Дисциплина Методика развития детского изобразительного творчества, являющаяся составной частью дисциплин предметной подготовки, изучается студентами специальности Дошкольное образование в течение двух лет. Для обеспечения качественной подготовки выпускников в постоянно изменяющихся социальных условиях, а также в связи предоставлением образовательным учреждениям широких прав в формировании содер-жания образования, внедрение новых технологий обучения приобретает особую важность.
Переход на новые технологии обучения обусловлен с одной стороны, необходимостью осуществления современного уровня подготовки выпускников. Сегодняшний специалист должен понимать специфику трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, когда помимо высокого профессионализма и компетентности требуется проявление таких личностных качеств, как ответственность, инициатива, предприимчивость, способность в кратчайший срок адаптироваться к новым производственным условиям, потребность в самообразовании, повышении квалификации. Важным является наличие у выпускника навыков самостоятельной работы, умения приобретать, усваивать, использовать полученные знания в практической деятельности.
С другой стороны – традиционная технология обучения не обеспечивает качественную подготовку студентов по ряду причин: она ориентирована на среднего студента; набор студентов на специальность Дошкольное образование по образовательной подготовке имеет средний балл – 3,2 – 3,3; несовершенство традиционной оценки знаний. Современная система обучения позволяет студенту учиться без особых усилий, порой ничего не делать в семестре, а затем немного усилий перед экзаменами – для многих студентов это почти единственный способ усвоения знаний, отсутствие учета личности студента, мотивации его деятельности. Не способствуют созданию интереса к получению знаний и социальные условия: низкий размер стипендии, сокращение сети дошкольных учреждений, проблемы с трудоустройством выпускников, низкий уровень зарплаты, и в результате снижение престижа профессии воспитателя.
В качестве варианта решения проблемы по обеспечению качества подготовки студентов по дисциплине, была выбрана рейтинговая интенсивная технология модульного обучения. Изучение теоретического аспекта и опыта применения данной технологии убедило в её преимуществах: модульное построение курса, многобалльность системы оценок, интегративность оценки обеспечивают индивидуальность образования, возможность интенсивной организации учебного процесса, приводит к улучшению качества освоения учебного материала. Оценивается даже малый положительный результат работы студента. Оценка знаний в основе имеет идею заработной платы. Это достаточно мощный стимул для равномерной работы в течение семестра. В содержании технологии выделили основные составляющие: целевые ориентации, модульно-блочный принцип структури-рования учебного материала, особенности рейтинговой оценки. Составили для каждого модуля модульные программы. Структура модульной программы используется следующая:
- Технологическая карта.
- Подробная программа модуля.
- Цели, которые должен достигнуть студент, изучив данный модуль (что должен будет знать и уметь).
- Обзор, путеводитель по литературе.
- Система индивидуальных заданий различных уровней сложности.
- Задания для углубленного самостоятельного изучения материала.
- Контрольная акция, соответствующая целям, поставленным в данном модуле.
Построение модульного обучения с учетом уровневой дифференциации значительно повышает его эффективность, создает для студентов благоприятную среду, ситуацию “успеха”. Предпринято немало попыток классифицировать уровни контроля обученности. В организации своей работы использовала следующие уровни обученности, предложенные П.И.Третьяковым (Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М., Новая школа, – 1997):
Общекультурный:
1 уровень – восприятие – создание условий для
восприятия материала, его анализ, синтез,
осмысление;
2 уровень – осознание – умение отличить данный
элемент, различить в ряду подобных объектов,
понимать содержание;
3 уровень – запоминание.
Прикладной:
4 уровень – воспроизведение на уровне памяти,
вычленение существенного из массива информации,
установление сходства и различия;
5 уровень – практический – умение применить
теоретические знания в практической
деятельности по образцу.
Творческий:
6 уровень – применение в новых условиях – предполагает способность применять знания в новой ситуации, находить решение в предложенной проблемной ситуации.
Модульная программа в качестве одной из форм контроля предполагает разработку и использование индивидуальных заданий разного уровня сложности. Этот вид деятельности был введен на второй год работы по внедрению технологии модульного обучения в преподавание дисциплины, так как уже накопилась определенная материальная база и опыт работы. Подготовка индивидуальных заданий разного уровня сложности оказалась самой трудоемкой частью в освоении данной технологии.
Индивидуальный практический опыт применения знаний у студентов наиболее полно формируется только в результате систематических упражнений. Их эффективность определяется следующими факторами: правильное распределение во времени, понимание принципа выполнения действий, знание результатов выполненного действия, рациональное соотношение продуктивности и репродуктивности.
При подготовке разноуровневых заданий(примеры заданий по 1 модулю смотри в приложении)учитывали:
1. Уровень сложности. Под уровнем сложности понимаю следующее:
Уровень | Балл | Колич. зад. | Практические цели | Выполнение |
1 |
0,25 | 1 |
различение фактов, понятий, сведений | Тест с множественным выбором |
2 |
0,5 | 2 |
Установление сходства и различия, практическое применение по образцу | Тесты на соответствие или установление
последовательности; Практическое задание. |
3 |
0,75 | 3 |
практическое применение материала | Открытый тест, практические задания |
4 |
1,0 | 4 |
Практическое применение в измененной ситуации | Практические задания |
2. Для каждого уровня сложности составляются несколько вариантов подобных заданий. Количество заданий по каждому уровню должно быть больше чем студентов. Особо следует для практических заданий подбирать детские работы. У студентов должно быть создано ощущение индивидуальности задания; только тогда возникает ситуация, когда требуется самостоятельное принятие решения.
3. Оформление заданий. Все задания на первом этапе внедрения оформлялись на прямоугольниках разного цвета. В дальнейшем выполнение заданий на бумаге разного цвета и даже формы оказалось бессмысленным т. к. студенты ориентируются при выборе задания либо на его сложность, либо на “стоимость”.
Чаще всего имеющиеся задания раскладываются на столе стопочками, в зависимости от стоимости; записями текста вниз. Студент при выборе задания видит лишь его стоимость и не имеет возможности прочесть задания.
4. Время выполнения заданий. Сначала предлагается время для небольшого раздумья, каждый студент выбирает себе уровень задания той сложности, к которой как считает он сегодня готов. Время выполнения 7-10 минут, всем дается одинаково.
5. Количество заданий: выбрать только одно задание определенного уровня сложности и выполнить его за указанный отрезок времени;
С целью изучения отношения студентов к выполнению заданий разного уровня сложности, сравним результаты выполнения их студентами 2 учебных групп, начинающими изучение дисциплины, т.е. впервые встречающихся с таким вариантом организации работы во вновь изучаемом предмете.
Модуль 1. Значение изодеятельности. Выбрать нужно только 1 задание. В той и другой группе работу выполняли 29 человек. Результаты:
Группа 1 |
Группа 2 |
||||||
Стоимость в баллах |
Выбор, чел. |
% |
Достигли, чел. |
Выбор, чел. |
% |
Достигли, чел. |
|
1 уровень | 0,25 | 2 |
6, 8 |
1 |
6 |
20, 6 |
3 |
2 уровень | 0,5 | 10 |
34 |
3 |
14 |
48, 2 |
4 |
3 уровень | 0,75 | 13 |
44, 2 |
1 |
9 |
31 |
4 |
4 уровень | 1,0 | 4 |
13, 6 |
3 |
0 |
0 |
|
ИТОГО | 29 |
8 (27,2%) |
29 |
11 (37,9%) |
Из полученных данных видно:
1. Большинство студентов группы 1 предпочли задания 2 и 3 уровня. В результате выполнения группа разделилась на 2 подгруппы: имеющие реальную оценку своих сил – 8 чел; завышенный уровень притязаний – 21 чел.
2. Студенты группы 2 показали абсолютно нетипичное отношение к данному виду заданий. Явное предпочтение отдано заданиям 2 уровня. Никто из студентов не рискнул взять задания 4 уровня. Возникли вопросы: это поиск более легкой жизни? заниженная самооценка или реальная? При этом в данной группе процент выполнения оказался несколько выше.
В дальнейшем проверялась возникшая проблема: как изменится поведение студентов группы 1, отношение к работе при следующей встрече с заданиями разного уровня сложности в Модуле 2 “Программа обучения”. Результаты были таковы:
баллы |
Выбрали |
Из них достигли |
|||
чел |
% |
чел |
% |
||
1 уровень | 0,25 |
3 |
11,1 |
- |
- |
2 уровень | 0,5 |
1 |
3,7 |
- |
- |
3 уровень | 0,75 |
19 |
70,1 |
9 |
|
4 уровень | 1,0 |
|
|
3 |
|
ИТОГО: | 27 |
12 |
43,2 |
Результаты показывают, что предпочтение отдано заданиям 3 уровня и достижение результата стало выше. Таким образом, задания 3 уровня должны составлять самый значительный набор вариантов, так как примерно такая расстановка выбора заданий в значительной степени сохраняется в процессе изучения всего курса методики. Кроме того, незначительно от модуля к модулю увеличивается количество заданий 4 уровня.
Как же при выполнении заданий разного уровня сложности в Модуле 2 “Программа обучения” повели себя студенты первой и второй подгруппы из группы 1?
Первая подгруппа – 8 человек | Из них достигли | |
Повысили свой уровень | 4 | - |
Сохранили уровень | 3 | 3 |
Понизили уровень | 1 | 1 |
Итого: 8 человек | 4 |
|
Вторая подгруппа – 21 человек Присутствовали на уроке 19 человек | Из них достигли |
|
Повысили свой уровень | 5 | 2 |
Сохранили уровень | 9 | 5 |
Понизили уровень | 5 | 5 |
Итого: 19 человек | 12 |
Таким образом, использование заданий разного уровня сложности позволяет:
- формировать у студентов реальную самооценку своих знаний;
- способствует самоорганизации студента, так как при выполнении задания нужно рассчитывать только на свои силы.
В работе со студентами группы 2 при изучении модуля 2 “Программа обучения” изменила правила: студенты, которые выполнили 1 задание выбранной сложности, могли за оставшееся время выполнить дополнительное задание, но только 1 уровня. Балл в зачет модуля ставился суммарно. Соблазн был слишком велик. И в итоге: 13 человек выполняли дополнительное задание. Ситуация “успеха” была явной, появился азарт, хотя некоторые студенты увеличили количество баллов за счет дополнений. И в итоге отношение студентов к выполнению индивидуальных заданий изменилось. Данные за второй модуль не используются для сравнения, т.к. они имеют нетипичное значение. Сравним данную группу студентов самих с собой при выполнении заданий разного уровня сложности в течение 1 семестра:
1 модуль | 3 модуль | 5 модуль | |||||
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
||
1 уровень |
0,25 |
6 |
20,6 |
1 |
3, 4 |
- |
0 |
2 уровень |
0,5 |
14 |
48, 2 |
6 |
20, 7 |
2 |
6, 9 |
3 уровень |
0,75 |
9 |
31, 0 |
12 |
41, 4 |
16 |
55, 2 |
4 уровень |
1,0 |
0 |
- |
10 |
34, 5 |
11 |
37, 9 |
Таким образом:
1. Студенты данной группы также перешли к
типичной самооценке. Большая часть выполняемых
заданий относится к 3 уровню.
2. Прием, использованный при изучении 2 модуля, дал
положительный эффект: достижение ситуации
“успеха” в определенной степени обеспечило
создание устойчивой положительной мотивации на
данный вид контроля.
Таким образом, использование заданий разного уровня сложности вносит свой вклад в формирование таких личностных качеств:
- как инициатива, способность адаптироваться к ситуации, работать самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
- использование заданий разного уровня сложности только тогда даст положительный эффект, когда продумано конструирование учебной информации. Один и тот же разный уровень заданий наполняется разным содержанием в зависимости от модуля;
- учет отношения студентов конкретной группы к выполнению заданий позволяет формировать ситуацию “успеха”;
- и в конечном итоге наряду с другими методами и приемами ведения уроков обеспечивает качество подготовки выпускников по избранной им специальности.