Цели:
- Расширить знания учащихся о таких качествах, как добро и зло.
- Обучить учащихся вести дискуссию.
- Подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела. Поднять проблему добротворчества.
Оборудование: кейс, высказывания великих людей о добре и зле.
Ход мероприятия
1. Подготовительный этап: подбор кейса
Нежгущаяся крапива
Настенька сидела под кроной старой вишни на корточках и горько плакала. Правая ладошка покрылась волдырями, ее пронизывала жгучая нестерпимая боль. Но плакала Настенька не от боли, а от обиды, от непонимания, почему девочки с ней так поступили.
А случилось вот что. Соседские девчонки, которые были постарше Настеньки, решили над ней пошутить. Нарвали целую охапку крапивы, пришли к девочке.
– Смотри! Мы нашли крапиву, которая совсем не жжется. Потрогай! Совсем не жжется! – убеждали они Настеньку хором.
Доверчивая девочка всей ладошкой схватила “нежгущуюся крапиву”. И вот теперь она сидела под старой вишней, обхватив колени руками, и горько плакала.
– Не плачь!
– Кто это говорит? – Настенька посмотрела по сторонам, но рядом никого не было.
– Это я с тобой разговариваю, я – старая Вишня.
– Разве деревья умеют говорить? – удивилась девочка.
– Умеют. Но не все нас слышат. А лишь те, у которых доброе сердце. Тебе сейчас плохо. Тебя обидели. Обида еще сильнее, когда ее наносят неожиданно те, от которых не ожидаешь подобного. Что ты намерена делать, Настенька?
– Мне хочется отомстить. Сделать девочкам тоже что – нибудь гадкое, злое.
– Это, Настенька, в тебе говорит обида. Но запомни, девочка, на всю жизнь, зло никогда не ведет за собой добро. Посмотри, под кустом черной смородины растет крапива, которая сильно жжется. А под кустом красной смородины точно такая же на вид крапива, но нежгущаяся. Так устроен мир. Есть добро, и есть зло. Выбор за тобой.
2. Ознакомительный этап
1. Выступление классного руководителя:
Добрый день, ребята и гости. На сегодняшнем часе общения я предлагаю вам рассмотреть тему добра и зла. Но прежде чем приступить к данной теме предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется “Пять добрых слов”. Каждый учащийся обводит карандашом свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Потом этот листок передается соседу справа, а сам учащийся получает рисунок от соседа. В одном из “пальчиков” полученного рисунка ученик пишет какое – нибудь привлекательное, на его взгляд, качество ее обладателя. Другой учащийся делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, зачитываются “комплименты”. Совет классного руководителя: в случае плохого настроения учащиеся могут доставать и перечитывать список достоинств, для того чтобы вернуть веру в себя.
С самого начала своей жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: “Что такое – хорошо и что такое плохо?”. Хорошо и плохо – это прежде всего – добро и зло. Если говорить о них как о моральных качествах, то они обычно рассматриваются в свете отношений между людьми. Те или иные действия одних людей имеют определенную значимость для других людей: положительную или отрицательную. При этом надо отметить, что человек – существо разумное, и значит, неся добро или зло, он действует сознательно.
2. Знакомство с кейсом.
3. Составление кластера.
4. Пересказ.
3. Аналитический этап
1. Проблемный анализ кейса.
2. Выбор критериев.
3. Нахождение путей решения проблем.
4. Итоговый этап
1. Презентация групповых решений.
2. Выступление классного руководителя:
Все мы, конечно разные: сочувствующие и беспощадные, готовые отдать последнее обездоленному и те, у которых снега зимой не выпросишь. К какой категории вы относите себя? Предлагаю выполнить вам тест “Добры ли вы?”.
Тест “Добры ли вы?”
- У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
- Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах, которые вас мало интересуют. Дадите ли вы ему это понять?
- Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?
- Часто ли вы говорите приятное людям, просто, чтобы поднять им настроение?
- Любите ли вы злые шутки?
- Вы злопамятны?
- Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
- Умеете ли вы на практике применять свои способности?
- Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?
- Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы собеседника?
- Вы охотно выполняете просьбы?
- Станете ли вы подтрунивать над кем–то, чтобы развеселить окружающих?
Давайте сверим свои мысли и представления о себе как о человеке с результатами анкетирования. Так ли вы добры, как вам казалось?
Вы можете засчитать себе одно очко за ответ “да” на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков.
Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и пользу вам это не пойдет.
Вы набрали от 4 до 8 очков.
Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравиться. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков.
Общение с вами, надо признаться порой бывает просто мучительно даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
Есть такой термин “добротворчество”. А что он означает применительно к нашей повседневной жизни?
Выслушиваются мнения учащихся.
Каждый знает, что в жизни далеко не всегда все гладко и правильно. Не надо расстраиваться из – того, что ты не в силах изменить. А если один человек не смог оценить по достоинству твой поступок, то это еще ничего не значит. Возможно, твоя помощь отозвалась добром в ком – то другом? Ведь не зря же в последнее время все чаще приходят к мысли, что добро – это какой –то особый вид энергии, который не изучен в достаточной мере. Энергия вашей доброты не исчезает. Она накапливается и потом вдруг приходит к вам, возвращается благодарностью. Это то, что мы называем удачей. Мы говорим в таких случаях: “Здорово! Мне повезло!”, а может, к вам просто вернулась ваша доброта?
Энциклопедия “мудрых” мыслей
- “Злой человек вредит самому себе прежде, чем вредит другому”. (В. Гюго)
- “Если ты разгневан, то, прежде чем говорить, сосчитай до десяти; если сильно разгневан – до ста”. (Т. Джеферсон)
- “Слабые не умеют прощать, способность прощать – качество, присущее сильным”.
- “Чувства – самая яркая часть нашей жизни”. (О.Бальзак)
- “Уважайте в себе и других человеческую личность”. (Д. Писарев)
- “Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом”. (А.Радищев)
- “Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом”. (А. де Сент-Экзюпери)
- “Не важно, насколько нелеп, глуп и смешон, я могу быть, это я, и я должен быть патриотом себя”. (Э. Шостром)
Пословицы и поговорки:
- “Злой плачет от зависти, а добрый – от радости”.
- “Добро – не лихо, ходит тихо”.
- “Добра желаешь – добро и делай”.
- “Доброе дело без награды не останется”.
- “Доброе смолчится, худое молвиться”.
- “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”.
- “Доброму и сухарь в пользу, а злому и мясное не впрок”.
- “Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу”.
- “Не ищи красоты, ищи доброты”.