Введение
Презентация – это форма подачи материала в виде слайдов, на которых представлен иллюстративный материал флоры, фотоматериалы, развивающие и проблемные вопросы, загадки, головоломки, игры. Это наглядное пособие помогает излагать учебный материал, формировать навыки наблюдения, повышает интерес к предмету, развивает презентационные умения и навыки: монологическую речь, умение держать себя во время выступления, артистизм, отвечать на незапланированные вопросы, способствует развитию ключевых компетенций (познавательных, социальных, коммуникативных и информационных). Этот урок имеет тесную связь с предыдущим уроком “Семейство злаковые”. Ведущей идеей в данной теме является изучение многообразия растений бобовых, с учётом регионального компонента.
Урок будет связан и с последующими уроками, так как продолжает развивать знания и умения об окружающем мире, о многообразии мира растений и животных, о разнообразии их жизни, о значении в природе, о взаимоотношениях между организмами. Подводит учащихся к изучению темы “Царство животные”.
Презентация является основой урока. Тип урока – поиск. Его я выбрала согласно опыта работы с этим возрастом, и учётом индивидуальных психологических особенностей.
Моя презентация чередуется с учебно-поисковой деятельностью учащихся. Это работа с информационными картами, справочниками, таблицами, коллекциями, моделями, диаграммами, гербариями, живыми экземплярами цветковых растений.
Я использую мультимедийную презентацию, как иллюстративный материал при объяснении, индивидуальной и групповой работе учеников с вопросами и заданиями, на этапах проверки знаний и умений, закрепления, контроля, и текущего повторения. Ученики смотрят, слушают, анализируют, заполняют таблицы, составляют схемы, работают с тестами и дискутируют, развивают коммуникативные способности.
Цель: сформировать представления об окружающем мире, узнать о многообразии бобовых, их роли в природе, жизни человека, с учётом регионального компонента.
Задачи: познакомить учащихся с видовым разнообразием бобовых, научить выяснять морфолого-биологические признаки, сравнивать их, развивать навыки работы с биологическими объектами, текстами, формировать умения анализировать, обобщать, расширять, и преобразовывать свои знания, полученные из информационных источников и реальной жизни, воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, коммуникативную культуру, толерантное поведение.
Оборудование: мультимедийная презентация (учительская и ученическая “Семейство бобовые”, “Значение бобовых в природе и жизни человека и животных”, “Семейство мотыльковые (мимозовые и цезальпиневые)”, “Бобовые – растительное мясо (экспериментальное исследование)”), натуральные объекты (модели, гербарии, живые экземпляры растений, информационные справочники.
Методы обучения: эвристические (когнитивные, креативные), метод эвристических вопросов, сравнения, наблюдения, исследования; оргдеятельные (планирование, взаимообучения); проблемный; объяснительно-иллюстративный.
Формы обучения: индивидуальные, фронтальные, коллективно-групповые.
Приёмы обучения: просмотр, защита презентации, работа с натуральными объектами (гербарии, коллекции, модели), текстом учебника, справочной информацией, тетрадью, работа в группах (решение проблемы урока, терминологический словарь, формулировка выводов).
Основные понятия: систематические категории (империя, царство, вид, класс, род, семейство), главные части цветка, морфолого-биологические признаки, симбиоз, клубеньки, паренхима.
Оценки за урок: индивидуальное оценивание (за каждый правильный ответ получает жетон плода, соцветия, цветка, листа бобовых; если 10 ответов, то “5”, 7-8 ответов – “4”, 5 и менее – “3”; за презентацию – 4 оценки; лучшая рабочая группа – сюрприз.
Домашнее задание: “Природная аптека”, бобовые лечат – рецепт. Модель таблицы бобовые (выучить признаки).
Ход урока
Структурный компонент урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Учитель: Здравствуйте, ребята.
Посмотрите на меня. Посмотрите вверх. Посмотрите
вниз. Посмотрите влево. Посмотрите вправо. Сделайте круговые движения глазами. Посмотрите вверх, посмотрите вниз. Поморгайте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Мысленно скажите: всё будет хорошо, я твёрдо знаю. Улыбнитесь. Садитесь. Сегодня у нас урок-презентация. |
Минутка здоровья (выполняют). Знакомство с типом урока. |
Целеполагание и мотивация. | Слайд 1–7 – представление презентации. См. Приложение 1. Слайды “Ёжик”, “Следы”. Учитель: Попробуйте прочитать. “Головоломка”. |
Анализируют, обсуждают, выясняют в группах, отгадывают (Покрытосеменные, двудольные, бобовые). |
Актуализация знаний и умений. Работа с демонстрационным материалом. |
Слайд “Семья”. Учитель: Дайте характеристику цветковым растениям. У вас на партах находятся модели, инструкционные карты, живые экземпляры растений, влажные препараты, диаграммы, гербарии, плоды. (Рисунок 1) и (Рисунок 2). Задание 1: определите вид, семейство, запишите формулу цветка, узнать препарат и диаграмму. Задание 2: посчитайте правильные ответы, расставьте баллы, запишите результат. |
Работают в группах. Выясняют признаки (наличие цветка, семяпочка защищена завязью, 2 класса, однодольные и двудольные распространены от тропических лесов до пустынь и тундр, ткани специализированные, гаметофит (семязачаток и пыльцевая трубка), приспособлены к разным экологическим условиям, жизненные формы - деревья, кустарники, травы и лианы. Отвечают: 1 группа - модель капусты цветной. Ч4 Л4 Т4+2 П~; диаграмма розоцветные; влажные препарат – ромашка аптечная (сложноцветные). Отвечают: 2 группа – модель картофель розовый. Ч(5) Л(5) Т(5) П~; диаграмма крестоцветные; влажные препарат – бархатцы-тагетес (сложноцветные). Отвечают: 3 группа – модель пшеница остистая. О2+(2)Т3 П1; диаграмма крестоцветные; влажные препарат – пастушья сумка (крестоцветные). Отвечают: 4 группа – модель шиповник коричный. Ч5 Л5 Т~ П~; диаграмма лилейный; влажные препарат – язычковые цветы подсолнечника (сложноцветные). Отвечают: 5 группа – живой экземпляр – паслён чёрный. Ч(5) Л(5) Т(5) П1; диаграмма лилейный; влажные препарат – плод ягода – паслёновые. Считают, записывают, оценка – 5 баллов. |
Работа в группах | Учитель: Каким классам принадлежат
эти семейства? Дайте характеристику двудольным, выделите признаки. |
Отвечают: однодольные и двудольные. Признаки: 2 семядоли, к/с стержневая, листья – простые и сложные, жилкование сетчатое и дуговое, цветок -4-5 членный. |
Изучение нового материала Демонстрация презентации Работа с учебником Показ презентации |
Учитель: Какое семейство осталось? Значит тема нашего урока – семейство бобовые. Как вы думаете, что мы должны узнать? Познакомимся с целями и задачами урока. Слайд “Плоды”. Слайд “Горох”. Откройте учебник, страница 85, найдите семейство бобовых, прочитайте рисунок, сравните место обитания и внешний вид, выделите жизненные формы. Слайд “Лист”. Бобовые - одно из крупных семейств, распространенных по всему свету. Обратите внимание на листья, плоды, цветы бобовых. Слайды “Санталовое дерево красное и чёрное”. Ценное вещество – сантал, дало название этим деревьям, используется в парфюмерии. |
Отвечают: бобовые. Дискутируют. Осмысливают. Отвечают. Поиск правильных ответов. Находят. Сравнивают. Зачитывают. Выделяют. Отвечают. |
Показ презентации | Учитель: Что же это за подвох, вдруг
на дереве горох? Слайды “Акация белая, жёлтая”. Род акация. Вечнозелёные деревья, кустарники, редко травы, у одних развиваются только лист, а у других – только прилистники. У американских видов – колючки крупные, где поселяются муравьи, опыляются птицами и насекомыми. |
Отгадывают загадку (акация). Слушают, анализируют, делают записи, составляют схемы (лист-прилистники-колючки-птицы-насекомые). |
Демонстрация презентации | Учитель: Среди акаций есть,
хоть и редко травы. А какие бывают травы? Слайд “Травы”. Слайд “Донник”. Род донник. Распространён – Европа, Австралия, Америка. Это лекарственное кормовое медоносное растение. Содержит кумарин – ароматическое вещество, из цветков и листьев делают зелёный сыр. Учитель: Какое это растение? Лист – перчатка, плод – лопатка, а цветок – мотылёк. Слайд “Люпин”. Учитель: А это растение может быть сорняком, а может быть и культурным, из него можно получать сено, у него есть имя, это имя есть и в вашем классе. Слайд “Вика” (посевная, волосистая, французская). Это растение относится к роду астрагал. Из его древесины получают вещество гуммидрон, для текстильной и кожевенной промышленности. А это растение называют зелёной коровой, почему? Слайд “Соя”. Учитель: Это растение выращивается на зерно, зелёный корм, сено, многолетнее, травянистое. Род чина (клубеньковая, японская, венецианская!). Слайд “Чина”. |
Отвечают: однолетние и многолетние. Слушают, анализируют, делают записи (насекомо- опыляемое-везде-лекарство-кумарин-сыр). |
Отгадывают загадку (люпин). Определяют
признаки и систематическое положение. Анализируют, отгадывают (вика). Делают записи. Получают из сои: молоко- сыр-масло. Записывают многообразие видов. |
||
Региональный компонент | Учитель: Давайте посмотрим, какие из
семейства бобовых встречаются в Приморском крае Слайд “Приморье”. Учитель: Нет ни одного растения, которое по природе более удивительно чувствовало солнце и землю. Это термопсис люпиновидный: совершает круговорот вместе с солнцем, при облачном небе показывает который час трижды цветёт, заменяет навоз. Слайд “Термопсис”. |
Выделяют и записывают видовые названия.
|
Решение проблемы | Учитель: Посмотрите на свои записи и
найдите черты различия бобовых. Почему у этих растений разное место обитание разный внешний вид, а объединяются они в одно семейство? Слайд “Семейство”. Учитель: В жарком солнышке подсох, рвётся из стручков горох. Слайд “Горох”. В Англии горох – рекордсмен длина стручка – 63,5 см. Земледельцу - это клад, дар чудесней неба, и везде его велят сеять возле хлеба. Слайд “4 листа”. Что бы это значило? |
Отвечают: разное место обитания,
внешний вид, разные роды, разное применение. Анализируют и отвечают (у них есть общие морфолого-биологические признаки (МБП)). Групповая работа: дают видовое название, определяют род, сравнивают и выделяют МБП, отгадывают загадку (клевер). Счастье, желание |
Показ презентации Актуализация знаний |
Учитель: Проклассифицируйте горох и
клевер. Слайд “Горох”.Слайд “Клевер”. Назовите, каких таксонов нет? А теперь игра “Каламбур”. У вас на партах каламбур, найди ошибки и исправь. |
Из презентации составляют систематику. Называют: империя, царство, отдел, класс, подцарство. Работают в группах, оценивают себя. |
Инструкционная карта Показ презентации |
Учитель: Поработаем с инструкционной картой. Задание: Найдите, прочитайте, выделите, занесите в таблицу МБП. Возьмите недостающую информацию в презентации. Слайд “Корень”. Что такое клубеньки? Разрастающаяся паренхима. Что такое паренхима? Что такое симбиоз? Найдите и прочитайте. Чем вызвано образование клубеньков на корнях бобовых. Слайд “Астрагал”. Какие листья, запишите? Слайд “Горох”. Что обозначают усики на макушке гороха? Слайд “Астрагал южный”. Какой плод? Слайд “Клевер”. Это растение называют кашкой, его любят шмели, а какой плод у него? Ответ найдите в справочной информации. |
Заполняют таблицу, делают записи,
составляют терминологический словарь. Отвечают: Вздутые части корня. Отвечают: основная ткань растений. Читают: сожительство бобовых с клубеньковыми. Отвечают: бактерии проникают из почвы через корневые волоски в первичную кору корня. Записывают – парноперистые. Отвечают: видоизмененные листья. Отвечают: плод боб. Отвечают: односемянной боб. |
Инструкционная карта Демонстрация презентации Работа с учебником Самостоятельная работа |
Учитель: А сейчас сравним по
информационной карте плод бобовых и плод
крестоцветных (горох и пастушья сумка). Слайд “Вопрос”. У меня в руках модель цветка бобовых, посмотрите внимательно, что она вам напоминает? Как по-другому называется бабочка? Мотылёк – это чешуекрылая бабочка, любящая кукурузу. Слайд “Фасоль”. Род фасоль. Вьющееся однолетнее растение с ярко-красными или белыми цветами. Назовите главные части цветка. Сравните цветок фасоли и гороха. Что общего? Найдите в учебнике диаграмму бобовых прочитайте и запишите формулу цветка. Слайд “Клевер”. Слайд “Вика”. Посмотрите на эти растения и определите по карте тип соцветия. Заполните таблицу и прочитайте МБП. Слайд “Мотыльковые”. У вас написан ряд бобовых, необходимо разделить их на группы. На какие группы вы разделили? Проверьте по слайду. Слайд “Пищевые, кормовые, декоративные и лекарственные”. |
Доказывают: у гороха плод боб, семена на
створках, пастушьей сумки – стручок, семена на
перегородках. Отвечают: бабочку, мотылька. Отвечают: пестик, тычинка. Общие признаки: околоцветник двойной чашечка – 5 сросшихся чашелистиков, венчик – 5 лепестков, 2 сросшихся; верхние – парус, боковые – вёсла, средние – лодочка. Записывают – Ч5 Л(2)+1+(2) Т(9)+1 П1 Определяют: клевер – головка, вика – кисть. Читают. Проверяют по презентации. |
Закрепление и применение знаний Взаимоконтроль Выставление оценок Рефлексия |
Учитель: А теперь программированное задание. Слайд “Тест”. Задание: Если вы согласны с программой, обозначьте знаком “V”, не согласны “__”. Оцените себя, посчитайте жетоны, сделайте взаимопроверку. Посчитайте полученные жетоны, запишите, поставьте оценку. Команда, получившая большее количество баллов награждается сюрпризом арахисом. Спасибо за урок! |
Решают программу, контролируют себя и
своего соседа, выставляют оценки. Анализируют результаты своей деятельности Получают приз. |
Домашнее задание | Учитель: Составить рецепт “природная аптека бобовых.” | Записывают домашнее задание в дневник. |