ЦЕЛИ:
- продолжить знакомство идейно-художественными особенностями поэмы Блока “Двенадцать”;
- подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств; утверждение вечных ценностей человечества;
- развивать образное мышление и образную речь.
ХОД УРОКА
Урок наш называется ”Веков связующая нить…“
Мы попытаемся последить связь произведения Данте ”Божественная комедия“ и поэмы Александра Блока «Двенадцать»
– Для этого на некоторое время превратимся в исследователей, попытаемся проследить отзвук во времени от произведения, оказавшего огромное влияние на развитие культуры нашей цивилизации. Таким произведением по праву можно считать ”Божественную комедию“ Данте Алигьери. Отзвук в русской литературе предлагаю проследить по поэме Блока ”Двенадцать“.
Данте начинает работать над ”Божественной комедии“ в 35 лет (”Земную жизнь, пройдя до половины“), на грани 13-14 веков, на грани зарождения литературы как вида искусства.
– Звучит терцина 3 песни ”Божественной комедии“
Я увожу к отверженным селеньям,
Я увожу сквозь вековечный стон,
Я увожу к погибшим поколеньям. [1]
– Мы погружаемся в эпоху Данте и попытаемся выяснить, почему он смог противостоять судьбе и существующим традициям, найти в себе силы и создать произведение, редкое по совершенству, гармонии, величавой красоте.
Выступление учащихся:
- биография Данте [2];
- история создания произведения [3];
- чтение отрывков из ”Божественной комедии“ [4]
Вывод:
- Итог ”Божественной комедии“ – итог всей жизни поэта – дает представление о мире, в котором жил Данте, о нравственных ценностях в нем.
- ”Божественная комедия“ – путь восхождения личности, идущей своей дорогой к идеалу. Жестокость развивает низменные страсти и ведет в круги ”Ада“. Как противостоять этому?
- Только единство людей, их взаимная любовь может вывести к Чистилищу и Раю – таков итог I части комедии. В мире должна торжествовать ”любовь, что движет солнце и светила“.
Достигнув наивысшего духовного напряжения, Данте перестаёт что-либо видеть, но после пережитого им озарения его страсти и воля (сердце и разум) в своём стремлении навсегда подчинены тому ритму, в котором божественная ”любовь движет мирозданием“.
Первое знакомство с ”Божественной комедией“ в России произошло в 18 веке, в 19 веке ”Ад“ переводит Катенин, в 20 веке – В. Брюсов; в 1953 году – М. Лозинский.
Влияние Данте на русскую литературу огромно. Н.В. Гоголь хотел написал ”Мертвые души“, как и Данте, в 3 частях. П.И. Чайковский создаёт фантазию ”Франческа да Римини“. А. Блок посещает могилу поэта в Равенне:
Тень Данте с профилем орлиным
О новой жизни вам поёт. [5]
Это был 1909 год. Россия ждала перемен. Отзвук… Эхо…
Влияние Данте было не только внешним, т. е. не только определяло развитие русской литературы; несравнимо его влияние на понимание каждым человеком своей ценности, своего самостоятельного выбора в жизни, за что он отвечает перед Богом: (”Оставь надежду всяк сюда входящий“…)
– Попытаемся найти отзвук, ”Божественной комедии“ Данте в жизни и творчестве Блока и в его поэме ”Двенадцать“. Попытаемся выяснить тему, основную мысль, своеобразие произведения.
Жизненный принцип Блока – соответствие слова и дела.
– Как этот принцип отразился на судьбе поэта?
– Что представляло из себя время, сформировавшее мировоззрение Блока?
(Философия Вл.Соловьева; ”дети страшных лет России“, ожидание перемен).
Дневниковые записи Блока помогут нам понять эпоху поэта, мотивы его поступков.
14 апреля 1917 года Блок пишет: ”Волею судьбы (не своей слабой силой) я художник, т.е. свидетель». Я слышал страшный шум… шум крушения старого мира…“ – это и есть основное содержание поэмы ”Двенадцать“. А это далеко от того, что видели в ней современники.
“Поэма «Двенадцать” вызывала разнообразную, порой противоречивую оценку еще при жизни поэта; вызывает немало споров и сейчас. Александр Блок ни разу не пытался даже опровергнуть это, так как понимал, что искать только политические ценности в его произведении нельзя (“Я художник…”
Была правда революции – со всей её противоречивостью с её надеждами и крушениями этих надежд, выраженная в системе образов, созданных рукой великого мастера. Не было прославления революции, но не было и её проклятия. Блок – художник, как и Данте, имел полное право на собственное восприятие судьбоносного для России события-революции 1917 года. Он не мог изменить художественной правде.
– Давайте прочитаем I главу поэмы. Здесь 8 раз повторяется слово ветер: ”На ногах не стоит человек…“ – Петербург. Ночь. Первый круг ада.
В записной книжке читаем: ”В первом круге Дантова ада нет боли, а только тоска. И это считается ”милостью неба“. А мы ищем боли, чтобы избежать тоски. Да еще тоска у Данте светлая, воздух тих и нем “ - что ужаснее для нас? ”
Тоска есть и у Блока, переходящая в «скуку смертную» Ищем боль? Будет и боль.
– Если бы вам была предоставлена возможность поставить по поэме фильм, как бы вы определили его жанр? Документальный, художественный или … хроника?
Да, вероятнее всего, хроника: авторская позиция не просматривается четко, использование необычных символов, параллелей, многоголосого диалога создают сложную картину крушения старого мира:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди.
А ведь и у Данте – неизменные страсти ведут в ад.
Слишком много грехов у этого мира – он должен погибнуть… “Тень Данте с профилем о новой жизни нам поёт…”
Но какой она будет – новая жизнь? Что принесет России вихрь революции.
– Классическая цветовая символика создает резкий контраст: Чёрный вечер, Белый снег!
– Как вы считаете, что символизируют слова белый – черный? (Белый – символ чистоты и надежды; черный – хаоса и зла).
– “Под снежком – ледок” – символ зыбкости, неуверенности. Прекрасные лозунги и призывы…. Будут ли они воплощены в жизнь? Это зависит от тех, кто будет их претворять.
– Как автор описывает внешний вид красно армейцев? Найдите во 2 главе, зачитайте.
В зубах – цигарка, принят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
– Это внешнее, а какими слова определяет поэт их внутреннее состояние?
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Трижды во 2 главе повторяются эти слова! Упоение свободой “Без креста…” – А что такое крест?
Крест – двухтысячелетний символ, воплощающий принципы христианской морали, отброшен за ненадобностью. Революция – не только слом старого государственного аппарата, но и уничтожение всего, чем жил этот мир. Отсюда и призыв “пальнуть пулей в Святую Русь”
Ох, ты, горе-горькое!
Скука скучная!
Смертная!
– Такая тоска в этой строфе! Для чего живет человек? Как убить время? Куда от скуки направить свою энергию?
Зачитайте 3 главу.
– Важным моментом в понимании характера 12 красноармейцев служит убийству Катьки.
(Случай, Ваньку надо было – нет социального мотива; удивление и зависть, да еще и ревность Петьки – гл. 5)
Если зрелость личности определяется способностью взять на себя ответственность не только за свои поступки, но и за то, что происходит вокруг, то двенадцать – недочеловеки: виновата судьба-злодейка, буря, но не они.
– Зачитаем 7 главу. Она очень важна для поэта, для выяснения основной мысли поэмы – Блок показывает рождение новой, революционной морали, где нет места жалости, состраданию. Герои поэмы не только не имеют в душе идеала, но и не видят его: “вьюга пылит им в очи”; поэтому и Христос, лучший идеал, для них невидим, но, к счастью, и «невредим». И все же флаг становится кровавым.
Другой поэт уже в 70-е годы 20 века написал:
Входили в жизнь
Мальчики, прямые, как лучи,
Откуда ж появились
Доносчики, Лгуны и Палачи?
Страницы книг, как летопись, листая,
Преданью не давая ничего,
Я вижу, как Иуды вырастают
Из никому ненужного Христа!
– Появление Христа в финале вызывало и вызывает недоумение, но если учесть огромный интерес Блока к раннехристианский эпохе, его любовь к параллелизмам, стремление постичь современность через историю (цикл “На поле Куликовом”), то понятен ответ поэта, обозначенный в «Записных книжках»: “Все-таки Христос!” [8]
– 23 августа 1918 года записывает: “Я задумал, как Данте, заполнить пробелы между строками… простым объяснением событий, но уже устал…” [9]
– А чуть раньше, 13 июня пишет: “Христос там, где его не ждут” [10].
– Учитывал несопоставимость героев Библии и героев Блока, приходит к выводу: хотел того поэт или нет – он создал далеко не оптимистическую трагедию, так как будущее России, ее народа находилось в руках людей, готовых перешагнуть через любые нравственные ценности.
«Вдаль идут державным шагом». И эта дорога – прямо в ад. “Так идут державным шагом…” И жесткий ритм их шагов напоминает марш из “Седьмой симфонии” Дмитрия Шостаковича, в которой впервые музыкальными средствами был создан образ зла – безобразного, низменного – «слушайте музыку революции».
В дневнике 29 января 1918 года: “Сегодня Я – гений!” [11] Внутренняя установка Блока (единство слова и дела) заставляла его быть на стороне революции, но логика художника привела к таким результатам, о которых он первоначально и не думал. Бурное обсуждение поэмы заставляет Блока постоянно думать о ней, о героях – это видно из дневников: скука, болезнь, тоска (“Свое бы написать…”(Христос).)
Но художник молчит. За два последних года ничего значительного не написано. Да и о чем мог писать “дитя добра и света”? О тифе, о реках крови (флаг кровавый), о злобе?!
Вывод: Подведем итог нашему исследованию. Перекличка в веках в поисках общечеловеческого, вневременного идеала – вот что было заложено в лучших произведениях мировой литературы.
Данте одним из первых задал миру вопросы: Что такое человеческое достоинство?
Возможно ли сохранить его в нечеловеческих условиях?
Может ли человек противостоять времени?
“Всего прочнее на земле печаль,
И долговечней - царственнее слово”,
– утверждает Ахматова. И Слово преодолевает ад.
Блок через века подхватывает идеи Данте. Да, порой человек опускается до феодального фанатизма, до крестовых походов. Да, говорим мы с вами, терроризм, насилие, разврат, зло окружают и нас. Но ЭХО, звучащее в веках, заставляет его услышать и на него ответить. Эпоха создает обстоятельства, человек же вправе выбирать себе дорогу сам:
Время? Время дано.
Это не подлежит обсуждению.
Подлежишь обсуждению ты,
Разместившийся в нем.
ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН И ДОЛЖЕН ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ САМ, ВСТАТЬ НА БОРЬБУ СО ЗЛОМ, РАДИ ЖИЗНИ И ЛЮБВИ; человек является “времен связующей нитью”
ОЦЕНКИ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать сочинение-рассуждение на тему: “Человек и время”
Примечание
- “Краткая литературная энциклопедия”, т.2, стр. 515.
- Там же.
- Данте “Божественная комедия”, М., 1953 г.
- Там же, “Ад”, III.
- А. Блок “Стихотворения. Поэмы”. С.-П., 1996 г., стр. 174.
- А. Блок. Собрание сочинений в 6 томах, т. 6, стр. 282.
- Там же, стр. 147.
- Там же, стр. 340.
- Там же, стр. 341.
- Там же, стр. 340.
- Там же, стр. 329.