Статья "Создание ситуации успеха в учебной творческой деятельности на занятиях"

Разделы: Общепедагогические технологии


За последние годы словосочетание «ситуация успеха в учебной творческой деятельности» в учреждении дополнительного образования стало для педагогов привычным. Никто не спорит, что именно положительные эмоции могут стать для ребенка важнейшим стимулом в процессе обучения. Но при этом подчас забывают о том, что в педагогике, как, впрочем, и в медицине, не существует единой панацеи на все случаи жизни. Поэтому и ситуацию успеха нужно применять продуманно, с учетом многих факторов.

То, что способен организовать педагог

Прежде всего, необходимо понимать психолого-педагогические механизмы, которые лежат в основе ситуации успеха. Следует «разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать педагог.

О такой ситуации рассказывает в своей книге «Школы без неудачников» У. Глассер. В одном из классов американской средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий «коэффициент интеллектуальности». При этом исследователь сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал «самыми умными», более половины в действительности обладали средними или невысокими интеллектуальными возможностями. Через год, придя в ту же школу, психолог обнаружил, что все те, кому он создал репутацию «наиболее умных», являются лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Следовательно, репутация умницы побудила слабых школьников с интересом и старанием относиться к учебе.

Безусловно, переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах. Появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

На первый взгляд кажется, что достаточно педагогу пару раз дать обучающемуся возможность испытать успех, как сам собой будет обеспечен высокий уровень мотивации, интереса, познавательной и творческой активности. Но такое отношение чревато противоположным результатом: постоянная успешность может сформировать не столько активное, сколько привычное и, возможно, индифферентное отношение к процессу обучения и творчества. Кроме того, постоянное ожидание лишь положительного результата пагубно сказывается на развитии волевых качеств воспитанника: он уклоняется от преодоления трудностей, теряется и в сложных жизненных ситуациях, в его поведении начинает преобладать мотив «избегания неудач» и пр.

Опытные психологи и педагоги предупреждают о возможных негативных состояниях, последовавших после пережитого успеха. Почему возможен такой парадокс? Во-первых, успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей. Во-вторых, за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует релаксация. Если в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая. В-третьих, переживание успеха может быть омрачено, если результат, важный и значимый для самого ученика, не будет адекватно оценен другими людьми.

И наконец, эмоция успеха не явится сильным переживанием, если результаты деятельности не значимы для ее субъекта. Ребенок, особенно в начале творческого учебного процесса, одинаково интенсивно переживает успех «в главных» и «неглавных» его стадиях. Но часто отношение взрослых снижает эту интенсивность, например: «Получилось на этапе разработки творческого проекта? Лучше бы получилось на этапе его реализации...» Через снижение значимости переживаемого успеха мы, взрослые, влияем на формирование у ребенка отношения ко всему процессу в целом. Поэтому, «оценивая детей... необходимо исходить из индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Если он все-таки продвигается вперед, необходимо его поощрить, подбодрить, с тем чтобы он не чувствовал неудачу, сравнивая свои результаты с заранее определенными нормами, особенно если они для него недосягаемы».

Итак, ситуация успеха в творческой учебной деятельности создается педагогом. Но, как и любую деятельность, творческий процесс можно представить в виде достаточно простой последовательной цепочки действий: установка на его деятельность (эмоциональная подготовка обучающегося на решение творческой задачи); обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения); сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего творческого труда). Следовательно, если ситуация успеха создается педагогом последовательно и сознательно, ее структура должна учитывать все перечисленные компоненты.

На пути к удаче

Рассмотрим организацию ситуации успеха поэтапно.

Мотивационный этап. Педагог ставит задачу сформировать у ребёнка установку на успешное выполнение творческого задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы. Другими словами, формирует мотив достижения. Но здесь педагог сталкивается с неадекватной реакцией детского коллектива: кто-то уже выполнял подобное задание, и результаты его оказались неудачными, так что у этой категории воспитанников уже сформировано отрицательное отношение. Вторая группа обучающихся не сталкивалась с такой работой, поэтому они не знают, чего можно ожидать от будущей творческой деятельности. Третья группа, уже выполнявшая сходные задания и успешно справившаяся с ними, находится в состоянии мобилизованности, готовности приступить к выполнению поставленной задачи.

На данном этапе руководителю творческого объединения проще всего будет работать с третьей группой, где необходимо только актуализировать положительные эмоции, пережитые детьми ранее. У второй группы воспитанников нужно предвосхитить эмоциональную реакцию, нарисовать перспективу удачного выполнения задания, связав ее с теми или иными условиями деятельности, которые в прошлом обеспечивали успех. Наиболее трудоемкой окажется работа с первой группой. Прежде всего, необходимо нейтрализовать воспоминания о неудаче в предыдущей творческой деятельности, а затем создать перспективу для новой. Сделать это можно, например, подчеркнув, что ребёнок поработал над своими ошибками или что задание, предлагаемое педагогом, изменено по сравнению с прошлым разом и т.п.

Педагог вправе предложить различные варианты мотивов достижения: стремление самостоятельно решить интересные творческие задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать своё творчество с точки зрения ее пользы для других людей, установить новые контакты в ходе выполнения и т.д. Другими словами, педагог, опираясь на эмоциональную память воспитанников, организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей работы. Здесь ситуация успеха в большей степени определяется психологическими аспектами.

Организационный этап. Задача педагога: обеспечить обучающемуся с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств условия для успешного выполнения задания, заинтересовать его самим познавательно-творческим процессом.

На этом этапе некоторые дети переживают состояние конфликта: с одной стороны, необходимо выполнить работу, а с другой – ощущается недостаток условий для ее выполнения. Здесь особо нужна помощь руководителя. Необходимо помочь ребенку правильно включиться в творческий процесс, преодолеть утомление, усталость, стимулировать его деятельность. Конкретные обстоятельства обусловливают использование тех или иных приемов создания ситуации успеха. К ним, в частности, относятся эмоциональная разгрузка, смена задания по желанию воспитанника, помощь сверстников объединения, «скорая помощь» (обращение к педагогу, к более сильному воспитаннику и пр.), «подсказка» (работа с технологическими картами, с описанием изготовления того или иного изделия в литературе) и т.п.

Результативный этап. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для следующего творческого процесса.

Как показывает практика, этот этап оказывается наиболее болезненным. Итог самого творческого процесса обычно сводится к результату – готовому продукту. Известно, что мнения педагога и воспитанника в данном вопросе чаще всего расходятся. Дело в том, что педагог оценивает итог творческой деятельности, учитывая эстетичность, аккуратность, правильность, грамотность выполнения задания и пр., а обучающийся помнит о степени затраченных усилий, концентрации внимания и т.д. и ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе творчества.

Хорошо, когда степень затраченных усилий соответствует результативному итогу работы. В этом случае педагогу достаточно похвалить ребёнка, подчеркнуть его достижения, тем самым, стимулируя его к дальнейшему процессу творческой деятельности.

Возможен и такой вариант: воспитанник затратил минимальные усилия, но итог его работы удовлетворяет основным требованиям. Такой вариант требует от педагога знания индивидуальных особенностей обучающегося, умения анализировать ситуацию, классифицируемую А. С. Белкиным как «мнимый» или «опасный успех». Необходимо продумать для конкретного воспитанника систему индивидуальных заданий с повышенным уровнем сложности, предложить такую форму работы, когда налицо вклад каждого ребёнка в общее дело и оценивание производится группой детей, а не одним педагогом. Кроме того, возможны личные беседы, где педагог прямо, но без свидетелей говорит обучающемуся о его недостатках: равнодушии, лени, попытке улизнуть от предложенного задания и пр.

На первый взгляд возникает парадокс: педагог намеренно ставит воспитанника в ситуацию неуспеха. Но цель подобной тактики состоит в том, чтобы в сознании ребёнка родилась радость не столько от итога работы, сколько от самого процесса творческого открытия. Произойдет же это только в том случае, если обучающийся преодолеет определенные трудности нравственного, коммуникативного, своего индивидуального характера.

Вариант третий, наиболее болезненный для обеих сторон – воспитанник уверен, что «выложился», но результат, оцененный педагогом, не соответствует его ожиданиям. Здесь возможны серьезные конфликты двух сторон, которые могут, в свою очередь, наложить негативный отпечаток на отношение учащегося ко всему учебному творческому процессу в целом. В данном случае со стороны педагога требуется глубокая индивидуальная работа. Следует предложить ребёнку попытаться найти свои неудачи, а затем с помощью педагога исправить их. Не стоит стремиться исправить всё сразу. Сначала можно предложить ребёнку поработать над определенным «неудавшимся» этапом.

Конечно, потребуется некоторое время, чтобы у обучающегося пропала боязнь ошибиться или сделать что – то не так. Педагог должен подчеркнуть, что он уверен в улучшении выполнения заданий воспитанником. И только после ряда пробных работ и при эмоциональной поддержке педагога проводится повторные творческие задания, результаты которых должны убедить ребёнка в преодолении им трудностей. Очень важно отметить достижения обучающегося, показать свое уважительное отношение к его труду, пробудить желание с охотой учиться творить и дальше.

Четвертый вариант напоминает первый – количество затраченных усилий соответствует итогу деятельности, но результат – неудовлетворительный. Данный вариант является свидетельством того, что организация условий деятельности на предыдущих этапах строилась без учета индивидуальных способностей конкретного ребёнка. Теперь руководителю придется начинать все сначала.

Завершающий этап, синтезируя черты первых двух, носит психолого-педагогический характер, поскольку логически следует из результатов предыдущего этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности. Особого внимания требуют к себе воспитанники с низким уровнем обученности. К ним можно применить завышенную или авансированную оценку. Можно использовать позитивное рецензирование и т. п., однако соблюдая чувство меры, чтобы ребёнок не переоценил свои способности.

Как показала практика, в силу индивидуальных различий обучающиеся по-разному реагируют на предложенные педагогом ситуации. Для некоторых воспитанников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: ребёнок испытает чувство удовлетворения не только от итога творческой деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями.

Для наглядности я постаралась представить все этапы организации ситуации успеха в таблице. Вот как она выглядит (см. Приложение).

От субъекта обстоятельств к субъекту деятельности

Ситуация успеха «перерастает» из приема в педагогическое условие активизации учебной творческой деятельности только в том случае, если происходит смена позиции обучающегося в этом процессе: из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом учебной творческой деятельности, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность. Если в начальном цикле обучения в творческом объединении воспитанник находится в роли объекта, то затем он принимает (или не принимает) предложенные условия, активно включается в происходящее, влияет на ход реализации ситуации успеха, то есть становится субъектом обстоятельств. Мало того, пережив заслуженное чувство успеха, ребёнок желает его повторить, упрочить. Он начинает самостоятельно искать пути для достижения лучших результатов и в творческом развитии, это придает ему уверенность в собственных силах, позитивно влияет на взаимоотношения с окружающими.

Таким образом, из субъекта обстоятельств ситуации успеха воспитанник становится субъектом учебной творческой деятельности, носителем активного, преобразующего начала. Эффективность такой ситуации проверяется не только наличием активного отношения к творческому процессу, но и умением самого ребёнка создавать себе условия для успешной деятельности. Складывается познавательная творческая активность обучающегося как субъекта, формируется стойкая потребность в самообразовании. Педагог не столько обучает, сколько помогает найти то или иное, необходимое для развития творческой личности конкретного воспитанника.

Итак, мы выяснили, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации познавательной творческой деятельности, когда она организуется на всех этапах учебного процесса; усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе; реализуется с учетом индивидуальных особенностей детей, что находит свое отражение в подборе приемов и средств в работе с конкретным ребёнком.

Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к обучению в активное, творческое, если у субъекта деятельности положительные эмоции в деятельности порождают чувство удачи, вызванное преодолением трудностей, как выбранных самим обучающимся, так и предложенных педагогом, вызывают эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных и творческих задач, приносят удовлетворение, осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления и, таким образом, формируют устойчивую потребность в творческом самообразовании.