Формирование классного коллектива в классе, где преимущественно учениками являются дети с задержкой психического развития, является длительным процессом. У учеников недостаточно сформированы нравственные ориентации обучающихся: дружба, коллективизм, сочувствие к окружающим, поддержка, товарищество. Слабо развиты навыки дисциплины и самодисциплины.
Поэтому мною были запланированы и проводились классные часы, направленные на воспитание нравственных и эстетических качеств. Проводились классные часы на тему: «В человеке все должно быть прекрасно», «Эмоции», «Узнайте секреты своего настроения», «Общение в жизни человека. Правила общения», «Кто я, какой я», «Совесть – основа нравственности», «Обидчивость, несдержанность, раздражительность – как управлять собой», «Конфликты и пути их разрешения».
Предложенная тема классного часа опирается на тему предыдущего занятия, посвященной конфликтным ситуациям и способам их разрешения, и соответствующей плану занятий по формированию нравственно-ценностных ориентаций учащихся. Учащимися сделан вывод о том, чтобы не было конфликтов, класс должен быть дружным. Поэтому тема этого классного часа посвящена дружбе. Урок построен по типу изучения новой темы. Цели урока: сформировать у учащихся нравственно-ценностные ориентации на примере дружбы; через упражнения и тренинги развивать способности в коллективной деятельности, воспитывая качества, необходимые для укрепления межличностных отношений в классе, в обществе.
В начале занятия для создания мотивации, предполагающей наличия побуждения, стремление у учащихся к достижению целей была проведена игра-диагностика «Я» (Приложение 1), где ученики самостоятельно пришли к выводу о том, что каждый из них хотел бы иметь друзей.
Применяя наглядные методы, а также дидактические упражнения на развитие аналитико-синтетических качеств во время изучения новой темы, учащиеся смогли понять и вывести законы дружного коллектива.
Для проверки усвоения знаний по новой теме проведена физминутка с элементами тренинга. Этапом закрепления полученной информации было обсуждение стихотворения Агнии Барто «Требуется друг». Для учащихся была создана проблема «Встречались ли вы с такими друзьями». Работа со словарем позволила сделать вывод, что же такое дружба.
В заключительной части классного часа применялся психологический тренинг на создание эффекта общности коллективизма. Можно сделать вывод, что через смену видов деятельности на занятии цели урока были достигнуты.
На занятии использовались основные принципы воспитания:
- принцип мотивации через постановку проблемных заданий и упражнений;
- принцип продуктивной обработки информации через создание таких педагогических ситуаций, в ходе которых ученики самостоятельно осваивают способы обработки информации, используя схемы решения ранее показанных учителем;
- связь воспитания с жизнью;
- принцип общественной направленности;
- опора на положительное воспитание.
Одновременно применялись словесный, наглядный, практические методы обучения. Применяя принцип всесторонне-гармонического развития личности, в качестве технологии воспитания использовался комплексный подход, где:
- на учеников воздействует по 3 направлениям: на сознание, чувства и поведение;
- положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности;
- единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию, прежде всего педагогов, СМИ, литературы, искусства, семьи, школы.
Данный ход классного часа предполагал направляющий характер взаимодействия учителя к учащимся. Учащиеся имели возможность самим прийти к выводу о том, какие качества необходимы во взаимоотношениях друг с другом в коллективе.
Вместе с технологией – комплексный подход были применены традиционные технологии обучения с элементами проблемно-поисковой деятельностью, целью которой являлась усвоение учениками системы специальных умений по конкретной теме. Данная технология состояла из модулей, которые представлены как учебный элемент в форме стандартизированного буклета, состоящего из следующих компонентов:
- точно сформулирована цель;
- список необходимого материала, в виде краткого конкретного текста, сопровождающими подробными иллюстрациями;
- практические занятия для обработки необходимых навыков.
Работа базировалась на теории поэтапного формирования умственных действий, по подходу была личностно-ориентированная, т.к. по категории обучающихся технология предполагала работу с трудными учениками.
Цели урока: сформировать у учащихся нравственно-ценностные ориентации на примере дружбы; через упражнения и тренинги развивать способности в коллективной деятельности, воспитывать качества, необходимые для укрепления межличностных отношений в классе.
Ход урока
I. Организационный момент. Вступление в тему через диагностику.
- Я хотела бы предложить вам небольшую игру (Приложение 1). Условия игры заключаются в следующем: на листочках нарисована буква «Я», возьмите цветные карандаши и раскрасьте столько черточек, сколько, по вашему мнению, правильно. Я хотел бы дружить с (1, 2, ..., со всеми) учащимися класса.
- Сдайте свои листочки.
- Послушайте внимательно песню «Если с другом вышел в путь»
- Скажите, о чем поется в этой песне? (о дружбе).
- Да, именно в этой песни выражено отношение людей к ценности дружбы.
1. Обсуждение по диагностическим карточкам через упражнение, направленное на развитие анализа-синтеза.
- Нет на земле человека, который бы не задумывался, что такое дружба, в чем её особая сила, непреходящая ценность.
- Посмотрите на результаты нашей игры, каждый из вас хотел бы дружить с одним, двумя, а большинство хотело бы иметь двух и более друзей. Мы можем сделать вывод, что мы все стремимся иметь друзей.
II. Сообщение темы.
- Тема сегодняшнего классного часа «Дружба – это...»
2. Работа у доски.
Кто-то стремиться иметь одного друга, кто-то больше. А как вы думаете, какие качества вы больше всего цените в друге? (надежность, доброта, сочувствие, поддержка, доверие, общие занятия, интересы).
- Может ли у человека быть много друзей? (может). Почему? (если человек обладает всеми качествами, то он может иметь много друзей)
- И если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно человеку. Дружба – это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость. Друг – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга?»
- Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.
- Чтобы более глубоко разобраться в этом вопросе, попробуем решить жизненные ситуации и, исходя из них, сделать важные выводы.
За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные глаза.
- Чего это у тебя глаза на мокром месте? Громко закричала Катя.
- Что у тебя случилось? Почему слезы? – закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
- В чем была их ошибка? (Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие).
- Давайте мы с вами выведем «Законы дружного коллектива»:
- Умей радоваться успехам другого.
- Предлагай помощь товарищу, не оставляй его в беде.
- Утешь, поддержи товарища, когда у него неудача, только делай правильно
3. Физкультминутная пауза с элементами тренинга.
- Подумайте и выразите одобрение по поводу успеха одноклассника в какой-то области (например, в учебе, спорте).
- Утешьте в связи с какой-то неудачей… Поддержите.
- Предложите помощь в учебе.
4. Создание проблемы через стихотворение А.Барто «Требуется друг».
- Внимательно послушайте стихотворение А. Барто и попробуйте ответить на вопрос: «Встречались ли вы с такими «друзьями» в жизни?»
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: - Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти:
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - Ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявление:
Срочно требуется друг!
5. Обсуждение по вопросу: Встречались ли вы с такими «друзьями» в жизни?
- Почему у девочки возникли проблемы с друзьями? (проявление зависти – Бант у Кати расписной...; Девочка требует уступки – Ты должна во всем идти к другу на уступки; с Ильиной хочет подружиться, чтобы стать знаменитой; с Надей для того, чтобы списать контрольную).
- И если нет выгоды, то эта девочка не хочет дружить.
- А вы встречались с такими «друзьями» в жизни?
- Мы с вами сегодня на классном часе поговорили о чем? (о дружбе). Так что же такое дружба? Давайте посмотрим это определение в толковом словаре Ожегова. Откройте страницу..., найдите слово дружба и дайте определение.
- Дружба - это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость. Друг - это всегда серьезно.
6. Рефлексия.
- Посмотрите на наши еще раз буквы «Я», хотелось бы вам, чтобы эта буква была полностью закрашена?
- Сейчас я вам раздам листочки, а вы, пожалуйста, напишите, что нам мешает быть дружным коллективом. У каждого из нас есть что-то, что не нравится в нашем классе.
- У каждого из вас есть желание изменить отношения в нашем классе. Давайте то, что мешает нашей дружбе выбросим из класса. (Листочки рвет учитель и выбрасывает в урну).
7. Итог урока.
- Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали на нашем занятии?
- Что нового вы узнали на сегодняшнем классном часу?
- Что больше всего запомнилось на уроке?
- Чтобы наш класс был самый дружный, самый лучший, возьмемся за руки и хором скажем «Мы вместе».