Использование индивидуальных заданий разного уровня сложности в условиях модульного изучения методики развития детского изобразительного творчества в педагогическом училище

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Дисциплина Методика развития детского изобразительного творчества, являющаяся составной частью дисциплин предметной подготовки, изучается студентами специальности Дошкольное образование в течение двух лет. Для обеспечения качественной подготовки выпускников в постоянно изменяющихся социальных условиях, а также в связи предоставлением образовательным учреждениям широких прав в формировании содер-жания образования, внедрение новых технологий обучения приобретает особую важность.

Переход на новые технологии обучения обусловлен с одной стороны, необходимостью осуществления современного уровня подготовки выпускников. Сегодняшний специалист должен понимать специфику трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, когда помимо высокого профессионализма и компетентности требуется проявление таких личностных качеств, как ответственность, инициатива, предприимчивость, способность в кратчайший срок адаптироваться к новым производственным условиям, потребность в самообразовании, повышении квалификации. Важным является наличие у выпускника навыков самостоятельной работы, умения приобретать, усваивать, использовать полученные знания в практической деятельности.

С другой стороны – традиционная технология обучения не обеспечивает качественную подготовку студентов по ряду причин: она ориентирована на среднего студента; набор студентов на специальность Дошкольное образование по образовательной подготовке имеет средний балл – 3,2 – 3,3; несовершенство традиционной оценки знаний. Современная система обучения позволяет студенту учиться без особых усилий, порой ничего не делать в семестре, а затем немного усилий перед экзаменами – для многих студентов это почти единственный способ усвоения знаний, отсутствие учета личности студента, мотивации его деятельности. Не способствуют созданию интереса к получению знаний и социальные условия: низкий размер стипендии, сокращение сети дошкольных учреждений, проблемы с трудоустройством выпускников, низкий уровень зарплаты, и в результате снижение престижа профессии воспитателя.

В качестве варианта решения проблемы по обеспечению качества подготовки студентов по дисциплине, была выбрана рейтинговая интенсивная технология модульного обучения. Изучение теоретического аспекта и опыта применения данной технологии убедило в её преимуществах: модульное построение курса, многобалльность системы оценок, интегративность оценки обеспечивают индивидуальность образования, возможность интенсивной организации учебного процесса, приводит к улучшению качества освоения учебного материала. Оценивается даже малый положительный результат работы студента. Оценка знаний в основе имеет идею заработной платы. Это достаточно мощный стимул для равномерной работы в течение семестра. В содержании технологии выделили основные составляющие: целевые ориентации, модульно-блочный принцип структури-рования учебного материала, особенности рейтинговой оценки. Составили для каждого модуля модульные программы. Структура модульной программы используется следующая:

  1. Технологическая карта.
  2. Подробная программа модуля.
  3. Цели, которые должен достигнуть студент, изучив данный модуль (что должен будет знать и уметь).
  4. Обзор, путеводитель по литературе.
  5. Система индивидуальных заданий различных уровней сложности.
  6. Задания для углубленного самостоятельного изучения материала.
  7. Контрольная акция, соответствующая целям, поставленным в данном модуле.

Построение модульного обучения с учетом уровневой дифференциации значительно повышает его эффективность, создает для студентов благоприятную среду, ситуацию “успеха”. Предпринято немало попыток классифицировать уровни контроля обученности. В организации своей работы использовала следующие уровни обученности, предложенные П.И.Третьяковым (Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М., Новая школа, – 1997):

Общекультурный:

1 уровень – восприятие – создание условий для восприятия материала, его анализ, синтез, осмысление;
2 уровень – осознание – умение отличить данный элемент, различить в ряду подобных объектов, понимать содержание;
3 уровень – запоминание.

Прикладной:

4 уровень – воспроизведение на уровне памяти, вычленение существенного из массива информации, установление сходства и различия;
5 уровень – практический – умение применить теоретические знания в практической деятельности по образцу.

Творческий:

6 уровень – применение в новых условиях – предполагает способность применять знания в новой ситуации, находить решение в предложенной проблемной ситуации.

Модульная программа в качестве одной из форм контроля предполагает разработку и использование индивидуальных заданий разного уровня сложности. Этот вид деятельности был введен на второй год работы по внедрению технологии модульного обучения в преподавание дисциплины, так как уже накопилась определенная материальная база и опыт работы. Подготовка индивидуальных заданий разного уровня сложности оказалась самой трудоемкой частью в освоении данной технологии.

Индивидуальный практический опыт применения знаний у студентов наиболее полно формируется только в результате систематических упражнений. Их эффективность определяется следующими факторами: правильное распределение во времени, понимание принципа выполнения действий, знание результатов выполненного действия, рациональное соотношение продуктивности и репродуктивности.

При подготовке разноуровневых заданий(примеры заданий по 1 модулю смотри в приложении)учитывали:

1. Уровень сложности. Под уровнем сложности понимаю следующее:

Уровень Балл Колич. зад. Практические цели Выполнение

1

0,25

1

различение фактов, понятий, сведений

Тест с множественным выбором

2

0,5

2

Установление сходства и различия, практическое применение по образцу Тесты на соответствие или установление последовательности;

Практическое задание.

3

0,75

3

практическое применение материала Открытый тест, практические задания

4

1,0

4

Практическое применение в измененной ситуации Практические задания

2. Для каждого уровня сложности составляются несколько вариантов подобных заданий. Количество заданий по каждому уровню должно быть больше чем студентов. Особо следует для практических заданий подбирать детские работы. У студентов должно быть создано ощущение индивидуальности задания; только тогда возникает ситуация, когда требуется самостоятельное принятие решения.

3. Оформление заданий. Все задания на первом этапе внедрения оформлялись на прямоугольниках разного цвета. В дальнейшем выполнение заданий на бумаге разного цвета и даже формы оказалось бессмысленным т. к. студенты ориентируются при выборе задания либо на его сложность, либо на “стоимость”.

Чаще всего имеющиеся задания раскладываются на столе стопочками, в зависимости от стоимости; записями текста вниз. Студент при выборе задания видит лишь его стоимость и не имеет возможности прочесть задания.

4. Время выполнения заданий. Сначала предлагается время для небольшого раздумья, каждый студент выбирает себе уровень задания той сложности, к которой как считает он сегодня готов. Время выполнения 7-10 минут, всем дается одинаково.

5. Количество заданий: выбрать только одно задание определенного уровня сложности и выполнить его за указанный отрезок времени;

С целью изучения отношения студентов к выполнению заданий разного уровня сложности, сравним результаты выполнения их студентами 2 учебных групп, начинающими изучение дисциплины, т.е. впервые встречающихся с таким вариантом организации работы во вновь изучаемом предмете.

Модуль 1. Значение изодеятельности. Выбрать нужно только 1 задание. В той и другой группе работу выполняли 29 человек. Результаты:

   

Группа 1

Группа 2

 

Стоимость в баллах

Выбор, чел.

%

Достигли, чел.

Выбор, чел.

%

Достигли, чел.

1 уровень 0,25

2

6, 8

1

6

20, 6

3

2 уровень 0,5

10

34

3

14

48, 2

4

3 уровень 0,75

13

44, 2

1

9

31

4

4 уровень 1,0

4

13, 6

3

0

0

 
ИТОГО

29

 

8

(27,2%)

29

 

11

(37,9%)

Из полученных данных видно:

1. Большинство студентов группы 1 предпочли задания 2 и 3 уровня. В результате выполнения группа разделилась на 2 подгруппы: имеющие реальную оценку своих сил – 8 чел; завышенный уровень притязаний – 21 чел.

2. Студенты группы 2 показали абсолютно нетипичное отношение к данному виду заданий. Явное предпочтение отдано заданиям 2 уровня. Никто из студентов не рискнул взять задания 4 уровня. Возникли вопросы: это поиск более легкой жизни? заниженная самооценка или реальная? При этом в данной группе процент выполнения оказался несколько выше.

В дальнейшем проверялась возникшая проблема: как изменится поведение студентов группы 1, отношение к работе при следующей встрече с заданиями разного уровня сложности в Модуле 2 “Программа обучения”. Результаты были таковы:

 

баллы

Выбрали

Из них достигли

чел

%

чел

%

1 уровень

0,25

3

11,1

-

-

2 уровень

0,5

1

3,7

-

-

3 уровень

0,75

19

70,1

9

 
4 уровень

1,0

4

14,7

3

 
ИТОГО:

27

 

12

43,2

Результаты показывают, что предпочтение отдано заданиям 3 уровня и достижение результата стало выше. Таким образом, задания 3 уровня должны составлять самый значительный набор вариантов, так как примерно такая расстановка выбора заданий в значительной степени сохраняется в процессе изучения всего курса методики. Кроме того, незначительно от модуля к модулю увеличивается количество заданий 4 уровня.

Как же при выполнении заданий разного уровня сложности в Модуле 2 “Программа обучения” повели себя студенты первой и второй подгруппы из группы 1?

Первая подгруппа – 8 человек Из них достигли
Повысили свой уровень 4

-

Сохранили уровень 3

3

Понизили уровень 1

1

Итого: 8 человек

4

Вторая подгруппа – 21 человек Присутствовали на уроке 19 человек

Из них достигли

Повысили свой уровень 5

2

Сохранили уровень 9

5

Понизили уровень 5

5

Итого: 19 человек

12

Таким образом, использование заданий разного уровня сложности позволяет:

  • формировать у студентов реальную самооценку своих знаний;
  • способствует самоорганизации студента, так как при выполнении задания нужно рассчитывать только на свои силы.

В работе со студентами группы 2 при изучении модуля 2 “Программа обучения” изменила правила: студенты, которые выполнили 1 задание выбранной сложности, могли за оставшееся время выполнить дополнительное задание, но только 1 уровня. Балл в зачет модуля ставился суммарно. Соблазн был слишком велик. И в итоге: 13 человек выполняли дополнительное задание. Ситуация “успеха” была явной, появился азарт, хотя некоторые студенты увеличили количество баллов за счет дополнений. И в итоге отношение студентов к выполнению индивидуальных заданий изменилось. Данные за второй модуль не используются для сравнения, т.к. они имеют нетипичное значение. Сравним данную группу студентов самих с собой при выполнении заданий разного уровня сложности в течение 1 семестра:

    1 модуль 3 модуль 5 модуль
   

чел

%

чел

%

чел

%

1 уровень

0,25

6

20,6

1

3, 4

-

0

2 уровень

0,5

14

48, 2

6

20, 7

2

6, 9

3 уровень

0,75

9

31, 0

12

41, 4

16

55, 2

4 уровень

1,0

0

-

10

34, 5

11

37, 9

Таким образом:

1. Студенты данной группы также перешли к типичной самооценке. Большая часть выполняемых заданий относится к 3 уровню.
2. Прием, использованный при изучении 2 модуля, дал положительный эффект: достижение ситуации “успеха” в определенной степени обеспечило создание устойчивой положительной мотивации на данный вид контроля.

Таким образом, использование заданий разного уровня сложности вносит свой вклад в формирование таких личностных качеств:

  • как инициатива, способность адаптироваться к ситуации, работать самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
  • использование заданий разного уровня сложности только тогда даст положительный эффект, когда продумано конструирование учебной информации. Один и тот же разный уровень заданий наполняется разным содержанием в зависимости от модуля;
  • учет отношения студентов конкретной группы к выполнению заданий позволяет формировать ситуацию “успеха”;
  • и в конечном итоге наряду с другими методами и приемами ведения уроков обеспечивает качество подготовки выпускников по избранной им специальности.

Приложение