Конспект занятия "ВИЧ/СПИД и подростки"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть!

Предлагаю начать наше занятие с упражнения “Комплименты” (задачи упражнения: создание атмосферы доверия и принятия в коллективе подростков. Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний. Количество участников в кругах должно быть одинаковым. Подростки, стоящие друг напротив друга, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего – хлопку в ладоши – участники внешнего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внешнего круга не повстречается с каждым участником внутреннего круга).

Спасибо!

Ребята, как вы считаете, есть ли жизнь на Марсе? (игра “Марсиане”. Задачи: объяснить, с какой скоростью распространяется вирус, показать зависимость инфицирования или сохранения здоровья от поведения).

Ответы учащихся.

Ученые считают, что жизни на Марсе нет. Но я открою вам один секрет – когда-то давно жизнь на Марсе била ключом. Марсиане были очень похожи на землян – так же, как мы, они здоровались, общались, обнимали друг друга, вместе ходили в школу, на работу. Единственное отличие – марсиане вступали в интимные отношения способом, отличным от нашего: они прикасались друг к другу кулаками. Они не боялись интимных связей и вступали в них со всеми подряд, вне зависимости от степени знакомства.

И сейчас я предлагаю вам перенестись на Марс. Теперь мы все марсиане. Итак, у нас сегодня обычный марсианский день. Мы начинаем себя вести как марсиане.

С этого момента ведущий переходит от одного подростка к другому, стараясь поддерживать игру и участвуя в ней. В течение минуты или двух учащиеся общаются по-марсиански, не обязательно вступая в интимные отношения, но разговаривая, пожимая руки, обнимаясь, словом, ведя себя естественно.

День прошел прекрасно, но я – носитель инфекции – вируса иммунодефицита человека. Поднимите руки те, кто вступал со мной в “интимные марсианские связи”. Поднимите руку те, кто вступал в “интимные марсианские связи” с поднявшими руку в первый раз., и т.д.

Подводим итог: почти всем участникам сегодняшнего марсианского дня передался странный вирус.

Марсиане не смогли справиться с этой инфекцией, потому что вели себя неправильно: не защищались, а лишь старались изолировать тех, у кого был обнаружен ВИЧ. Поэтому у них началась великая марсианская депрессия: все прятались друг от друга, перестали улыбаться, общаться, работать, и развитие вируса привело к постепенному угасанию цивилизации.

Сейчас наша земная ситуация очень похожа на описанную марсианскую: эпидемия распространяется в мире очень быстро. Но, в отличие от марсиан, мы располагаем информацией и несем ответственность за свою жизнь. В наших силах сделать так, чтобы исход ситуации оказался совсем иным. Мы будем избегать новых заражений, а те, кто уже заражен, будут продолжать жить полноценной жизнью, не чувствуя себя изгоями.

Игра “Марсиане”

Рисунок 1

Рисунок 2

Итак, ребята, первые сведения о людях со сниженным иммунитетом стали приходить из разных городов США в 1978–1979 гг., а уже в 1983 году ученые Франции и Америки обнаружили под микроскопом вирус, который впоследствии был назван ВИЧ – вирус иммунодефицита человека. В настоящее время эпидемия ВИЧ-инфекции получила практически повсеместное распространение. С каждым днем число ВИЧ-инфицированных людей неуклонно растет. На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 40 млн. людей с ВИЧ. Специалисты утверждают – для того, чтобы представить реальную картину, нужно умножить это число как минимум на два. Просто многие инфицированные люди чувствуют себя и выглядят здоровыми и еще не знают о своем диагнозе, при этом они уже могут передавать вирус другим людям. Слайд 3. См. Приложение 1, Приложение 2

ВИЧ/СПИД – это болезнь и смерть не только отдельного человека, это трагедия его семьи, сокращение численности населения страны, падение уровня жизни в целом.

Сейчас я прошу встать Никиту (5 сек.), Ивана (5 сек.) и т.д. всех ребят. За минуту встал почти весь класс, так же быстро и интенсивно распространяется ВИЧ-инфекция. В мире каждые 5 секунд один человек заражается ВИЧ-инфекцией. При этом часть людей узнают свой диагноз своевременно, а часть – продолжают жить, не подозревая, что инфицированы. Темпы роста инфицирования ВИЧ-инфекцией заставляют всех задуматься над сложностью этой проблемы. Поэтому очень важно уметь защитить себя, а для этого нужно знать о ВИЧ-инфекции как можно больше.

Упражнение “5 секунд”

Рисунок 3

Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова ВИЧ/СПИД? Зафиксировать ответы подростков на слайде, принять без обсуждения любые ассоциации. Как правило, ассоциации негативные – страх, смерть, пустота, боль, бессилие и т.д.

Как вы представляете человека с ВИЧ? Кто он по социальному статусу? Сколько ему лет? Чем он занимается? Каким путем был инфицирован? (работа в группах “Портрет человека с ВИЧ”, для деления на группы рекомендую использовать считалку “апельсин – груша – яблоко – банан” или “роза – мимоза – мак – василёк”). Каждая группа представляет свой рисунок.

Упражнение “Портрет человека с ВИЧ”

Рисунок 4

Довольно длительное время вирус концентрировался в среде внутривенно употребляющих наркотики мужчин 18–25 лет. В последние несколько лет он стал распространяться в общей популяции, особенно среди подростков и молодых женщин, вступающих в незащищенные половые контакты. Население мало знает об эпидемии и сохраняет представление о том, что вирус поражает лишь потребителей инъекционных наркотиков, работниц коммерческих секса и мужчин, практикующих секс с мужчинами. В настоящее время эпидемия затрагивает абсолютно все слои общества, от нее серьезно страдают также образованные, социально благополучные слои населения. Слайд 4.

Ребята, я прошу всех встать и выстроиться в одну линию по центру так, чтобы вы никого не касались. Я сейчас буду говорить некоторые утверждения, а вы, если согласны, будете делать один шаг вперед, если не согласны – один шаг назад, а если не знаете ответа – оставайтесь на месте. И самое главное – вы все должны при этом закрыть глаза и не открывать их, пока я не скажу. Итак, закрыли глаза (упражнение “Живая диаграмма”, цель упражнения: выяснить степень информированности участников по данной проблеме).

– ВИЧ и СПИД – это одно и то же. Нет

– В мире более 40 млн. ВИЧ-позитивных людей. Да

– ВИЧ передается через рукопожатие. Нет

– ВИЧ-нфицированная мать может родить здорового ребенка. Да

Один из ведущих путей передачи ВИЧ – половой. Да

Если бы вы все ответили правильно, наша линия осталась бы прямой. А что же получилось у нас? Траектория какой-то сумасшедшей молекулы! Кто ошибся и в каких вопросах – все это вы поймете сами сегодня и на следующих занятиях. Дело все в том, что с темой ВИЧ/СПИД связано огромное количество мифов. А мы сегодня постараемся узнать достоверную информацию об этой проблеме.

Итак, как вы считаете, ВИЧ и СПИД – это одно и то же? (упражнение “Разница между ВИЧ и СПИДом”, цель упражнения: объяснить участникам разницу между ВИЧ и СПИДом и научить их правильно употреблять эти аббревиатуры) Слайды 5-6.

Осветить масштабы эпидемии в мире, России, Иркутской области. Выслушать мнения подростков. Слайды 7-10.

Упражнение “Живая диаграмма”

Рисунок 5

Как передается ВИЧ? Слайды 11-15.

Основные пути передачи ВИЧ-инфекции:

Парентеральный – “кровь в кровь”.

Употребление инъекционных наркотиков – самый верный способ заразиться ВИЧ. Инфицированная кровь может содержаться в общей посуде для смешивания и забора наркотика, общем шприце или игле. При инъекции наркотик вместе с кровью и вирусом попадает непосредственно в кровоток человека. На практике же все ситуации, связанные с употреблением даже “легких” наркотиков и алкоголя, могут привести к заражению ВИЧ, потому что человек теряет контроль над собой.

Способ защиты: Полностью отказаться от употребления любых видов наркотиков и злоупотребления алкоголем.

Половой путь.

Сперма, кровь и вагинальные выделения ВИЧ-инфицированных людей содержат вирус. При незащищенных сексуальных контактах риск передачи ВИЧ через них очень высок. Единственное средство, которое предотвращает заражение при сексуальном контакте, это презерватив.

Способ защиты: использовать качественные презервативы при любых сексуальных контактах.

Вертикальный – от ВИЧ-инфицированной матери – ребенку.

ВИЧ-инфицированная мать может родить здорового ребенка. Однако во время беременности, в процессе родов при соприкосновении ребенка с кровью и другими жидкостями материнского организма либо при грудном вскармливании ребенка ему может передаться вирус от ВИЧ-инфицированной матери.

Способ защиты: Мать проходит курс специального лечения во время беременности и не кормит новорожденного грудью. Сразу после появления на свет ребенок получает специальное профилактическое лечение. Тогда риск инфицирования у него очень низок – 1-2%.

Теперь, когда мы знаем основные пути передачи ВИЧ и скорость распространения инфекции, нужно понять, в каких ситуациях это может произойти. Если мы правильно оцениваем риск, то нам легче защитить себя и своих близких.

Сейчас я вновь предлагаю вам разбиться на четыре группы. Перед вами карточки с описанием ситуаций, вам необходимо оценить степень риска в каждой жизненной ситуации и прикрепить карточку под соответствующей надписью: ситуации высокого риска, ситуации низкого риска, безопасные ситуации.

Жизненная ситуация

(каждую ситуацию распечатать на отдельной карточке)

Уровень риска
Сексуальный контакт без презерватива Высокий
Использование общего шприца для введения наркотика Высокий
Использование общей посуды для смешивания и забора наркотика Высокий
Использование нестерильных инструментов для нанесения татуировок Высокий
Использование общей бритвы Высокий
Переливание крови:
  • С соблюдением правил забора, хранения и транспортировки крови
  • Без соблюдения правил забора, хранения и транспортировки крови
Низкий
Высокий
Различные косметические процедуры, нанесение татуировок, пирсинг с соблюдением правил и в специальном салоне Низкий / Нет
Инъекции в лечебных учреждениях Нет
Сдача крови Нет
Укусы насекомых Нет
Укусы животных Нет
Использование общей посуды для приготовления пищи Нет
Уход за больным СПИДом Нет
Объятия с ВИЧ-инфицированным человеком, прикосновения Нет
Дружеский поцелуй Нет
Поездка в общественном транспорте вместе с ВИЧ-инфицированным человеком Нет
Посещение школы вместе с ВИЧ-инфицированным учеником Нет
Посещение бассейна вместе с ВИЧ-инфицированным человеком Нет
Касание одеждой Нет
Рукопожатие Нет
Использование общественных туалетных комнат Нет
Питье из общественных питьевых источников Нет

Анализ упражнения:

  • Просто или сложно было определить степень риска?
  • Почему так важно уметь оценивать степень риска в отношении ВИЧ инфекции?
  • Что дает нам это умение?

Ребята, людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС), часто приходится труднее, чем больным раком, диабетом и другими серьезными заболеваниями. Дело в том, что к ВИЧ-инфицированным многие относятся негативно. Их боятся, избегают, осуждают за предполагаемый образ жизни и считают болезнь наказанием за “плохое поведение”. Дискриминации подвергают и детей.

Фильм “Живые цветы” (о детях, живущих в Федеральном Детском Центре СПИД п. Усть-Ижора). Анализ фильма. Рефлексия. Что вы чувствуете сейчас? Изменилось ли ваше отношение к ЛЖВС?

Фильм можно заменить упражнением “Мои жизненные ценности”, цель которого: в игровой форме предоставить учащимся возможность почувствовать на себе проявления дискриминации ВИЧ-позитивных людей.

Ход упражнения: ребята, я предлагаю вам подумать и написать, что вы цените в жизни (каждый участник получает 12 листочков небольшого формата). Напишите 4 личные, 4 семейные и 4 школьные ценности (по одной на каждом листочке). А сейчас представьте, просто представьте, что вы инфицированы. Переоцените свои взгляды и уберите по одной ценности из каждой группы. Вы это потеряли… Жизнь идёт, болезнь прогрессирует, проанализируйте свои ценности и еще раз сделайте свой выбор (осталось 6 ценностей и ведущий, не говоря ни слова, не спрашивая разрешения, сам забирает по одной из каждой группы ценностей). У вас осталось 3 ценности – всё остальное вы потеряли – прочтите их внимательно. Проанализируйте, что вы чувствуете сейчас? Что испытывали во время выполнения упражнения, когда “теряли” то, что для вас ценно? Учащиеся делятся ощущениями, ведущий возвращает листочки с ценностями.

Важно сделать вывод: права людей, живущих с ВИЧ/СПИД, и их семей часто нарушаются. Дискриминация проявляется в отказе в приеме на работу, школу, детский сад, в увольнении с работы, неоказании медицинской помощи. На личном уровне это вызывает излишнюю тревогу, страдания, депрессию, отчаяние, заставляет чувствовать стыд. Дискриминации подвергаются и дети – самая уязвимая и беззащитная часть человечества. Дети, затронутые эпидемией ВИЧ/СПИД, как и другие дети, пришли в этот мир для радости и счастья и имеют право играть со сверстниками, общаться, дружить. ВИЧ не представляет никакой опасности при повседневном общении. Мировой опыт борьбы с ВИЧ/СПИДом показывает, что остановить эпидемию можно, только отказавшись от привычных предрассудков, от деления людей на достойных и недостойных, невинных жертв и виноватых. Общество должно понять, что невозможно решать задачи, связанные с распространением ВИЧ, игнорируя права и жизненные интересы тех, кого эти решения непосредственно касаются.

Существует много мифов относительно ВИЧ-инфекции поэтому, если вам что-то непонятно, не бойтесь обращаться к специалистам за разъяснениями. Проверяйте свою информацию!

Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. И теперь, “собирая чемодан в дорогу”, расскажите, что именно вы приобрели и берете с собой (упражнение “Сбор чемодана в дорогу”, цель: упражнение позволяет участникам осознать, что они получили на занятии (новые знания, новые ощущения и эмоции, новые навыки).

Наши бесценные приобретения мы будем раскладывать по полочкам (чемодан-то не резиновый). Таких полочек будет 3:

  • новые знания (я узнал),
  • новые ощущения и эмоции (я почувствовал),
  • новые навыки (я научился).

Мы будем собирать чемодан в 3 захода, то есть сделаем 3 круга.

Заход первый. Каждый по кругу, когда до него дойдет очередь, должен будет закончить предложение: “Я узнал (узнала) …” и назвать то самое важное, что вы узнали на занятии (то, что запомнилось). А заканчиваем мы предложение так: и эту информацию я беру с собой. Например: “Я узнал, что ВИЧ и СПИД – это не одно и то же, и что ВИЧ не передается через слюну и пот. Эту информацию я беру с собой”.

Начали. Участники по кругу говорят о новых знаниях, полученных на тренингах.

Заход второй. Теперь мы заканчиваем другое предложение: “Я впервые почувствовал(а)…. Например: “Я впервые почувствовал, что испытывают люди, которых все отвергают. И эти ощущения я беру с собой”. Все понятно? Давайте сосредоточимся. Начали.

Участники по кругу говорят о новых эмоциях, полученных на тренингах.

Спасибо за ваши эмоции, которые вы с блеском проанализировали. Молодцы!

Итак, заход третий. Сейчас мы будем говорить о том, чему научились. Например: “Я научилась критически относиться к непроверенной информации и к рекламе. Это умение я беру с собой”. Начали.

Участники по кругу говорят о новых навыках, полученных на тренингах.

Спасибо за ваши слова! Конечно, само по себе приятно – общаться в такой интересной компании. Но ведь важно еще и научиться чему-то! И, по-моему, все мы многому научились.

Главное – чтобы мы сохранили все то, что получили и получим на наших занятиях, чтобы всегда принимали правильные решения и никогда не жалели о своем выборе, чтобы у нас всегда был рядом друг, которому можно довериться. Чтобы новые знания, ощущения и навыки помогли нам достичь успеха.

Ну что, чемоданы собраны? Присядем на дорожку? Впрочем, мы и так сидим! Успехов вам, ребята! Всем спасибо! До следующей встречи!

Литература:

  1. Всё в твоих руках. Пособие для волонтеров программ по профилактике ВИЧ/СПИДа среди сверстников. Москва, 2005.
  2. ВИЧ-инфекция. Пособие для специалистов, осуществляющих уход в домашних условиях. Иркутск, 2006.
  3. Детское лицо “недетской болезни”. Информационное пособие для работников образовательных учреждений по проблемам детей, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции. Иркутск, 2007.

Приложение 2