Пояснительная записка
Каждый человек проявляет определенный интерес к своему внешнему виду. Каждому хочется быть красивым, привлекательным и современным. И во многом наш внешний вид зависит именно от выбора костюма и от выбора одежды. Конечно, с этим не будет никаких проблем, если Вы идеально сложены. Но что делать, если у Вас узкие и покатые плечи, или слишком широкие бедра, или очень высокий рост? Оказывается, выглядеть красиво и эффектно, даже если фигура не совсем идеальна – можно. Для этого необходимо знать законы зрительных иллюзий и умело ими пользоваться.
Содержание данного курса направлено: на обобщение знаний о видах отделки изделий ассортимента легкого платья, на изучение различных типов фигур, на обучение старшеклассниц способам анализа фигур и умению подбирать одежду и размещать различные виды отделки на одежде с учетом индивидуальных особенностей фигуры и с использованием законов зрительных иллюзий.
Цель данного курса – обучение учащихся грамотному использованию одежды при построении визуального образа как важного компонента индивидуального имиджа человека, развитие художественного вкуса при выборе одежды.
В процессе обучения учащиеся приобретают умения:
- Определять особенности и нюансы своей фигуры;
- Использовать законы зрительных иллюзий при выборе или изготовлении одежды;
- Выполнять эскизы различных моделей на фигуре человека, правильно изображать отделочные детали на эскизе.
Перечисленные умения формируются на основе знаний:
- Типов женских фигур;
- Способов анализа фигуры;
- Видов отделки швейного изделия;
- Законов зрительных иллюзий.
Курс рассчитан на учащихся 9-11 классов, имеющих знания по разделам школьной программы «Технология изготовления швейных изделий» за 5-8 класс. Продолжительность курса 12 часов, на каждое занятие отводится 2 часа. С теоретическим материалом учащиеся знакомятся в ходе лекций и бесед. Во время практических и лабораторной работ происходит закрепление теоретического материала, формируются умения и навыки проектирования одежды с учетом особенностей фигуры.
Тематический план
№ |
Тема |
Кол-во учебных часов |
В том числе |
|
Теор. |
Практ. |
|||
1 |
Виды и типы фигур. Виды отклонений фигур от стандартной |
2 |
2 |
0 |
2 |
Анализ фигуры (лабораторная работа) |
2 |
0 |
2 |
3 |
Использование зрительных иллюзий в одежде |
2 |
2 |
0 |
4 |
Эскизное проектирование костюма |
4 |
0,5 |
3,5 |
5 |
Защита творческой работы |
2 |
0 |
2 |
Всего |
12 |
4,5 |
7,5 |
Содержание программы
Виды и типы фигур. Виды отклонений фигур от стандартной (2 часа).
Идеальная фигура. Схема и пропорции условно-пропорциональной фигуры. Типовая фигура. Размерная типология женских фигур. Типы женских фигур. Виды отклонений от типовой фигуры.
Методические разработки и рекомендации.
Это занятие проводится в форме беседы с просмотром презентаций. На занятии учащиеся знакомятся с различными видами фигур (идеальной, пропорциональной, типовой); с размерной типологией женских фигур, принятой в России; с классификацией женских фигур и видами отклонений от типовой.
Практически весь теоретический материал занятия представлен в виде презентаций, которые сопровождены конспектами:
- презентация «Идеальная фигура» и конспект к презентации (Приложение 1),
- презентация «Пропорциональная фигура» (Приложение 2) и конспект (Приложение 3),
- презентация «Типы фигур» (Приложение 4) и конспект (Приложение 5),
- презентация «Отклонения фигуры от стандартной» (Приложение 6) и конспект (Приложение 7).
После показа презентации «Пропорциональная фигура» каждому учащемуся целесообразно зарисовать схему условно-пропорциональной фигуры, которую в дальнейшем можно использовать при создании эскизов моделей одежды.
При знакомстве учащихся с размерной типологией женских фигур и с типовой фигурой, полученной на основе массовых измерений населения, необходимо отметить, что последний раз такие измерения женских фигур в России проводились в 70-х годах прошлого столетия. И в настоящее время вполне очевидным является «изменение средних значений размерных признаков женской фигуры – «вытягивание» за счет увеличения высотных размерных признаков и уменьшения обхватов» [2].
Анализ фигур (2 часа).
Способы анализа фигур. Определение основных параметров своей фигуры, анализ фигуры.
Лабораторная работа «Анализ фигуры».
Методические разработки и рекомендации.
Цель данного занятия: научить определять особенности фигуры при помощи расчетного и визуального методов. В ходе выполнения лабораторной работы (Приложение 8) учащиеся заполняют таблицу измерений, в которой сравнивают свои мерки с мерками типовой фигуры и анализируют полученные результаты. При этом разницу между мерками в интервале от -2 до 2 можно считать нормой практически для всех измерений. Кроме того, для облегчения расчетов по формулам, таблица измерений разработана в программе Excel для фигур с различным обхватом груди (Приложение 9).
После анализа фигур можно предложить учащимся цветным карандашом или ручкой отметить все особенности своей фигуры на схеме условно-пропорциональной фигуры.
Использование зрительных иллюзий в одежде (2 часа).
Внешние и внутренние линии в одежде. Оптические иллюзии в одежде. Коррекция фигуры с помощью одежды, применение оптических иллюзий в одежде.
Методические разработки и рекомендации.
Занятие проводится в форме беседы с показом презентаций. В ходе занятия учащиеся знакомятся с законами зрительных иллюзий и их применением в одежде для коррекции фигуры. Весь теоретический материал занятия представлен в форме презентаций, которые сопровождены конспектами:
- презентация «Иллюзии зрительного восприятия» (Приложение 10) и конспект (Приложение 11),
- презентация «Применение иллюзий в одежде» и конспект (Приложение 12).
Эскизное проектирование костюма (4 часа).
Работа с журналами мод. Эскизное проектирование.
Практическая работа «Создание эскизов моделей одежды с различными деталями и видами отделок».
Творческая работа «Создание моделей швейных изделий для нестандартных фигур».
Методические разработки и рекомендации.
Перед выполнением итоговой творческой работы проводится практическая работа, в ходе которой учащиеся осваивают способы изображения различных видов отделки и деталей одежды при помощи схемы условно-пропорциональной фигуры. Для качественного выполнения эскизов учащимися используется прием накладывания чистого листа бумаги (достаточно прозрачного) на схему, т.о. учащиеся «одевают» фигуру на схеме.
При выполнении творческой работы можно использовать схемы условно-пропорциональных фигур, на которых нанесены особенности фигур учащихся.
Защита творческой работы (2 часа).
Защита творческой работы «Создание моделей швейных изделий для нестандартных фигур».
Методические разработки и рекомендации.
Перед защитой творческой работы необходимо познакомить учащихся с планом выступления, критериями оценивания и регламентом выступления. Защита проводится в присутствии всех учащихся. После каждого выступления учащиеся наравне с педагогом могут задавать вопросы выступающему (количество вопросов желательно ограничить).
Приложения
Приложение 1. Конспект к презентации «Идеальная фигура»
Приложение 2. Презентация «Пропорциональная фигура»
Приложение 3. Конспект к презентации «Пропорциональная фигура»
Приложение 4. Презентация «Типы фигур»
Приложение 5. Конспект к презентации «Типы фигур»
Приложение 6. Презентация «Отклонения фигуры от стандартной»
Приложение 7. Конспект к презентации «Отклонения фигуры от стандартной»
Приложение 8. Лабораторная работа «Анализ фигуры»
Приложение 9. Таблица измерений
Приложение 10. Презентация «Иллюзии зрительного восприятия»
Приложение 11. Конспект к презентации «Иллюзии зрительного восприятия»
Приложение 12. Конспект к презентации «Применение иллюзий в одежде»
Примечание:
Во всех презентациях смена слайдов или рисунков происходит по щелчку мышкой, причем в конспекте этот участок отмечен началом нового абзаца.
К сожалению в данный материал не вошли две презентации «Идеальная фигура» (по теме «Виды и типы фигур. Виды отклонений фигур от стандартной») и «Применение иллюзий в одежде» (по теме «Использование зрительных иллюзий в одежде») по причине превышения суммарного объема приложений, установленного организаторами конкурса. Так же в представленных презентациях пришлось уменьшить размер фотографий и рисунков, что привело к снижению их качества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. (Сер. «Учебники XXI века»). Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.
- Бескоровайная Г.П. Конструирование одежды для индивидуального потребителя: Учебное пособие.– М.: Мастерство, 2001.–120с.
- Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. Проф. образования. – М.: 4
- Махмутова Х.И. Конструируем, моделируем, шьем. Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 144 с.: ил. – (Сделай сам).
- Найденская Н.Г., Новокщенова Е.В., Трубецкова И.А. Человек. Образ. Стиль. – М.: Издательство «Познавательная книга плюс», 2002.
- Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль/ Глав. Ред. В.А.Володин. – М.: Аванта +, 2002. – 480 с.: ил.
- Сорины, сестры ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВНЕШНОСТИ или фигура в одежде и без/Серия «Одежда плюс психология». – М.: ГНОМ–ПРЕСС, 1998.–224с.,илл.