вводилась единое законодательство
- Единая монета
- Единые меры веса и длины
- Единые письменные знаки
Вопрос:
- Какое это дает преимущество?
2. Управление.
Мы знаем, что Китайский мудрей Конфуций учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не проявлять жестокость.
В 221 году до нашей эры единым правителем становится Цинь Щи Хуанди.
Его министр Ли Сы - очень умный и жестокий человек - провел очень важные преобразования.
- Перепись населения для чего?)
- Вся территории Китая разделена на 36 областей во главе с наместниками, назначенных императором
Запись в тетради
Управление:
- Император
- Министры
- Военачальники
- Наместники
Император держал народ в страхе. За малейшую провинность людей били, отрезали нос, наказывали всю семью и даже соседей. Были уничтожены тысячи почитателей Конфуция (Почему?) держать такую державу в жестоком подчинении очень трудно, постоянно вспыхивали восстания, но кроме внутренних врагов были и внешние - кочевники-монголы. И чтобы обезопасить себя с той стороны начали строить Великую Китайскую стену-восьмое чудо света. Самостоятельная работа с учебником. Вопросы о характеристике Великой стены
Информация для учителя.
Стена длиной 4000 (6500) км. Башни находятся через 2-3 км. Ширина стены такова, что могли свободно разъехаться 2 колесницы. Строилась стена с перерывами 100 лет. Император не знал меры в своих прихотях. Его гробница соперничает по роскоши с пирамидами египетских фараонов. Она занимает площадь в несколько квадратных километров и строилась в течение 37 лет 720 тысячами китайцев. Археологи исследовали только одну малую часть усыпальницы, но находки поражают воображение. В одной из ям найдено целое войско из 7000 воинов в боевом порядке с колесницами. Фигуры воинов и коней керамические, а оружие - металлическое. Причем среди них нет даже двух похожим лицом воинов.
3. Открытия китайцев.
- 1 вариант - работа с учебником и вопросам после параграфа об открытиях и заданиями в тетради (1 выпуск)
- 2 вариант - работа с презентацией к уроку.
- 3 вариант - Дать ребятам немного времени на подготовку для того чтобы они составили рассказ - сказку о том, как иноземцы впервые увидели компас или попробовали чай. (при наличии времени)
IV. Закрепление.
- Что положительного дало древним китайцам объединение страны?
- Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуанди?
- Составление синквейна
(Примерно)
- Китай
- Раздробленный воюющий
- Объединяется захватывает изобретает
- Государство становится могущественным
- Империя
V. Домашнее задание.
Параграф 18 задания в тетради 1 выпуска. Составить синквейн о первом властелине, сказку о распространении китайских открытий в других странах.
Использовалась литература.
- О.В. Арсланова В помощь школьному учителю. История древнего мира
- О.И. Тувельман и А.Е. Зверева. Конспекты для учителя
- Хитина А.Е. Разработки дидактического материала к уроку.
- ИКТ сопровождение можно подобрать в центральном образовательном ресурсе.