Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть! Предлагаю начать наше занятие с упражнения “Комплименты” (задачи упражнения: создание атмосферы доверия и принятия в коллективе подростков. Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний. Количество участников в кругах должно быть одинаковым. Подростки, стоящие друг напротив друга, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего – хлопку в ладоши – участники внешнего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внешнего круга не повстречается с каждым участником внутреннего круга). |
Спасибо!
Ребята, как вы считаете, есть ли жизнь на Марсе? (игра “Марсиане”. Задачи: объяснить, с какой скоростью распространяется вирус, показать зависимость инфицирования или сохранения здоровья от поведения).
Ответы учащихся.
Ученые считают, что жизни на Марсе нет. Но я открою вам один секрет – когда-то давно жизнь на Марсе била ключом. Марсиане были очень похожи на землян – так же, как мы, они здоровались, общались, обнимали друг друга, вместе ходили в школу, на работу. Единственное отличие – марсиане вступали в интимные отношения способом, отличным от нашего: они прикасались друг к другу кулаками. Они не боялись интимных связей и вступали в них со всеми подряд, вне зависимости от степени знакомства.
И сейчас я предлагаю вам перенестись на Марс. Теперь мы все марсиане. Итак, у нас сегодня обычный марсианский день. Мы начинаем себя вести как марсиане.
С этого момента ведущий переходит от одного подростка к другому, стараясь поддерживать игру и участвуя в ней. В течение минуты или двух учащиеся общаются по-марсиански, не обязательно вступая в интимные отношения, но разговаривая, пожимая руки, обнимаясь, словом, ведя себя естественно.
День прошел прекрасно, но я – носитель инфекции – вируса иммунодефицита человека. Поднимите руки те, кто вступал со мной в “интимные марсианские связи”. Поднимите руку те, кто вступал в “интимные марсианские связи” с поднявшими руку в первый раз., и т.д.
Подводим итог: почти всем участникам сегодняшнего марсианского дня передался странный вирус.
Марсиане не смогли справиться с этой инфекцией, потому что вели себя неправильно: не защищались, а лишь старались изолировать тех, у кого был обнаружен ВИЧ. Поэтому у них началась великая марсианская депрессия: все прятались друг от друга, перестали улыбаться, общаться, работать, и развитие вируса привело к постепенному угасанию цивилизации.
Сейчас наша земная ситуация очень похожа на описанную марсианскую: эпидемия распространяется в мире очень быстро. Но, в отличие от марсиан, мы располагаем информацией и несем ответственность за свою жизнь. В наших силах сделать так, чтобы исход ситуации оказался совсем иным. Мы будем избегать новых заражений, а те, кто уже заражен, будут продолжать жить полноценной жизнью, не чувствуя себя изгоями.
Игра “Марсиане”
Рисунок 1
Рисунок 2
Итак, ребята, первые сведения о людях со сниженным иммунитетом стали приходить из разных городов США в 1978–1979 гг., а уже в 1983 году ученые Франции и Америки обнаружили под микроскопом вирус, который впоследствии был назван ВИЧ – вирус иммунодефицита человека. В настоящее время эпидемия ВИЧ-инфекции получила практически повсеместное распространение. С каждым днем число ВИЧ-инфицированных людей неуклонно растет. На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 40 млн. людей с ВИЧ. Специалисты утверждают – для того, чтобы представить реальную картину, нужно умножить это число как минимум на два. Просто многие инфицированные люди чувствуют себя и выглядят здоровыми и еще не знают о своем диагнозе, при этом они уже могут передавать вирус другим людям. Слайд 3. См. Приложение 1, Приложение 2
ВИЧ/СПИД – это болезнь и смерть не только отдельного человека, это трагедия его семьи, сокращение численности населения страны, падение уровня жизни в целом.
Сейчас я прошу встать Никиту (5 сек.), Ивана (5 сек.) и т.д. всех ребят. За минуту встал почти весь класс, так же быстро и интенсивно распространяется ВИЧ-инфекция. В мире каждые 5 секунд один человек заражается ВИЧ-инфекцией. При этом часть людей узнают свой диагноз своевременно, а часть – продолжают жить, не подозревая, что инфицированы. Темпы роста инфицирования ВИЧ-инфекцией заставляют всех задуматься над сложностью этой проблемы. Поэтому очень важно уметь защитить себя, а для этого нужно знать о ВИЧ-инфекции как можно больше.
Упражнение “5 секунд”
Рисунок 3
Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова ВИЧ/СПИД? Зафиксировать ответы подростков на слайде, принять без обсуждения любые ассоциации. Как правило, ассоциации негативные – страх, смерть, пустота, боль, бессилие и т.д.
Как вы представляете человека с ВИЧ? Кто он по социальному статусу? Сколько ему лет? Чем он занимается? Каким путем был инфицирован? (работа в группах “Портрет человека с ВИЧ”, для деления на группы рекомендую использовать считалку “апельсин – груша – яблоко – банан” или “роза – мимоза – мак – василёк”). Каждая группа представляет свой рисунок.
Упражнение “Портрет человека с ВИЧ”
Рисунок 4
Довольно длительное время вирус концентрировался в среде внутривенно употребляющих наркотики мужчин 18–25 лет. В последние несколько лет он стал распространяться в общей популяции, особенно среди подростков и молодых женщин, вступающих в незащищенные половые контакты. Население мало знает об эпидемии и сохраняет представление о том, что вирус поражает лишь потребителей инъекционных наркотиков, работниц коммерческих секса и мужчин, практикующих секс с мужчинами. В настоящее время эпидемия затрагивает абсолютно все слои общества, от нее серьезно страдают также образованные, социально благополучные слои населения. Слайд 4.
Ребята, я прошу всех встать и выстроиться в одну линию по центру так, чтобы вы никого не касались. Я сейчас буду говорить некоторые утверждения, а вы, если согласны, будете делать один шаг вперед, если не согласны – один шаг назад, а если не знаете ответа – оставайтесь на месте. И самое главное – вы все должны при этом закрыть глаза и не открывать их, пока я не скажу. Итак, закрыли глаза (упражнение “Живая диаграмма”, цель упражнения: выяснить степень информированности участников по данной проблеме).
– ВИЧ и СПИД – это одно и то же. Нет
– В мире более 40 млн. ВИЧ-позитивных людей. Да
– ВИЧ передается через рукопожатие. Нет
– ВИЧ-нфицированная мать может родить здорового ребенка. Да
– Один из ведущих путей передачи ВИЧ – половой. Да
Если бы вы все ответили правильно, наша линия осталась бы прямой. А что же получилось у нас? Траектория какой-то сумасшедшей молекулы! Кто ошибся и в каких вопросах – все это вы поймете сами сегодня и на следующих занятиях. Дело все в том, что с темой ВИЧ/СПИД связано огромное количество мифов. А мы сегодня постараемся узнать достоверную информацию об этой проблеме.
Итак, как вы считаете, ВИЧ и СПИД – это одно и то же? (упражнение “Разница между ВИЧ и СПИДом”, цель упражнения: объяснить участникам разницу между ВИЧ и СПИДом и научить их правильно употреблять эти аббревиатуры) Слайды 5-6.
Осветить масштабы эпидемии в мире, России, Иркутской области. Выслушать мнения подростков. Слайды 7-10.
Упражнение “Живая диаграмма”
Рисунок 5
Как передается ВИЧ? Слайды 11-15.
Основные пути передачи ВИЧ-инфекции:
Парентеральный – “кровь в кровь”.
Употребление инъекционных наркотиков – самый верный способ заразиться ВИЧ. Инфицированная кровь может содержаться в общей посуде для смешивания и забора наркотика, общем шприце или игле. При инъекции наркотик вместе с кровью и вирусом попадает непосредственно в кровоток человека. На практике же все ситуации, связанные с употреблением даже “легких” наркотиков и алкоголя, могут привести к заражению ВИЧ, потому что человек теряет контроль над собой.
Способ защиты: Полностью отказаться от употребления любых видов наркотиков и злоупотребления алкоголем.
Половой путь.
Сперма, кровь и вагинальные выделения ВИЧ-инфицированных людей содержат вирус. При незащищенных сексуальных контактах риск передачи ВИЧ через них очень высок. Единственное средство, которое предотвращает заражение при сексуальном контакте, это презерватив.
Способ защиты: использовать качественные презервативы при любых сексуальных контактах.
Вертикальный – от ВИЧ-инфицированной матери – ребенку.
ВИЧ-инфицированная мать может родить здорового ребенка. Однако во время беременности, в процессе родов при соприкосновении ребенка с кровью и другими жидкостями материнского организма либо при грудном вскармливании ребенка ему может передаться вирус от ВИЧ-инфицированной матери.
Способ защиты: Мать проходит курс специального лечения во время беременности и не кормит новорожденного грудью. Сразу после появления на свет ребенок получает специальное профилактическое лечение. Тогда риск инфицирования у него очень низок – 1-2%.
Теперь, когда мы знаем основные пути передачи ВИЧ и скорость распространения инфекции, нужно понять, в каких ситуациях это может произойти. Если мы правильно оцениваем риск, то нам легче защитить себя и своих близких.
Сейчас я вновь предлагаю вам разбиться на четыре группы. Перед вами карточки с описанием ситуаций, вам необходимо оценить степень риска в каждой жизненной ситуации и прикрепить карточку под соответствующей надписью: ситуации высокого риска, ситуации низкого риска, безопасные ситуации.
Жизненная ситуация (каждую ситуацию распечатать на отдельной карточке) |
Уровень риска |
Сексуальный контакт без презерватива | Высокий |
Использование общего шприца для введения наркотика | Высокий |
Использование общей посуды для смешивания и забора наркотика | Высокий |
Использование нестерильных инструментов для нанесения татуировок | Высокий |
Использование общей бритвы | Высокий |
Переливание крови:
|
Низкий Высокий |
Различные косметические процедуры, нанесение татуировок, пирсинг с соблюдением правил и в специальном салоне | Низкий / Нет |
Инъекции в лечебных учреждениях | Нет |
Сдача крови | Нет |
Укусы насекомых | Нет |
Укусы животных | Нет |
Использование общей посуды для приготовления пищи | Нет |
Уход за больным СПИДом | Нет |
Объятия с ВИЧ-инфицированным человеком, прикосновения | Нет |
Дружеский поцелуй | Нет |
Поездка в общественном транспорте вместе с ВИЧ-инфицированным человеком | Нет |
Посещение школы вместе с ВИЧ-инфицированным учеником | Нет |
Посещение бассейна вместе с ВИЧ-инфицированным человеком | Нет |
Касание одеждой | Нет |
Рукопожатие | Нет |
Использование общественных туалетных комнат | Нет |
Питье из общественных питьевых источников | Нет |
Анализ упражнения:
- Просто или сложно было определить степень риска?
- Почему так важно уметь оценивать степень риска в отношении ВИЧ инфекции?
- Что дает нам это умение?
Ребята, людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС), часто приходится труднее, чем больным раком, диабетом и другими серьезными заболеваниями. Дело в том, что к ВИЧ-инфицированным многие относятся негативно. Их боятся, избегают, осуждают за предполагаемый образ жизни и считают болезнь наказанием за “плохое поведение”. Дискриминации подвергают и детей.
Фильм “Живые цветы” (о детях, живущих в Федеральном Детском Центре СПИД п. Усть-Ижора). Анализ фильма. Рефлексия. Что вы чувствуете сейчас? Изменилось ли ваше отношение к ЛЖВС?
Фильм можно заменить упражнением “Мои жизненные ценности”, цель которого: в игровой форме предоставить учащимся возможность почувствовать на себе проявления дискриминации ВИЧ-позитивных людей.
Ход упражнения: ребята, я предлагаю вам подумать и написать, что вы цените в жизни (каждый участник получает 12 листочков небольшого формата). Напишите 4 личные, 4 семейные и 4 школьные ценности (по одной на каждом листочке). А сейчас представьте, просто представьте, что вы инфицированы. Переоцените свои взгляды и уберите по одной ценности из каждой группы. Вы это потеряли… Жизнь идёт, болезнь прогрессирует, проанализируйте свои ценности и еще раз сделайте свой выбор (осталось 6 ценностей и ведущий, не говоря ни слова, не спрашивая разрешения, сам забирает по одной из каждой группы ценностей). У вас осталось 3 ценности – всё остальное вы потеряли – прочтите их внимательно. Проанализируйте, что вы чувствуете сейчас? Что испытывали во время выполнения упражнения, когда “теряли” то, что для вас ценно? Учащиеся делятся ощущениями, ведущий возвращает листочки с ценностями.
Важно сделать вывод: права людей, живущих с ВИЧ/СПИД, и их семей часто нарушаются. Дискриминация проявляется в отказе в приеме на работу, школу, детский сад, в увольнении с работы, неоказании медицинской помощи. На личном уровне это вызывает излишнюю тревогу, страдания, депрессию, отчаяние, заставляет чувствовать стыд. Дискриминации подвергаются и дети – самая уязвимая и беззащитная часть человечества. Дети, затронутые эпидемией ВИЧ/СПИД, как и другие дети, пришли в этот мир для радости и счастья и имеют право играть со сверстниками, общаться, дружить. ВИЧ не представляет никакой опасности при повседневном общении. Мировой опыт борьбы с ВИЧ/СПИДом показывает, что остановить эпидемию можно, только отказавшись от привычных предрассудков, от деления людей на достойных и недостойных, невинных жертв и виноватых. Общество должно понять, что невозможно решать задачи, связанные с распространением ВИЧ, игнорируя права и жизненные интересы тех, кого эти решения непосредственно касаются.
Существует много мифов относительно ВИЧ-инфекции поэтому, если вам что-то непонятно, не бойтесь обращаться к специалистам за разъяснениями. Проверяйте свою информацию!
Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. И теперь, “собирая чемодан в дорогу”, расскажите, что именно вы приобрели и берете с собой (упражнение “Сбор чемодана в дорогу”, цель: упражнение позволяет участникам осознать, что они получили на занятии (новые знания, новые ощущения и эмоции, новые навыки).
Наши бесценные приобретения мы будем раскладывать по полочкам (чемодан-то не резиновый). Таких полочек будет 3:
- новые знания (я узнал),
- новые ощущения и эмоции (я почувствовал),
- новые навыки (я научился).
Мы будем собирать чемодан в 3 захода, то есть сделаем 3 круга.
Заход первый. Каждый по кругу, когда до него дойдет очередь, должен будет закончить предложение: “Я узнал (узнала) …” и назвать то самое важное, что вы узнали на занятии (то, что запомнилось). А заканчиваем мы предложение так: и эту информацию я беру с собой. Например: “Я узнал, что ВИЧ и СПИД – это не одно и то же, и что ВИЧ не передается через слюну и пот. Эту информацию я беру с собой”.
Начали. Участники по кругу говорят о новых знаниях, полученных на тренингах.
Заход второй. Теперь мы заканчиваем другое предложение: “Я впервые почувствовал(а)…. Например: “Я впервые почувствовал, что испытывают люди, которых все отвергают. И эти ощущения я беру с собой”. Все понятно? Давайте сосредоточимся. Начали.
Участники по кругу говорят о новых эмоциях, полученных на тренингах.
Спасибо за ваши эмоции, которые вы с блеском проанализировали. Молодцы!
Итак, заход третий. Сейчас мы будем говорить о том, чему научились. Например: “Я научилась критически относиться к непроверенной информации и к рекламе. Это умение я беру с собой”. Начали.
Участники по кругу говорят о новых навыках, полученных на тренингах.
Спасибо за ваши слова! Конечно, само по себе приятно – общаться в такой интересной компании. Но ведь важно еще и научиться чему-то! И, по-моему, все мы многому научились.
Главное – чтобы мы сохранили все то, что получили и получим на наших занятиях, чтобы всегда принимали правильные решения и никогда не жалели о своем выборе, чтобы у нас всегда был рядом друг, которому можно довериться. Чтобы новые знания, ощущения и навыки помогли нам достичь успеха.
Ну что, чемоданы собраны? Присядем на дорожку? Впрочем, мы и так сидим! Успехов вам, ребята! Всем спасибо! До следующей встречи!
Литература:
- Всё в твоих руках. Пособие для волонтеров программ по профилактике ВИЧ/СПИДа среди сверстников. Москва, 2005.
- ВИЧ-инфекция. Пособие для специалистов, осуществляющих уход в домашних условиях. Иркутск, 2006.
- Детское лицо “недетской болезни”. Информационное пособие для работников образовательных учреждений по проблемам детей, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции. Иркутск, 2007.