Цель урока: Проверить теоретические знания по теме «Состав слова», учить работать в группах.
Должны знать что называется:
- корнем
- окончанием
- приставкой
- суффиксом
- основой слова
Должны учить:
- окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
- подобрать слова по схемам.
Ход урока
Вступление учителя
Сегодня у нас с вами урок-аукцион. Кто из вас знает: что такое аукцион?
- Это торги, на которых различные предметы выставляются на продажу. Купить их может тот, кто заплатит больше других.
- Итак, для продажи будут выставлены несколько «предметов» («вещей») – грамматической категории по теме Состав слова.
- корень
- окончание
- приставка
- суффикс
- основа.
Любую из этих «вещей» из области знаний русского языка команда-участница сможет «купить», «заплатив» за неё знаниями по данной грамматической категории.
В диалоге «На торгах» в качестве одного ответа каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду.
На «продажу» сегодня выставлены поистине бесценные «вещи». Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружеская работа в команде.
Ассистентом аукциона будет Клара Васильевна (библиотекарь школы). Она будет вести подсчет баллов.
Ι. Предварительный «залог-задание»
На столе лежат два листа с заданиями. Капитаны выбирают задания и команды приступают к выполнению. Время ограничено (30 сек).
-Используя все буквы составить слово-название команды.
ОЧАТК (точка)
АЗПЯТЯА (запятая)
ΙΙ. Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог на торгах.
- Итак команды получили название и доказали свою состоятельность для участия в аукционе.
- В «Аукционе знаний» участвуют (встают) команда «Точка» и команда «Запятая».
ΙΙΙ. Открытие «Аукциона знаний»
- Звучит удар гонга.
- Первая «вещь» на продажу.
Ассистент вносит табличку
Т: - Что называется корнем?
З: - Может ли корень быть основой?
З: - Какие слова в русском языке называются родственными или однокоренными? (Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень).
Т: - Какое слово лишнее?
Гром, громадный, громкость, громкий.
З: - Какое слово лишнее?
Мышь, мышка, мышонок, смышленый.
Т: - (табличка) – это...
З: - Какие бывают приставки? (по, под, пере, об, за, при, про, в, над, от, на).
Т: - Как найти в слове приставку? (Нужно подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой).
Например: поговорка – говор, договор, проговорить.
- Что надо знать о приставках, чтобы правильно их написать? (Приставка – это часть слова, и на письме ее нельзя отделять от корня. Например: пришел, зашел, поговорил, посмотрел).
- Как отличить приставку от предлога? (Предлог – это слово, пишется раздельно. Приставка – значимая часть слова, пишется слитно.)
Я буду называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову приставить.
- Табличка - это ...
- Какие суффиксы встречаются в русском языке? –тель (строитель), -ак (рыбак), -ок (стрелок), -чик (летчик),щик (каменщик), -очк (девочка), -ок (снежок), -к (кружка), -ость (радость), -ыш (малыш), -ек (орешек), -ик (стулик), -еньк (маленький).
- Подберите однокоренные слова с разными суффиксами. Например: Москва-Москвич-Москвичка-Москвичи. Подберите к слову Якутск-Якутянин-Якутянка-Якутянки-Якуты
ΙV. Физминутка «Игра с приставками»
а) Я буду называть вам только приставки, а вы побробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову приставить. Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я вам говорю: В-!. Что вы сделаете?
- (включим телевизор)
- А если скажу: Пере-? (переключим на другую программу)
- Вы- (выключим)
б) Теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: Подо-?
- (Пододвинемся к вам вместе со стульями)
- А если я скажу: -Ото?
- (Тогда отодвинемся)
- Какой вывод можно сделать из этой игры?
(Каждая приставка несет определенный смысл). Именно поэтому мы прекрасно понимаем друг друга.
V. Продолжение торга.
- – это...
- Назовите слова с окончанием –а (трава, сова)
- Назовите слова с нулевыми окончаниями (читал, чайник, писатель)
- Составьте предложения со словами:
- брат, сестра, читать, старшей
- белка, шишка, держать, большая.
Итог. Без окончания мы не можем составить никакие предложения.
- – это...
- Из каких частей слова состоит основа? (приставка, корень, суффикс)
- Главная часть основы это... корень.
- Подберите слова по схеме: основа, приставка, корень (побег, разбег, поход, заход).
- Подберите слова по схеме: основа, корень, суффикс (огонек, кружок, дружок, ключик).
VΙ. Отсчет баллов.
VΙΙ. Стихотворение о Зиме
VΙΙΙ. Отгадай слово: его корень в слове писать, приставка - рассказать, суффикс - книжка, окончание - вода (расписка). Его корень в слове вязать, приставка - помолчать, суффукс - сказка, окончание - рыба (повязка).
ΙΧ. Подведение итогов.
- Когда торг определен, проданная «вещь» устанавливается на столе команды «купившей» ее.
- С команды, проигравшей в торге, взимается «комиссионный сбор». Для этого участники команды исполняют номер художественной самодеятельности: песню, танец, частушку.
Χ. Вручение дипломов:
- «За лучшее знание русского языка в аукционе знаний по русскому языку».
- «За активное участие в аукционе знаний по русскому языку».