Что такое массаж, знают многие. Слово массаж происходит от арабского слова масс – касаться. Благоприятное воздействие массажа на организм переоценить невозможно. Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы. И еще очень важно – массаж не требует особого дорогостоящего оборудования. Как же сделать, чтобы благотворное действие массажа наиболее полно влияло на здоровье и самочувствие каждого ребенка? Педагоги нашего детского сада решили: обучение детей самомассажу – именно то, что нам нужно! Использование возможностей массажа, в том числе и самомассажа, рекомендует и региональная программа физического воспитания детей «Система» Л.Пустынниковой (г. Пермь, 2000), которую мы реализуем в детском саду.
Разные виды самомассажа подобрали с учетом возраста, возможностями детей и условиями детского сада. Все виды самомассажа отрабатываются постепенно под непосредственным руководством и наблюдением медицинских работников. В детском саду работают логопедические группы, функционирует физкультурно-оздоровительный комплекс, включающий физкультурный зал, массажный кабинет, сауну и фитобар. Многие комплексы самомассажей имеют игровую форму, упражнениям даны названия, понятные детям. Каждому виду массажа определено время в режиме дня.
Для детей групп раннего и младшего дошкольного возраста ввели самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками» (Приложение 1). Комплекс состоит из 4 простых упражнений. Сначала дети выполняют его с помощью взрослых, а потом уже самостоятельно. К 3-3,5 годам дети выполняют упражнения уверенно и достаточно качественно. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).
На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (А.А.Уманская). Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Точечный массаж введен со средней группы. Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба), у внутренних концов бровей (параллельно), у крыльев носа (параллельно), у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Эти точки доступны детям с 4-5 –летнего возраста.
В некоторых группах используется массаж «Пять маленьких лекарей». Это самомассаж пальчиков. На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца.
Нашим детям очень нравится сауна. Её посещают все дети дошкольного возраста по графику. Зная, какое сильное воздействие оказывает прием сауны, педагоги и медики пришли к выводу, что детский организм необходимо подготовить к этой процедуре. Так был подобран игровой комплекс самомассажа, одобренный врачом ЛФК З.М.Куракиной. Комплекс включает четыре упражнения на растирание (лба, подбородка, верхней губы – «усы»), два упражнения на постукивание кулачками, ладонями и пальцами груди и спины, одно упражнение с элементом йоги «Поза льва», которое особенно нравится детям. (Приложение 2).
Особое внимание всегда уделяется детям логопедических групп. Для них массаж актуален не только для профилактики простудных заболеваний и гриппа, но и для эффективной работы по развитию речи, стимуляции речевых зон головного мозга. В этих группах используем пальчиковые игры и упражнения с элементами самомассажа, специальные массажи для укрепления лицевой (Приложение 3) и губной мускулатуры, мышц языка. А самомассаж «Пять маленьких лекарей» дети выполняют с массажным набором «Каштан», с помощью которого процедура проводится более качественно, а воздействие на кожу покалывающее.
Введение разных видов самомассажей, четкое определение времени их проведения в режиме дня в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями дает неплохие результаты: за последние 5 лет уровень заболеваемости стабильно снижался, увеличился с 9,3 до 12,2. Ежегодно из логопедической группы выпускается в школу до 88,8 % детей с чистой речью, 11,2 % - с хорошим улучшением.
Самомассаж доступен всем, даже малышам, а это здорово! И, конечно, - здоровье!