(Мероприятие является заключительным в цикле изучения истории военно-морского флота в нашем крае: были проведены экскурсии в Военно-исторический музей г. Санкт-Петербурга, в музей подводного флота им. Маринеску, в г. Кронштадт, Никольский морской собор, на учебную подводную лодку в г. Сосновый Бор, оформлен фотоальбом-выставка о проделанной работе, собран материал по тематике, показан док. Фильм "К 100-летию подвига крейсера "Варяг"")
План проведения:
1. Представление участников
2. Вводное слово ведущего.
3. Выступления участников.
4. Минута молчания в память о погибших.
5. Выступление гостей офицеров-подводников. 6. Дискуссия.
7. Подведение итогов.
Цели проведения: Воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения, чувства гордости за свою страну, расширение представления участников об истории и развитии военно-морского флота России, воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам истории, привитие чувства уважения к солдатам и морякам, участвующих в боевых действиях в наше время.
Оформление:
1. Фотогазета.
2. Материалы экскурсии в Военно-морской музей г. Санкт-Петербурга.
3. Стенд, отображающий историю военно-морского флота.
4. Портреты флотоводцев(Румянцева, Ушакова, Нахимова и др. )
5. Творческие работы учащихся.
6. Записи песен на морскую тему.
7. Слайд-шоу о подводном флоте России.
Эпиграф: "У нас есть один якорь, с которого, если захочешь - никогда не сорвешься - чувство долга". (И. А. Тургенев)
Вступительное слово ведущего: Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы вспомнить некоторые страницы нашей славной истории, военно- морского флота России, вспомнить тех флотоводцев, которые внесли свою страницу в летопись России, послушать очевидцев некоторых морских эпизодов, провести дискуссию о современном положении на флоте и поздравить наших гостей с днем Защитника Отечества.
Наша военная история-светлый гимн мужеству наших предков. Мужество и героизм, романтика и приключения, теплый ветер надежды и попутный ветер -эти слова мы произносим, когда говорим о море. Море открывает перед нами удивительный мир, тот самый мир, который будоражит умы мальчишкек, и заставляет громче биться сердца многих девушек.
Неиссякаемым источником героического поведения русских людей на поле сражения и на море была постоянная и горячая любовь к родной земле, к русским просторам. В минуты неотвратимой опасности народ обращался с мольбой к своим защитникам. Так было. Так есть и будет. И на зов о помощи русское воинство откликалось немедленно, проявляя примеры мужества и героизма.
Время не властно над исторической памятью. И хотя нас отделяют от героев России многие десятки, и даже сотни лет, их слегка приглушенный голос доносится до нас, воспитывая у нас мужество и любовь к Отечеству.
Мы привыкли сегодня произносить - "Россия - великая морская держава".
А как все начиналось?
Искусство мореплавания на Руси насчитывает не одно столетие. На экскурсии в Военно- морской музей мы с ребятами видели древний челн-однодревку. Рисунки русских судов и копии миниатюр, которые датируются IХ веком рассказывают о морских походах славян. Мы живем с вами на берегу Балтийского моря.
Ведущий (историческая справка):
Топонимический словарь рассказывает смысловое значение названия моря не выяснено У древних римлян и греков упоминается остров Балтия. СХ1 века в западноевропейских источниках появляется море Балтикум. В основе может находиться литовское слово балтас - белый - по цвету песчаных берегов.
На Руси море называлось Варяжское - от варягов, или свейское - так в средние века называли шведов. И только с ХVIII века появляется сегодняшнее название Балтийское море. Оно имеет три крупных залива: Ботанический, Финский, Рижский. Восточная часть Финского залива называется Невской губой.
Выступление 1
В ХIII-ХVI веках Русское государство утратило большую часть своих морских побережий: расширение Османской империи отрезало страну, ослабевшую после монгольского ига, от Черного моря и лишило ее доступа в Средиземноморье, а неудачная Ливонская война(1558-1583гг) от Балтийского Поэтому в ХVII веке перед государством стояла важнейшая задача возвращения выходов и в Балтику, и в Черное море. Разрешить ее смогли только масштабные преобразования Петра I.
Петр с детства увлекался морем и в музее мы могли видеть ботик, на котором Петр учился навигацкому делу. В 1700 году Россия в союзе с Данией и Польшей обьявила войну Швеции. Эта война продолжалась 21 год и закончилась победой России, которая к тому времени сумела создать мощный военный флот.
Указ о строительстве флота был издан еще в 1696 году. Верфи были созданы в Воронеже и окрестностях. Выбор не был случайным. На берегах Дона и Вороны уже издавна сооружали плоскодонные речные суда - струги. Вокруг Воронежа росли хорошие корабельные сосны. Они и пошли в ход. Сюда согнали 26 тыс. плотников.
Сам Петр несколько месяцев наблюдал за посторойкой судов, сам не раз брал в руки топор - 23 галеры, 2 корабля, 1300 стругов - таков итог , который позволил России одержать первую победу - отвоевать у турок крепость Азов на Черном море, но вскоре Россия осталась без союзников, западные страны включились в борьбу за "испанское наследство", и Петр свое внимание направил на Балтику.
16 мая после взятия крепости Нотебург(Орешек) и крепости Ниеншанц в устье Невы была заложена новая столица Санкт-Петербург. Для ее защиты с моря он приказал в 1704 году заложить морскую крепость Кронштадт на острове Котлин в 30 верстах к Западу от Петербурга. Здесь и началось строительство Балтийского флота, без которого невозможно было защитить и удержать то, что добыто. Петр говорил: "Всякий, кто только единое сухопутное войско имеет - одну руку имеет, а который и флот имеет - обе руки имеет. "
Выступление 2: Первые победы.
На Олонецкой верфи в 1703году было заложено 43 корабля. На "Штандарте"-первом корабле Балтийского флота, Царь с гордостью сам проплыл к Петербургу. В устье Невы он заложил верфь - Адмиралтейскую, с которой уже через год сошел первый корабль. Началось превращение России в морскую державу. (Приложение №3)
Со стапелей верфи год за годом сходили корабли, но они еще уступали шведским и Петр не давал им серьезных операций, но вот настало 27 июля 1714 года и русский флот разгромил большую шведскую эскадру у мыса Гангут - около 30 кораблей. Эта победа, на этот раз морская , да еще на Балтике, как гром среди ясного неба поразила Европу. В Стокгольме началась паника, королевский двор спешно покинул свою столицу. После победы на суше и Гангута есть еще славная страница в истории Северной войны - в конце июля 1720гг русская эскадра наголову разбила морские силы Швеции при Гренгаме - атаковали мощные фрегаты противника, четыре из них захватили, причем, по словам Петра, "два взяты абордажами на полном ходу".
Ведущий: историческая справка.
В 1704 году Петр1 лично промерил все фарватеры и, обозрев остров Котлин( длина 12км, ширина 3 км), составил план укреплений Кронштадта. На военном Совете было решено превраттить остров в мощный пункт обороны Петербурга. Построили первый форт Кроншлот и 7 мая под грохот салюта на форте взвился русский военно-морской флаг. Искусственные острова для фортов, стенки гаваней строились по старой технологии: зимой на санях и волоком привозили толстые бревна и из них на льду собирали большие срубы с прочным дном. Затем доставляли камни и грунт и заполняли их до тех пор, пока лед не проваливался и срубы не опускались на дно. Сооружения эти назывались ряжами, затем сверху насыпали грунт и камни, на которых возводился форт. Был выполнен грандиозный объем работ, который по трудозатратам можно сравнить с возведением древнеегипетских пирамид.
Выступление 3: Русский флот в ХУ111 веке.
После кончины в 1725 году Петра I государственные дела у правителей России отошли на второй план, а отношение к флоту резко переменилось. Корабли старели и приходили в негодность, выходы в море стали редки. Россия начала утрачивать с таким трудом завоеванное положение морской державы. Упадок длился до 1740 года. Одними из немногих заметных событий в жизни флота стали Первая Камчатская(1725-1730) и Великая Северная 1733-1743 гг экспедиции.
Во второй половине ХVIII века в период правления Екатерины II развитие России потребовало завоевания выхода к Черному морю. Помимо этого южные рубежи страны необходимо было защищать от турок и крымских татар - эти проблемы решались в ходе русско-турецких войн, которые закончились победой России и обретением берегов Черного, Азовского морей, доступа в Средиземное море, присоединение Крыма.
Например, в 1770 г. русский флот под командованием А. Г Орлова и Спиридонова Г. А совершил тяжелейший переход из Кронштадта в Эгейское море, полностью уничтожил " непобедимый" турецкий флот . В этих войнах Россия показала высокий уровень военно-морского искусства - глубокая проработка стратегических замыслов, смена линейной тактики ведения боя на маневренную, опора военначальников на солдат, их сознательность и любовь к Отечеству.
Выступление 4: Рассказ о военном искусстве Ф. И Ушакова.
Федор Федорович Ушаков (1744-1817) в сражениях на море всегда одерживал победу, он не проиграл ни одного боя. Матросы беспредельно любили его и были готовы сражаться до последнего, веря в своего командира. Он все свои победы связывал с мужеством и выносливостью матросов, о которых постоянно заботился, делил с ними все тяготы морской службы. Отличаясь храбростью и готовностью к самопожертвованию, Ушаков действовал всегда хладнокровно и обдуманно. В любой боевой обстановке он ориентировался моментально. Современники поражались неизменным успехам адмирала. . . . (далее идет краткий рассказ о новшествах- применениитактики маневренного боя, использовании десанта, взятии Корфу, изгнании французов с Ионических островов)
Выступление 5: Русский флот в Х1Х веке.
Первая четверть Х1Х века ознаменовалась многочисленными дальними походами русских моряков. В ХIХ веке Российский флот неоднократно принимал участие в различных войнах. Серьезным испытанием стала Восточная (Крымская война), которая закончилась поражением России. Но и здесь проявился талант флотоводца - П. С. Нахимова. Турция не оставляла попыток вернуть себе контроль над Черным морем. В 1853 году она блокировала эскадрой из 14 судов Синопскую бухту. Русская эскадра из 8 парусных кораблей несмотря на заградительный огонь береговых батарей проскочила в бухту, стала на якорь и в упор стала расстреливать турецкий флот. Нахимов лично командовал боем , не прячась за клубами дыма , невзирая на разрывы снарядов. Через три часа были потоплены почти все корабли турок, замолчали береговые батареи, Осман-паша взят в плен. Некоторые русские корабли были повреждены, но остались в строю. Это было последнее в истории сражение парусных кораблей. И впервые в истории флота корабль Азов награжден был кормовым Георгиевским флагом. (Применялись шестовые мины - с катеров, приближавшихся к кораблю противника на длину шеста 6-7 метров, к которому была прикреплена. )
Выступление 6: Флот в войне с Японией (1904-1905)
В концеХ1Х-началеХХвека резко обострились противоречия между мировыми державами за раздел Китая, что привело к войне между Россией и Японией. Эту войну Россия проиграла, но подвиг моряков от этого не стал менее значимым
(рассказ о подвиге и гибели крейсера "Варяг" и трагедии при Цусиме) Приложение 3.
Выступление 7: Флот в годы трудных испытаний 1917-1922г.
Забастовки рабочих и служащих в конце февраля 1917 года привели к вооруженному восстанию и свержению самодержавия. На борту императорской яхты "Полярная звезда" разместился штаб Центробалта. Продолжалась первая мировая война, произошла Октябрьская революция.
В январе 1918 года был создан Рабоче-крестьянский флот. Весной английские интервенты для нанесения ударов по кораблям и базам Балтийского флота ввели в Финский залив свою эскадру.
18 мая 1919 года произошел первый бой в Копорском заливе - миноносец "Гавриил" принял неравный бой с четырьмя английскими миноносцами, в результате чего противник получил серьезные повреждения и отступил.
31 августа 1919 года подводная лодка "Пантера" в наших же водах потопила миноносец "Витторию" -так был открыт боевой счет советских подводников
Выступление 8: Воссоздание и развитие флота (1922-1941)
Гражданская война оставила флот в крайне тяжелом положении- надо было восстанавливать, ремонтировать и достраивать корабли, заложенные до 1917 года. За это время были не только восстановлены Балтийский и Черноморский флот, но и созданы новые - Тихоокеанский и Северный.
Осенью 1939 года началась советско-финская война, в которой принял активное участие Балтийский флот. В результате победы над Финляндией была обеспечена безопасность Ленинграда и расширена система базирования советского флота.
Выступление 9. Флот в годы Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны Балтийский флот участвовал в обороне Таллина, Кронштадта, острова Ханко, Моондзунских островов, блокадного Ленинграда. В 1944 году, когда советские войска провели десять наступательных операций - в восьми из них активное участие принимал Военно-морской флот.
В 1945 году подвиг совершил экипаж подводной лодки С-13 под командованием капитана 3 ранга А. И. Маринеско - они потопили фашистский лайнер "Вильгельм Густлов " и "Генерал Штойбен" - за это Гитлер назвал легендарного Маринеско своим личным врагом номер один. А Гвардейская подводная лодка Л-3 занимает первое место по количеству потопленных вражеских кораблей.
После 1945 года в условиях "холодной" войны флот решал три важнейшие задачи: очищал воды от мин, поднимал затонувшие корабли и строил новые. Только на Балтике тральщики уничтожили более 6000 мин, подняли более 3000 затонувших кораблей.
Выступление 10. Флот в наши дни.
Сегодня российский военно-морской флот - один из сильнейших флотов мира.
Россия сегодня омывается водами 13 морей, трех океанов и имеет длину морских границ более 38 тысяч километров - ни у одного государства мира нет такого протяженного морского побережья. И везде моряки с частью несут службу Родине, не роняя достоинство Андреевского флага. Приложение 4, Приложение 5.
Атомная подводная лодка "Курск"
"О сколько подвигов на свете,
Они уже в преданья отошли
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой Земли.
Их будут повторять из уст в уста
И в каждом этом подвиге незрима
Своя и губина и высота
И красота своя неповторима
Но из всего того, о чем мы слышим
И из того, что мы вершим пока, солдатский подвиг я считаю высшим.
И самым бескорыстным на века".
12 августа 2000г. нас всех потрясло сообщение: "Атомная подводная лодка "КУРСК" залегла на дно Баренцева моря и всплыть самостоятельно не может.
Атомный подводный крейсер "Курск" спущен на воду в 1994г, в строю с января 1995г, всего построено 12 таких кораблей. Длина 154м, вооружение-24 крылатых ракеты "Гранит", 28 торпед. 2 атомных реактора, 10 отсеков, автономность плавания - 120 суток. На борту находилось 118 человек.
Хроника событий: 12 августа 30 кораблей находились в Баренцевом море на учениях. "Курск" обнаружил в районе патрулирования учебную цель и лег на боевой курс, чтобы атаковать ее. После доклада командира лодки генерала Лячина о готовности к атаке , Лячин получил "добро" и после этого связь с АПЛ прервалась. На гидроакустиках соседних подводных и надводных кораблей был зафиксирован шум взрыва, его приняли за пуск торпеды.
14 августа корабли прибыли в район бедствия, поступил приказ перейти в режим полного молчания - только по звукам со дна моря удалось установить место аварии. Спустили спасательный аппарат "колокол" - корпус лодки имеет серьезные разломы, заклинило механизм спасательной катапульты, уровень радиации низкий - значит реактор заглушен. В район катастрофы прибыли конструкторы, создавшие "Курск". От иностранной помощи отказались. Еще была надежда спасти живых - они дают о себе знать, перестукиваясь в отсеках. Надо опустить спасательную капсулу на шлюзовой люк, но этому мешает шторм и подводное течение на дне моря. Возникают аварийные ситуации с самими спасательными аппаратами и угроза жизни спасателей. Приняли помощь от иностранцев. На пятый день подлодка признаков жизни уже не проявляет. Но родные продолжают надеяться.
Несколько раз спасательные аппараты спускались к субмарине, но состыковаться не удалось.
19 августа начальник штаба вице-адмирал М. Моцак от имени Северного флота делает заявление - на борту лодки в живых нет никого.
Горечь и надежда. Эти чувства все мы переживали, когда слушали все более тревожные сообщения.
Море - родное, соленое, покорное, привычное - и вдруг - взбесившееся, в мгновение превратилось в страшную силу, смявшее и порвавшее тысячи тонн легированной стали, как жесть консервной банки.
Нигде нет такого равенства перед судьбой, как на подводной лодке. Либо все побеждают, либо все умирают.
Мы говорим не "штормы, а "шторма,
Слова выходят коротки и смачны.
Ветра - не ветры сводят нас с ума
Из палуб выкорчевывая мачты.
Мы на приметы наложили вето -
Мы чтим чутье компасов и носов.
Упругие тугие мышцы ветра
Натягивают кожу парусов.
Нам кажется, мы слышим чей-то зов-
Таинственные четкие сигналы,
Не жажда славы, гонок и призов
Бросает нас на гребни и на скалы.
Изведать то, чего не ведал сроду -
Глазами, ртом и кожей пить простор!
Кто в океане видит только воду -
Тот на Земле не замечает гор.
В. С. Высоцкий.
Фото "Курска" на фоне песни "Офицеры" О. Газманова
Объявляется минута молчания.
Выступления гостей-офицеров подводников из учебного центра г. Сосновый бор (проходит дискуссия, гости отвечают на вопросы ребят).
Примерные вопросы к гостям:
1. Вы выбрали профессию подводнока случайно ил готовились к ней?
2. Есть ли дедовщина на флоте?
3. Во время походов вы встречали затонувшие корабли?
4. Как попасть служить на флот?
5. Будет ли ВМФ переведен на контрактную основу?
6. Почему мы обучае иностранцев у нас, а не направляем к ним инструкторов?
7. Какая версия гибели "Курска" более верна?
8. Как подбирается экипаж подводной лодки?
9. Как часто бывают боевые тревоги?
10. Как люди в о время похода отдыхают?
11Учасивовали ли вы в боевых действиях?
12. В каких морях побывали?
13. Какие интересные случаи вам запомнились?
Приложение 7 (слайд-шоу о подводном флоте на фоне песни "Там за туманами" группы Любэ").