Сегодня в нашем современном мире одной из самых острых проблем родителей и школ является проблема воспитания детей приличными и достойными людьми, старающимися исполнять вечные законы нравственного поведения и любви к ближним, которые ограждают от многих известных пагуб, начиная от непочтения к родителям и учителям, сквернословия, курения и заканчивая наркотиками, детской преступностью, суицидом.
Многие родители и учителя предпринимают усилия по должному воспитанию, но не используют предназначенный для этого духовно-нравственный закон. Как в материальном мире неотвратимо действуют, например, законы физики, так и в духовном мире неотвратимо действуют свои законы. Поэтому и закон воспитания нравственных людей обойти невозможно, хотя такие попытки делаются.
В школе изучается большое число разнообразных наук и предметов, относящихся к материальному миру, но нет ни одной дисциплины о законах правильных, добрых взаимоотношений людей друг с другом, человека с обществом и обретения мира в душе. Образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и беспринципным. При поголовной компьютеризации и автоматизации люди пребывают в духовной расслабленности и религиозном невежестве. Создается впечатление, что наше сегодняшнее российское общество ведёт какую-то ненормальную, абсурдную жизнь. “Под красочной вывеской прогресса, политкорректности, толерантности, единого бога идёт явная подмена ценностей: традиционные нормы морали и этики представляются скучными, немодными, глупыми, а зло – наоборот, привлекательным, и современным. В средствах массовой информации нравственность подвергается насмешкам, оправдываются аборты – убийства детей, вместо крепкой семьи пропагандируются “свободная любовь”. Супружеская верность высмеивается. Многодетность и христианский уклад семьи преподносят как “пережиток прошлого”. Разрушаются личность и характер человека. Рассеивается его духовный потенциал, теряется смысл жизни. Человек без стержня в душе не способен к созиданию, не может отличить добро от зла, даже понять, что вокруг происходит.
В таких экстремальных условиях весьма трудно уберечь детей от мощнейшего урагана вседозволенности и нравственного распада. Многие дети и подростки, лишенные Света и Истины, утрачивают связь со старшими. Родители, педагоги не могут в большинстве своем вывести молодежь из духовно-нравственного тупика, и молодые люди не способны к преодолению стрессовых ситуаций, страдают от их последствий.
Именно поэтому, как никогда в прошлом, обостряется вопрос нравственного воспитания на основе единых правил для всех людей, которые включают в себя абсолютные общечеловеческие нравственные нормы, т.е. те нормы, которые Бог заложил в природу человека. По выражению Канта, каждый человек является носителем “внутреннего нравственного закона”. От чего зависит нравственное состояние человека? От здравого смысла, т.е. от здоровой мысли. О каком здоровье здесь может идти речь ? Именно о нравственном здоровье. Может ли здоровая мысль быть безнравственной? Нравственное здоровье рождает нравственную мысль, диктует выбор, решение, поступок. Разумное и нравственное всегда совпадают.
В любой жизненной ситуации необходимо найти разумное решение. Оно и будет нравственным.
Нравственное воспитание малоэффективно, если в человеке не пробуждаются и не возрастают обостренная совесть и стыд. А сохранение стыда и совести для большинства людей невозможно без веры в Бога и её укрепления, что в свою очередь, невозможно без Церкви. А в целом – невозможно без православного образа жизни. Тогда, эта единая и наиболее близкая к Истине основа сможет продвинуть людей в решении самой трудной, важной и неотложной проблемы оздоровления экологии духа, экологии чистой совести. Т.е. созиданию такой нравственно чистой среды проживания людей, которая бы не размывала, не искажала и не омертвляла совесть, а напротив – способствовала бы её пробуждению, укреплению, очищению. Во 2-ой половине 20 века стали всё больше заниматься экологией природы и тела человека, но при этом упустили из внимания вредное влияние окружающей среды на главные составляющие человека – его дух и душу, на их самые важные свойства – совесть и религиозность.
Наряду с экологией природной среды существует более актуальная проблема – экология духа и совести человека, проблема создания и поддержания духовно и нравственно чистой среды проживания людей. Всеми теперь понимаемую и воспринимаемую близко к сердцу экологию природной среды невозможно нормализовать без оздоровления экологии духа человека. Поскольку почти все экологические нарушения в природе есть следствия нравственных нарушений людей.
Актуальность проблемы нравственного воспитания заключается в сохранении чистой совести, верно показывающей состояние души, и охранении самой души от расстройства. Православное воспитание дает возможность ребенку научиться правильно ориентироваться в мире, правильно строить отношения с людьми, и защититься от психических срывов и бездумных поступков.
Воспитание человека – это труд, который всегда считался тяжелым и ответственным, а в наше время – почти неподъемным.
Отсутствие отпечатка набожности грустно отражается в жизни людей. Молодое поколение и дети растут без всяких положительных и строгих правил жизни: какое-то одичание духовное отпечатывается на их лицах. Трудно неверующим и маловерующим ученикам воцерковляться, особенно если их родители уклоняются от обязанности духовно трудиться, тяготятся заботами, мечтают о вечном празднике, боятся, чтобы никто не посмел потревожить их дремлющую на задворках души совесть. Как возбудить интерес к православному образу жизни, вызвать потребность иметь веру, помочь обрести Бога в сердце и любовь к Нему? Как это сделать в условиях обычной российской школы, где не только ученики, но и педагоги далеки от духовности, а введение в программу предмета “Основы православной культуры” встречает на своем пути почти непреодолимые преграды?
Первые шаги в формировании духовно-нравственного воспитания помогут сделать православные сказки. Сказка базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. В сказке присутствует и функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, действий. Через сказку слушатели могут усваивать всё богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа.
Сказка заставляет сопереживать и откладывать в памяти варианты, способы решения трудных жизненных ситуаций. Сказка – это и есть жизнь, приукрашенная, доводящая поведение героев до абсурда, но закладывающая в память и сознание ребенка самое главное: выход из трудной ситуации всё равно есть. Не всегда легкий, но есть. В жизни тупиков не бывает, просто человек часть оказывается не готов к выходу из них. Разговор о ценностях, идущий в ненавязчивой сказочной форме, позволяет откорректировать деструктивные аспекты поведения, снизить уровень тревожности и агрессивности, наладить взаимоотношения с близкими людьми.
Данный цикл рассчитан на 7 встреч-занятий. План урока дан в Приложении 2. Занятия проводились с группой детей 15-16 лет в количестве 7 человек. Организация работы – обычная.
Участники группы рассаживаются в круг. После процедуры знакомства учитель говорит о том, что на определенном этапе развития души человека возникают важные вопросы, ответить на которые обычными словами трудно. Чтобы говорить о том, что нас волнует в глубине души, люди придумали сказки-притчи. Мы попробуем найти ответы или просто поговорим о том, что нам кажется важным.
Цель: на материале православных сказок-притч [3] формировать у детей духовно-нравственное воспитание; развивать эмоциональную саморегуляцию и позитивное взаимоотношения с другими людьми. После текста каждой сказки дается последовательность и содержание работы со сказкой. Анализ сказки проводится по системе Л.Б. Фесюковой, опубликованной в книге “Воспитание сказкой” (Харьков 1996 г.). В конце анализа выводится нравственный урок, даются методические рекомендации (Приложение 2) для работы фронтальной и индивидуальной.
№ | Название сказки | Цель |
1 | “Не строй домок из чужих досок” (Приложение 1.) |
Установить прямую связь между поступками человека и дальнейшей судьбой его самого, и его близких. Сформулировать справедливость утверждения: “Народ за воровство поделом осудит”. |
2 | “3 рубля 28 копеек с полушкою” | Установить связь между поступками человека и счастьем окружающих людей. Рассмотреть материальные ценности как средство творить добро. |
3 | “Сколь грехов накопила – туда и место получила” | Вскрыть мотивы и механизмы поведения персонажей, подвести детей к пониманию связей между членами одной семьи. |
4 | “Понятия не имею” | Подвести детей к пониманию ценностей счастливой семейной жизни и значимости взаимовыручки и покоя в семье. |
5 | “Калинка-Малинка” | Подвести детей к пониманию прямой зависимости судьбы человеческой от чистоты души и помыслов, доброты и сердечности. |
6 | “Клад большой – семейный покой” | Способствовать осознанию ребенком самого себя, как части семьи, своих прав и обязанностей перед родителями. |
7 | “Людские грехи для нечистой силы – ценная находка” | Учить детей анализировать свои поступки, слова, намерения, опираясь на приведенные в сказке примеры нерачительного отношения к природе и хлебу насущному. |
В результате работы со сказками было проведено психологическое тестирование Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте” на выявление нравственной воспитанности учащихся.
Психодиагностике посвятили 2 занятия: перед началом чтения сказок, и в конце.
После проведения предварительной психодиагностики выявились следующие результаты:
№ | И.Ф. | Нравственная воспитанность | Безнравственная ориентация | Несформированность |
1 | Дима Г. | 11 | 4 | 5 |
2 | Алёша З. | 5 | 1 | 14 |
3 | Паша Р. | 13 | 3 | 4 |
4 | Андрей Р. | 10 | 5 | 5 |
5 | Сергей Ш. | 12 | 3 | 5 |
6 | Коля Ш. | 12 | 4 | 4 |
7 | Таня С. | 13 | 2 | 5 |
Средний показатель | 10,8 | 3,1 | 6 |
На последнем итоговом занятии после проведения сказок:
№ | И.Ф. | Нравственная воспитанность | Безнравственная ориентация | Несформированность |
1 | Дима Г. | 14 | 3 | 3 |
2 | Алёша З. | 7 | 2 | 11 |
3 | Паша Р. | 15 | 2 | 3 |
4 | Андрей Р. | 15 | 3 | 2 |
5 | Сергей Ш. | 15 | 2 | 3 |
6 | Коля Ш. | 14 | 2 | 4 |
7 | Таня С. | 18 | 2 | 0 |
Средний показатель | 14 | 2,2 | 3,7 |
Из проведенного исследования видно, что средние показатели нравственной воспитанности выросли.
Из опроса педагогов, работающих с детьми, после проведения занятий со сказками на православную тему, были отмечены у детей повышение коммуникабельности, стабилизация эмоциональной саморегуляции. В поведении появились корректность, доброжелательность по отношению к окружающим их людям, готовность помочь, оказать добрую услугу. В речи детей стало меньше слов-засоров, сквернословия, исчезли клички у мальчиков, стали называть друг друга своими именами. Возросла любознательность детей по духовной тематике.
ЛИТЕРАТУРА
- Священник Виктор Грозовский “Православное воспитание девочек переходного возраста”. – Изд. “Сатисъ”, 2006
- Священник Виктор Грозовский “Православное воспитание мальчиков переходного возраста”, - Изд. “Сатисъ”, 2007
- П.Д. Короткова “Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации” - М.: ЦГЛ, 2006.