Тема: Куликовская битва (учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас»).
Цели:
- Познакомить с условиями, которые вызвали необходимость Куликовской битвы. Раскрыть особенности русских войск.
- Развивать интерес к истории.
- Развивать устную речь.
Дидактический материал: учебник, карточки, рабочая тетрадь, карта.
Ход урока.
Орг. момент:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
Проверка дом. задания.
Прежде, чем новое узнать, надо вспомнить:
Чем известен в истории Иван Калита?
Почему он получил такое прозвище?
Молодцы, вспомнили.
Сообщение темы урока.
Сегодня мы узнаем о еще одном важном событии Руси, когда правил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович. Тема урока написана на центральной доске. Прочитайте. Подумайте и составьте план урока.
- Причины битвы.
- Как проходила битва.
- Чем закончилась битва.
- Значение.
Чтобы успешным был урок, какие свои качества вы должны проявить?
Конечно, все это нам поможет в работе, и тогда вы справитесь с сам. работой в конце урока.
Работа над новой темой.
Приступаем к раскрытию первой задачи. Для этого вы самостоятельно читаете 1, 2 абзацы в учебнике со стр.70 по 71.-
- Кто нашел ответ?
– Что предпринял Дмитрий Иванович?
– Кто откликнулся на этот призыв?
– Где было намечено сражение? (карточка 1)
– Когда состоялась битва? (карточка 2)
– Где находился сам князь?
–Решили первую задачу? Переходим ко второй. Чтобы ответить на эту и остальные задачи, вам следует обратиться к тексту в учебнике на с.72. Читайте внимательно.
– Прочитайте, как проходила битва. (карточка 3 и карточка 4)
– Чем закончилась битва?
– Как стали называть князя Дмитрия Ивановича?
– Какое значение Куликовской битвы?
– Какими качествами должны были обладать воины в ту пору?
– Изменились ли эти качества у современного воина-солдата?
Я думаю, что наши мальчики тоже смелые, отважные и можем доверить им охранять нашу страну, а значит и нас с вами.
Закрепление изученного.
Проследим еще раз передвижение монголо-татарских войск и русских по карте в учебнике на с.73.
–Найдите на карте место Куликовской битвы. Как обозначено?
– Как обозначено передвижение монголо-татарских войск? Как они двигались?
– Как обозначено передвижение русских войск?
– Когда произошла Куликовская битва? (повторение с опорой на карточки)
А теперь, я думаю, вы успешно справитесь с сам. работой. (Рабочая тетрадь – с.24 №2 — с.25, приложение 2)
Итог. С опорой на карточки 1, 2, 3, 4 ученики делают вывод по теме данного урока.
Домашнее задание. По выбору:
- нарисовать иллюстрацию к тексту
- составить тест или кроссворд по тексту
- составить рассказ, начиная с предложения «Если бы я был бы участником Куликовской битвы…