Цели учителя:
- Создать условия для формирования представлений учащихся о системе образования в Афинах.
- Формировать ИКТ-компетенции у детей.
- Приобщать школьников к достижениям мировой культуры.
Основные понятия: педагог, стиль, палестра, гимнасий.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тип знаний: понятия и закономерности.
Оборудование урока: Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицская «История Древнего мира», алгоритм работы в группе, компьютеры, презентация «В Афинских школах и гимнасиях» (собственного производства).
Ход урока
Урок начинается с приветствия учителем учащихся.
I этап урока
а) создание проблемной ситуации через подводящий диалог, открытие темы урока.
Учитель обращает внимание детей на доску на которой прикреплены листы на которых напечатаны пословицы: «Ученье свет неученье тьма», «Век живи, век учись», «Чтобы много знать, надо мало спать». Задается вопрос учащимся: « Как вы, думаете, о чем будет наш урок?»
Дети как правило говорят, о учении, о школе, знаниях, а так как изучаются Афины, то они выдвигают предположение что тема урока школы в Афинах.
Учитель пишет тему: «В афинских школах» на доске, но говорит, что сегодня мы «посетим» и афинские школы но, может быть в процессе изучения учебного материала, они что-то захотят добавить в название темы урока.
Учитель просит вспомнить о воспитании и обучении детей, в каком древнегреческом городе мы уже знаем?
Учащиеся говорят о Спарте, о суровом спартанском воспитании: дисциплине, строгости, физической подготовке спартанских мальчиков и незначительном внимании на умственное развитие.
Учитель предлагает ответить на следующий вопрос: В чём различие в образовании в Афинах и Спарте ?
б) поиск решения
Класс делится на 4 группы (по 6-7 человек). Каждой группе даётся алгоритм её работы. (см. Приложение 1 и Презентацию)
Группа 1.
- Посмотреть слайды, обратить внимание на слайд № 4
- Прочитать п.1 § 38 (с. 173)
Вопрос: Кого называют педагогами в наши дни? В чем различие между греческим и современным педагогом? Зачем были нужны педагоги в Афинах? - Подумать над главным заданием урока. Можно обратиться к с.143-144 § 31.
Как правило, дети, объясняют, что сейчас педагог - это учитель, который работает в школе, обучает детей, он хорошо образован. Просмотрев слайды, учащиеся, говорят, что изображен старый босой человек, одной рукой он держит за руку ребенка, в другой руке что-то несет, может быть, письменные принадлежности. Педагогом в Древней Греции называли обычно старого раба, который не годился ни для никакой другой работы и водил ребенка в школу, когда тому исполнялось семь лет.
Группа 2.
- Посмотреть слайды, обратить внимание на слайды № 5,6
- Прочитать п.2 § 38 (с.173-174)
Вопрос: Какие предметы изучали в афинских школах, как вы думаете почему? - Подумать над главным заданием урока. Можно обратиться к с.143-144 §31.
Дети, посмотрев слайды и прочитав текст учебника, делают вывод, что в афинских школах не только учили писать, читать и считать, но и прививали любовь к искусству: учили рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах, так как, по мнению афинян без этого нельзя было стать настоящим образованным человеком. Так же ребята обращают внимание на школьные принадлежности: дощечки натертые воском и острую палочку для письма – стиль, что обучение было платным, и школы посещали только мальчики, а девочки получали знания дома, от своей матери.
Группа 3.
- Посмотреть слайды, обратить внимание на слайды № 7,8
- Прочитать п.3 § 38 (с.174-175)
Вопрос: Что такое палестра, какие занятия там проводились? Почему посещение палестры считалось обязательным ? - Подумать над главным заданием урока. Можно обратиться к с.143-144 § 31.
Учащиеся этой группы, обращают внимание на то, что начиная с двенадцати лет мальчики начинают посещать ещё одну школу – палестру, где они занимаются гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. В Афинах считали, что человек должен быть и образованным и физически сильным, прекрасным телом, учащимся об этом напоминали стоявшие в палестрах статуи атлетов работы великих греческих мастеров, например Мирона «Дискобол», Поликлета «Копьеносец».
Группа 4.
- Посмотреть слайды, обратить внимание на слайд № 9.
- Прочитать п.4 § 38 (с.176)
Вопрос: Кто и чему обучался в афинских гимнасиях? - Подумать над главным заданием урока. Можно обратиться к с.143- 144 § 31.
Учащиеся выясняют, что гимнасии – это «школы» для взрослых, которые до старости их посещали, если желали продолжить занятия гимнастикой, пополнить свои знания или научиться, умению отстаивать своё мнение в Народном собрании. Дети обращают внимание на то, что гимнасии располагались за городом в живописных местах, здесь были бассейны, помещения для отдыха и бесед, спортивные площадки.
II этап урока воспроизведение знаний
Группы занимают места у компьютеров и просматривают слайды (5-7 мин), затем работают с учебниками ещё 5-7 мин. После знакомства с презентацией и текстом учебника группы обсуждают своё задание и выдвигают решение главной проблемы урока.
После обсуждения представитель группы выходит и рассказывает о своём задании и о том, как группа с ним справилась, а также объясняет новые понятия (группа 1 – педагог, группа 2 – стиль, группа 3 – палестра, группа 4 – гимнасий), которые встретились, учитель записывают их на доску. Учащиеся могут задавать вопросы, что-то уточнять. Ребята обращают внимание, на то, что в Афинах были школы не только для детей, но и взрослых. А значит, к теме урока нужно добавить « и гимнасиях».
Тема урока в законченном виде пишется на доске. «В афинских школах и гимнасиях»
Подводится итог урока ответом на проблемный вопрос: Чем образование в Афинах отличалось от образования в Спарте?
Вывод: Отвечая на этот вопрос учащиеся, высказывают следующее мнение: в Спарте больше внимания в обучении уделялось гимнастике, так как каждый спартанец должен быть прежде всего воином, для этого даже разучивали только военные марши и песни аккомпанируя себе на флейте, вся жизнь в Спарте в том числе была подчинена строгому соблюдению дисциплины. В Афинах же считали что, человек должен быть гармонично развит, как умственно, так и физически.
III этап урока. Итог. Рефлексия.
Учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что нового узнали?
Учителем выставляются оценки за работу на уроке.
Записывается домашнее задание – вопросы с.176, слова в словаре учить.