Цели урока:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с основными устройствами компьютера, с функциональными возможностями и разновидностями его комплектующих.
Воспитательные:
- приобретение обучающимися навыков совместной работы;
- воспитание ответственности за общее дело;
- развитие логического и творческого мышления;
- усиление личностной заинтересованности обучающихся;
- привитие навыков самообразования и самовоспитания.
Развивающие:
- научить искать информацию в книгах;
- развитие мышления, памяти, внимательности.
Оснащение урока:
- памятки с правилами игры, системой оценивания (для игровых групп, экспертов);
- карточки с изображениями комплектующих и периферийных устройств (для игровых групп);
- учебники (для игровых групп);
- прайс-листы (для игровых групп);
- памятки по ведению беседы (для игровых групп, экспертов);
- карточки с компьютерными терминами;
- компьютеры.
План урока
Подготовительный этап - 5 мин.
I этап - составление кроссворда - 20 мин.
На этом этапе обучающиеся знакомятся с новыми понятиями темы и составляют кроссворд с использованием данных понятий.
II этап - "сборка компьютера" - 50 мин (подготовка "сборки компьютера" - 10 мин, разговор с заказчиком - 10 мин).
На данном этапе обучающиеся узнают определения новых понятий, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания обучающиеся должны предоставить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.
Подведение итогов урока - 5 мин.
Ход урока
1. Подготовительный этап.
Класс разбивается на несколько игровых групп (команд) по 2-4 человека в каждой. Один из членов команды - инженер (командир), остальные - техники.
Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперты-консультанты (3-4 человека из других классов или учителей, которые будут помогать игрокам), ведущий (учитель).
Ведущий сообщает участникам цель урока, знакомит с правилами игры и системой оценивания. Команды получают памятки с правилами игры, системой оценивания и памятки по ведению беседы <Приложение 1>.
Ведущий: В городе работают несколько фирм - обществ с ограниченной ответственностью (ООО) - по сборке компьютеров на заказ. Каждая из ваших групп является такой фирмой. Дайте, пожалуйста, название своему предприятию. (Ребята придумывают названия своих фирм-команд).
Ведущий: У вас начинается первый рабочий день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой - попробовать составить кроссворд из компьютерных терминов.
Каждая группа получает карточки с компьютерными терминами для составления кроссворда.
Карточка с компьютерными терминами
Монитор, клавиатура, мышь, колонки, наушники, принтер, процессор, винчестер, джойстик.
2. I этап - составление кроссворда.
Игроки каждой команды сидят около одного компьютера. Игроки составляют кроссворд и заносят его на лист Excel. Нумеруют слова и составляют вопросы к кроссворду в виде картинок. Эти картинки уже присутствуют на экране, и игрокам остается только правильно их расположить и пронумеровать <Приложение 2>.
Ведущий: Время на выполнение данного задания истекло, завершился 1 этап. Свои решения команды передают экспертам, которые проверят и оценят работу каждой из команд.
3. II этап - сборка компьютера.
Ведущий: В вашу фирму поступил заказ. Заказчик просит вас собрать для него компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование ему понадобится. Этот компьютер заказчик хочет использовать как для работы, так и для игр. Он может заплатить не более ____ руб. (для каждой команды указывается разная сумма). Ваша задача: помочь заказчику в определении конфигурации компьютера, т.е. помочь ему определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип принтера, наличие колонок, сканера, цифровой камеры и т.п. Условия выполнения задания следующие: с одной стороны, заказчик не должен приобрести ненужную вещь, т.е. если работник фирмы считает, что сам заказчик выбрал какой-то предмет, который ему на самом деле не пригодится, то работник должен убедительно это доказать; с другой стороны, надо столь же убедительно доказать заказчику, что ему потребуется именно такой-то предмет.
Каждая команда получает несколько картинок с изображениями комплектующих и периферийных устройств. Игроки, пользуясь материалом учебника, должны подготовиться к тому, чтобы рассказать о том, что изображено на каждой картинке, является ли изображенный предмет необходимым для работы компьютера, представить его функциональные возможности и разновидности.
Далее команды предлагают вариант конфигурации компьютера на заданную сумму (используются реальные прайс-листы) и убеждают заказчика приобрести компьютер именно такой конфигурации.
Разговоры представителей фирм команд с заказчиками происходят по очереди, друг с другом. Другие команды могут вносить свои предложения или замечания после окончания беседы заказчика с фирмой.
В качестве заказчиков выступают эксперты. С каждой командой беседует один заказчик. У него есть памятка о том, как себя вести, о чем спрашивать и для каких целей требовать компьютер заказчик должен общаться со всеми членами игровой группы, каждый должен что-то ему объяснить. В конце данного этапа заказчик объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной фирмы.
4. Подведение итогов урока.
Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры; оценивает поведение участников игры - интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д.