В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, стоит ли дошкольников готовить к обучению в школе, к переходу от игровой к учебной деятельности. Аргументом в пользу важности готовить детей еще до школы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства". Поэтому работа по выявлению и сопровождению неготовых к школьному обучению детей в условиях компенсирующего детского сада №52 г. Нижневартовска является одним из приоритетных направлений.
Актуальность. Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день является направление "Мотивационная готовность ребенка к школе", который имеет социальный заказ со стороны родителей и педагогов.
Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.
Проблема мотивационной готовности не является достаточно разработанной, но существует большое количество методов, позволяющих изучать мотивационную сферу поступающего в школу ребёнка. Психологи интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения.
Анализ диагностического обследования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе показывает, что необходимо подготавливать детей подготовительных групп к освоению некоторых самых главных учебных умений и мотивов, так как это влияет на способность справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни.
Цель программы: создание условий для формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- продолжать формировать учебно - познавательные мотивы;
- способствовать удержанию внутренней позиции будущего ученика;
- развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность;
- продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
- продолжать повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;
- продолжать формировать самосознание и адекватную самооценку;
- обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
- развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли;
- продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции.
Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т.к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению (или формированию определенных психологических компонентов).
Принципы построения программы:
- Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
- Принцип целостности развития - усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
- Принципа индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
- Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.
- Программа представляет собой систему из 23 занятий, которые проводятся один раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут, в течение шести месяцев: ноябрь - апрель, в помещении, где есть место для двигательной активности. Занятия взаимосвязаны и выстроены в определенной логике и предполагают формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к обучению в школе (мотивационной, волевой, интеллектуальной и эмоциональной готовности, коммуникативных навыков).
Форма работы:
- групповые занятия;
- индивидуальная работа - включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику готовности дошкольников подготовительных групп к школьному обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
- Работа с родителями детей - участников программы предусматривает:
- анкетирование родителей;
- просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров - практикумов и круглых столов;
- индивидуальную консультативную работу.
С будущими первоклассниками два раза в год (октябрь, май) проводится исследование психологической готовности к школе по следующему диагностическому инструментарию:
"Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения" (предложенный авторами М.М. Семаго и Н.Я. Семаго);
Беседа по выявлению сформированности "внутренней позиции школьника" (разработана Н.И. Гуткиной);
Методика "Определение мотивов учения" (разработана М.Р. Гинзбургом). Автор этой методики отметил, что для 6-летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:
- собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный);
- широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);
- "позиционный" мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);
- "внешние" мотивы;
- игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную - сферу (игровой);
- мотив получения высокой отметки (отметка).
Методика "Мотивационные предпочтения" ("МП") (автор Д.В. Солдатов). Методика специально создана для определения мотивационной готовности к школьному обучению. Тест позволяет оценить, какой из трех мотивов - игровой, трудовой или учебный - является у ребенка доминирующим.
Методика диагностики учебной мотивации (ДУМ-1). Исследуются четыре типа мотивации: познавательная, достижения, общения и игровая.
Все методики выявления ведущих мотивов человека имеют различные уровни компетентности, поэтому после анализа результатов психодиагностического исследования делаются выводы о мотивационной готовности ребенка к школьному обучению (приложение 3):
При выборе ребенком 70-100% учебных, социальных и познавательных мотивов по результатам диагностического обследования, в заключении отмечают, что ребенок оптимально готов (высокий уровень) к школьному обучению, т.е. сформированность мотивов на высоком уровне требований школы, в соответствии со зрелой "внутренней позицией школьника", что наблюдается не у всех школьников.
При выборе 30-70% ? достаточно готов (средний уровень), т.е. сформированность некоторых компонентов, сторон мотивации до уровня школьных требований, выраженная неустойчивость мотивов поведения, учения.
При выборе до 30% ? недостаточно готов (низкий уровень), т.е. мотивационная незрелость, неготовность к школе.
Работа по программе ведется с детьми мотивационно неготовыми к систематическому обучению в школьных условиях, т.е. с дошкольниками, которые при выборе мотивов набрали не более 30% учебных, социальных и познавательных мотивов.
У ребенка, у которого не обнаружили черты зрелости мотивов и сформированности "внутренней позиции школьника", проявляется таким образом:
- в отсутствии стремления ребенка пойти в школу или даже негативном отношении к школе и учению;
- в выраженной импульсивности поведения;
- в отсутствии иерархии мотивов;
- в невыраженности учебно-познавательных мотивов (учебную деятельность ребенка могут инициировать и динамизировать атрибутивные, коммуникативные, игровые и т.п. незрелые мотивы);
- в низком уровне осознания своих побуждений, когда ребенок затрудняется вербализовать мотивы учения, объяснить смысл учения.
Особенности организации групповой работы с детьми: организация коррекционно - развивающих занятий предполагает необходимость решения следующих задач: набор группы, проведение предварительной диагностики, проведение цикла коррекционно - развивающих занятий, заключительная диагностика и контроль результатов в смысле реально достигнутого изменения актуальной ситуации развития детей.
Принципы проведения занятий:
- системность подачи материала,
- наглядность обучения,
- цикличность построения занятия,
- доступность,
- проблемность,
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:
- игрового преподнесения заданий;
- создания положительного образа школьника;
- при выполнении некоторых заданий, упоминание в инструкции, что сейчас дети будут работать как настоящие школьники;
- подкрепление положительного отношения к школе;
- закрепления знаний о школьных принадлежностях;
- закрепления образцов ролевого поведения;
- формирования чувства уверенности в роли ученика.
Форма организации - подгрупповая (численность 5-6 человек). Во время занятий дети сидят в кругу - на стульчиках или на полу.
Принцип комплектования: в каждую группу включаются дети с различным уровнем психологической готовности к школьному обучению, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков.
Форма проведения занятия: игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу.
Игра является эффективной формой коррекции психического развития ребенка дошкольного возраста. Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в коррекционно - развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
Структура группового занятия:
- Ритуал приветствия.
- Разминка.
- Рефлексия прошлого занятия.
- Основное содержание занятия.
- Рефлексия прошедшего занятия.
- Ритуал прощания.
Ритуалы приветствия - прощания - позволяют сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность (активизировать, либо снять чрезмерное, возбуждение).
Рефлексия занятия - ретроспективная оценка в двух аспектах:
- эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему);
- смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).
Рефлексия прошлого занятия - дети вспоминают, чем занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали, с кем обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям и что из этого получилось. Психолог объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий.
Основное содержание занятия - на эту часть приходится значительная нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и частичную коррекцию психологической готовности ребенка к школе. Основные процедуры: - игры на развитие психических процессов, коммуникативных навыков, элементы продуктивных видов деятельности, чтение художественной литературы.
Рефлексия прошедшего занятия - дети сами или при помощи взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу. Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Поэтому очень важно побуждать детей давать обратную связь сверстникам и взрослым. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.
В зависимости от особенностей детей, вошедших в группу, вносятся коррективы в длительность занятий, и их содержательное наполнение.
О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:
- возрастающий интерес к выполнению коррекционно - развивающих заданий для ребенка;
- увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;
- повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;
- повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.
Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении чтению, счету, письму. Поэтому не стоит ждать от работы по этой программе быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий, не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей появляется желание обучаться в школе, способность выполнять такие виды деятельности, к которым раньше не проявляли интерес.
Ожидаемые результаты: повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренней позиции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания.
Результаты диагностического обследования мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе на конец учебного года показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты, следовательно, программа коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками мотивационно неготовыми к школьному обучению является эффективной.
Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде всего характерные для нее мотивы, которые проявляются в следующих симптомах:
- ребенок хочет идти в школу и переживает при отсутствии такой возможности;
- учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
- сформирована широкая полимотивация учения;
- сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
- сформирована устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения и нравственные мотивы поведения;
- ребенок свободно вербализует мотивы, объясняет смысл учения, то есть обнаруживает высокую степень осознания мотивационной сферы.
Мотивация является действительно сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.
Мотивационная готовность детей находится на разном уровне к началу поступления в школу, ими движут разные мотивы и желания обучаться в школе. У некоторых детей совсем нет желания учиться, и это естественно, т.к. они воспитываются в разных семьях, в которых родители по-разному относятся к школе, к учителям и к учебе ребенка. Некоторые дети хотят идти в школу не потому что они готовы обучаться, а потому что это для них новый социальный статус, внешние красочные школьные атрибуты, новые друзья, с которыми можно играть, новая позиция - стать старше, возможность получать хорошую оценку за любую работу.
Даже если у детей интеллектуальные, социально-психологические и эмоционально-волевые компоненты готовности к школе на высоком уровне, без мотивационной готовности к обучению в школе эти компоненты не могут решать большого значения. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения будущего ученика.
Литература:
- Абдурасулова Т.Д. Коррекционно-развивающие упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5 лет) //Психолог в детском саду. - 1999. - №3-4. - С.62-64.
- Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. В.В. Слободчикова. - Томск: "Пеленг", 1992. - С.46-48.
- Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - С. 26-35.
- Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. - СПб: Дельта, 1998. - С. 4-9.
- Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. - СПб.: "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2004г. - С. 3-10.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991. - С. 15.
- Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство "Речь", 2006. - С. 164-170.
- Семерикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. - 2007. - №5. - С. 122 - 128.