Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста (оздоровительных образовательных воспитательных) можно использовать гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.
Естественные факторы природы и физические упражнения сочетаются в одну форму физического воспитания – детский туризм. Детский туризм включает в себя походы в лес, занятия и развлечения в парке, в лесу, у озера.
Это помогает:
- расширить знания у детей о природных и погодных явлениях;
- совершенствовать естественные виды движения и обогащать двигательный опыт (ориентироваться в пространстве);
- развивать координационные способности и выносливость, как основу физической подготовки ребенка;
- укреплять волю, развивать смелость, самостоятельность, проявление товарищества, взаимопонимание.
Экскурсии и прогулки в парк можно начинать и с младших групп при условии учета возрастных особенностей, состояние здоровья, индивидуальных показателей.
При планировании похода или прогулки в лес (в парк, к озеру) важно продумать организацию времени: народные, подвижные, спортивные игры и упражнения, аттракционы, игры малой подвижности, загадки и т.д.
Накануне необходимо создать радостное ожидание предстоящего путешествия, сообщить о цели путешествия: «Пойдем на поляну заниматься физкультурой», «Возьмем лесных зверей и поиграем с ними», «В гости к дедушке Эхо». С детьми ведется предварительная работа о технике безопасности, о правилах поведения в парке или в лесу.
Дети старших групп должны принять непосредственное участие в сборах в поход или на прогулку. Помогают отбирать физкультурные пособия, распределяют их между собой. Также во время занятия в лесу можно использовать и природный материал, например, метание шишками в горизонтальную и вертикальную цель, спрыгивание с пенька, вертикальной целью использовать дерево, перепрыгивание через ручеек. Содержание прогулок, походов, занятия за пределами детского сада по нагрузке на организм ребенка и продолжительность его соответствовать установленной норме.
В зимнее время прогулки в парк и походы в лес планируются заранее.
Предварительная работа:
- подготовка инвентаря (атрибуты для игр, лыжи, санки и т.д.)
- одежда, должна быть удобной и теплой.
Индивидуальная работа: поощрять детей за ответы, обратить внимание на четкое и правильное произношение слов.
Участники: ведущий, дедушка Эхо.
Оборудование: игрушки (белки, еж, волк, гриб, мухоморы), мяч.
Литература :
- Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004 год. – 128 с.
- Подвижные игры для детей. – М.: ООО «Этрол», ООО ИКТЦ «Лада», 2005. – 192 с.
- Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. – г. Набережные Челны, 2003. – 155с.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий:
Очень добрым, очень светлым
Золотистым ясным днем
Мы пойдем, ребята, в гости,
В гости к лесу мы пойдем!
Ребенок:
Земляничкой и цветами
Встретят нас и иле, и луг,
Наши игры вместе с нами
Будут все играть вокруг».
Взрослые вместе с детьми идут в лес на лесную полянку.
Ведущий:
Вот мы и в лесу.
Быстрый прыжок
Белый пушок
Красный глазок
Бегает по бору
У стволов грызет кору. (Заяц)Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна. (Медведь)
–А медведь, заяц, лиса – кто это? (Звери)
Ведущий предлагает выполнить двигательные упражнения «Лесные жители»:
Добрый лес, старый лес Полный сказочных чудес Мы идем гулять сейчас Мышка, мышка Шел по лесу серый волк А веселые зайчата – Птички в гнездышках Вот ползет сороконожка |
Широко развести руки в стороны. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба. Присесть.
Мелкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперед, «лапки» перед грудью.
Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносить вперед.
Прыжки, ладони прижаты к голове.
Бег чередуется с остановками.
Легкий бег врассыпную. Дети двигаются друг за другом, держа руки на плечах впереди. |
Ведущий: Ребята, если мы крикнем в лесу «Ау!» нам кто-то ответит тихонько «Ау!» Кто нам отвечает?
Дети: Эхо.
Дети несколько раз кричат «Ау!». Им отвечает из-за дерева дедушка Эхо.
Дедушка Эхо:
Эхо! Эхо! Вот потеха!
Я сейчас умру от смеха
Я в лесу живу
Целый день кричу
Отвечаю тут и там
Самым разным голосам
Только и хочу сказать
Что люблю и поиграть!
Дедушка Эхо: Ребята, у меня для вас есть волшебный сундучок. Я вам загадаю загадку, если вы ее отгадаете, отгадка из сундука появится. Вот вам первая загадка:
В сосне дупло, в дупле тепло
А кто в дупле живет в тепле? (Белка)
Дедушка Эхо достает из сундука игрушку «Белочка».
Дедушка Эхо: «Вот она, рыжехвостенькая. А зимой белочка, что делает со своей шубкой? Правильно, поменяет ее на серую шубку. Поможем белочке выбрать теплое дупло?»
Подвижная игра «Белка выбирает дупло»
Половина группы детей встают в разных местах на поляне. Они изображают деревья, остальные – «белки». «Белочек» должно быть на одну больше, чем деревьев. Под музыку «белки» резвятся на полянке, «грызут орехи», «ищут грибы и ягоды. Как музыка остановилась, они разбегаются по своим «дуплам» (встают за ребенком – «дерево»). «Белочка», оставшаяся лишней, произносит: «Раз, два, три!» На этот счет «белки» меняются «дуплами», а оставшаяся – спешит занять себе место.
Дедушка Эхо: Вот вам следующая загадка:
Сердитый недотрога живет в глухих лесах
Иголок очень много, а нитки не одной. (Еж)
– А эти грибы мне ежи принесли, только они перепутали поганки со съедобными грибами, а нам надо собрать только съедобные гриб».
Аттракцион «Кто больше соберет грибов»
Дедушка Эхо: «Молодцы! А теперь я хочу узнать для чего, ребята, нужны деревья? А если они исчезнут, что произойдет на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?»
Дети отвечают на вопросы дедушки Эхо.
Дедушка Эхо: «Предлагаю поиграть в игру «Назови дерево».
Дедушка Эхо бросает мяч. Ребенок, поймавший его, называет любое дерево и бросает мяч обратно.
Дедушка Эхо: «Но иногда деревья болеют. И чтобы они не заразили весь лес, их спиливают. И на месте этих деревьев остаются пеньки.
Игра «Липкие пеньки»
Несколько детей садятся на корточки, как можно дальше друг от друга. Они изображают «липкие пеньки». Остальные играющие бегают по ограниченной местности на поляне, стараясь не подходить близко к «пенькам». «Пенечки» пытаются коснуться пробегающих мимо детей. Остальные тоже становятся «пеньками. Дети – «пеньки» не должны вставать с мест.
Дедушка Эхо:
Вот вам еще одна загадка:
Серый, зубастый, в лесу воет
По полю рыщет
Козлят, телят ищет (Волк)
– Ну, попробуй, волчище, поймать наших овечек.
Салочки «Волк и овцы»
Водящий, выбранный с помощью считалки, начинает игру, находясь в одной стороне поляны, тогда как все остальные стоят на противоположной стороне. Но он не отдает свою роль первому, кого догонит и коснется. Вместо этого они, держась за руки, должны водить вдвоем и т.д. И так до тех пор, пока не останется последний участник игры, которого не удалось поймать.
Дедушка Эхо: «Красивый наш русский лес! Всех людей приветливо встречает лес. Всегда он угостит человека грибами да ягодами, подарит лекарственные растения, даст сухие ветки и больные деревья для обогрева жилища. А кого боятся звери в лесу?»
Дети отвечают на вопрос дедушки Эхо.
Дедушка Эхо: «Конечно, все звери и птицы боятся охотников».
Подвижная игра «Охотник»
Дети встают в круг и считалкой выбирают «охотника», разбегаясь от него в разные стороны на последние слова. «Охотник» пытается запятнать детей.
Дедушка Эхо:
Случится, в солнечный денек
Ты в лес пойдешь поглуше –
Приляг, попробуй на траву
Не торопись, послушай!
Дети ложатся на траву, вдыхают свежий, чистый, лесной воздух и слушают звуки леса. Дедушка Эхо прощается с детьми. Дети возвращаются в детский сад.