Активное развитие экономики, информационных технологий, быстрое устаревание знаний с одной стороны, заполнение экранов телевизоров, печатных изданий, интернет-сайтов развлекательной, легкой продукцией, не редко отличающейся низким эстетическим и духовным уровнем с другой стороны, приводит к резкому сужению художественно-эстетического пространства современных педагогов. Одним из путей преодоления данной ситуации является активное использование проектной деятельности в рамках проведения виртуальных экскурсий.
Современная эпоха открыла перед педагогами новые возможности в использовании проектного метода, позволяя включать все категории педагогов в активную творческую самостоятельную деятельность. Как отмечает М.Б. Романовская: « ... в основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания». Работа, выполняемая в рамках проекта, может быть индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Для выполнения проекта отводится определенное время. Успешная реализация проекта зависит от следующих условий применения:
- существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
- структурирование этапов выполнения проекта;
- самостоятельность педагогов в ситуации выбора.
Метод проектов позволяет включать в активную творческую деятельность для решения поставленной цели всех без исключения педагогов. Одним из вариантов проекта могут быть виртуальные экскурсии.
Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает посещение, какого – либо места или объекта с целью его изучения.
В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой знания воспринимаются и усваиваются путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, музеи, выставки, памятники архитектуры и т.д.) и непосредственное ознакомление с ними.
Экскурсии являются эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении имеют ряд существенных дидактических функций:
- С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения;
- Экскурсии помогают повышать научность обучения;
- Экскурсии играют важную роль в повышении квалификации педагогов.
С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
- Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
- Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов.
- Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями.
- Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.
При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта.
Проведение экскурсий в реальном пространстве музеев или на улицах города требует:
- большого профессионального мастерства,
- умения владеть собой в незнакомой обстановке,
- держать внимание слушателей во время выступления (экскурсии).
Администрация музеев нередко запрещает «посторонним» вести в залах музеев экскурсионную деятельность. Вместе с тем не всегда погодные условия позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме на улицах города, и не позволяет в достаточно короткий срок в рамках пешеходной экскурсии познакомиться с разными объектами, представляющими ту или иную эпоху, так как те находятся на значительных расстояниях друг от друга, что ведет к усталости и резкому снижению восприятия материала, потере интереса к представляемым объектам. Вместе с тем разработка и проведение виртуальных экскурсий педагогами в аудитории способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям.
Создание виртуальной экскурсии по желанию педагогов может осуществляться в индивидуальной деятельности или групповой, главное чтобы работа приносила удовольствие и способствовала качественному, продуктивному освоению материала, создавала ситуацию успеха для всех участвовавших в создании творческого продукта. Есть педагоги, которые любят работать от начала и до конца самостоятельно, они легко используют в своей деятельности современные компьютерные технологии, имея изначально качественную компьютерную подготовку. Другие педагоги ( особенно, молодые специалисты) чувствуют неуверенность на начальном этапе вхождения в подобную деятельность и им более комфортно, когда есть кто-то рядом, более разбирающийся в решении поставленной задачи, поэтому они любят работать в группе. Для высокой продуктивности работы это не является камнем преткновения. Важно, чтобы все без исключения педагоги имели возможность поучаствовать в создании виртуальных экскурсионных проектов. Внутри групп участники проекта достаточно легко делят между собой обязанности. Каждый несет ответственность за свой участок работы и одновременно за всю работу в целом.
Создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, педагоги углубляют знания, полученные в процессе самообразования, расширяют навыки поиска необходимой информации используя все возможные пути - традиционно из книг, так и с помощью интернет-сайтов. Все это ведет к расширению художественно-эстетического пространства.
Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Перечислим наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии - это
- определение цели и задач экскурсии;
- выбор темы;
- отбор литературы и составление библиографии;
- определение источников экскурсионного материала;
- отбор и изучение экскурсионных объектов;
- сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта,
- составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
- подготовка текста экскурсии;
- определение техники ведения виртуальной экскурсии;
- показ экскурсии.
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам проекта более организованно вести работу в дальнейшем.
Выбор темы диктуется, прежде всего, предпочтениями педагогов или от конкретной ситуации. Проект виртуальной экскурсии должен иметь свою четко определенную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбирая объекты, участники творческой группы постоянно сверяют их с темой проекта.
Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала. Количество проанализированных объектов может варьироваться от 10 до 20. После того как педагоги отобрали необходимый для виртуальной экскурсии визуальный ряд желательно на каждый их них составить карточку. В случае если во время выступления педагог забыл информацию, он может воспользоваться карточкой. Карточка отличается небольшими размерами (с ладошку) и в ней может быть представлена следующая информация:
- наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
- историческое событие, с которым связан памятник, дата события местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);
- описание памятника (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
- источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
- сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
- К карточке прикрепляется ксерокопия объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.
Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материал видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках проекта виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности.
Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание педагогов, что он должен раскрыть все подтемы.. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ.
Кроме того, использование проектного метода в освоении предметов культурологического цикла способствует социализации педагогов, позволяет использовать в практической деятельности знания, умения, навыки, полученные при подготовке виртуальных экскурсий, воспитанию интереса к истории родного края и культуры горожанина, развитию эстетического вкуса, значительному расширению художественно-эстетического пространства педагогов в целом.
Таким образом, подготовка и проведение виртуальных экскурсий для дошкольников, использование медиаматериалов успешно ведет к повышению квалификации педагогов ДОУ.