Урок–аукцион знаний по русскому языку "Состав слова". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: Проверить теоретические знания по теме «Состав слова», учить работать в группах.

Должны знать что называется:

  • корнем
  • окончанием
  • приставкой
  • суффиксом
  • основой слова

Должны учить:

  • окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
  • подобрать слова по схемам.

Ход урока

Вступление учителя

Сегодня у нас с вами урок-аукцион. Кто из вас знает: что такое аукцион?

- Это торги, на которых различные предметы выставляются на продажу. Купить их может тот, кто заплатит больше других.

- Итак, для продажи будут выставлены несколько «предметов» («вещей») – грамматической категории по теме Состав слова.

  • корень
  • окончание
  • приставка
  • суффикс
  • основа.

Любую из этих «вещей» из области знаний русского языка команда-участница сможет «купить», «заплатив» за неё знаниями по данной грамматической категории.

В диалоге «На торгах» в качестве одного ответа каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду.

На «продажу» сегодня выставлены поистине бесценные «вещи». Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружеская работа в команде.

Ассистентом аукциона будет Клара Васильевна (библиотекарь школы). Она будет вести подсчет баллов.

Ι. Предварительный «залог-задание»

На столе лежат два листа с заданиями. Капитаны выбирают задания и команды приступают к выполнению. Время ограничено (30 сек).

-Используя все буквы составить слово-название команды.

ОЧАТК (точка)

АЗПЯТЯА (запятая)

ΙΙ. Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог на торгах.

- Итак команды получили название и доказали свою состоятельность для участия в аукционе.

- В «Аукционе знаний» участвуют (встают) команда «Точка» и команда «Запятая».

ΙΙΙ. Открытие «Аукциона знаний»

- Звучит удар гонга.

- Первая «вещь» на продажу.

Ассистент вносит табличку

Т: - Что называется корнем?

З: - Может ли корень быть основой?

З: - Какие слова в русском языке называются родственными или однокоренными? (Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень).

Т: - Какое слово лишнее?

Гром, громадный, громкость, громкий.

З: - Какое слово лишнее?

Мышь, мышка, мышонок, смышленый.

Т: - (табличка) – это...

З: - Какие бывают приставки? (по, под, пере, об, за, при, про, в, над, от, на).

Т: - Как найти в слове приставку? (Нужно подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой).

Например: поговорка – говор, договор, проговорить.

- Что надо знать о приставках, чтобы правильно их написать? (Приставка – это часть слова, и на письме ее нельзя отделять от корня. Например: пришел, зашел, поговорил, посмотрел).

- Как отличить приставку от предлога? (Предлог – это слово, пишется раздельно. Приставка – значимая часть слова, пишется слитно.)

Я буду называть вам только приставки, а вы попробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову приставить.

- Табличка - это ...

- Какие суффиксы встречаются в русском языке? –тель (строитель), -ак (рыбак), -ок (стрелок), -чик (летчик),щик (каменщик), -очк (девочка), -ок (снежок), -к (кружка), -ость (радость), -ыш (малыш), -ек (орешек), -ик (стулик), -еньк (маленький).

- Подберите однокоренные слова с разными суффиксами. Например: Москва-Москвич-Москвичка-Москвичи. Подберите к слову Якутск-Якутянин-Якутянка-Якутянки-Якуты

ΙV. Физминутка «Игра с приставками»

а) Я буду называть вам только приставки, а вы побробуйте догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову приставить. Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я вам говорю: В-!. Что вы сделаете?

- (включим телевизор)

- А если скажу: Пере-? (переключим на другую программу)

- Вы- (выключим)

б) Теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: Подо-?

- (Пододвинемся к вам вместе со стульями)

- А если я скажу: -Ото?

- (Тогда отодвинемся)

- Какой вывод можно сделать из этой игры?

(Каждая приставка несет определенный смысл). Именно поэтому мы прекрасно понимаем друг друга.

V. Продолжение торга.

- – это...

- Назовите слова с окончанием –а (трава, сова)

- Назовите слова с нулевыми окончаниями (читал, чайник, писатель)

- Составьте предложения со словами:

  • брат, сестра, читать, старшей
  • белка, шишка, держать, большая.

Итог. Без окончания мы не можем составить никакие предложения.

- – это...

- Из каких частей слова состоит основа? (приставка, корень, суффикс)

- Главная часть основы это... корень.

- Подберите слова по схеме: основа, приставка, корень (побег, разбег, поход, заход).

- Подберите слова по схеме: основа, корень, суффикс (огонек, кружок, дружок, ключик).

VΙ. Отсчет баллов.

VΙΙ. Стихотворение о Зиме

VΙΙΙ. Отгадай слово: его корень в слове писать, приставка - рассказать, суффикс - книжка, окончание - вода (расписка). Его корень в слове вязать, приставка - помолчать, суффукс - сказка, окончание - рыба (повязка).

ΙΧ. Подведение итогов.

- Когда торг определен, проданная «вещь» устанавливается на столе команды «купившей» ее.

- С команды, проигравшей в торге, взимается «комиссионный сбор». Для этого участники команды исполняют номер художественной самодеятельности: песню, танец, частушку.

Χ. Вручение дипломов:

- «За лучшее знание русского языка в аукционе знаний по русскому языку».

- «За активное участие в аукционе знаний по русскому языку».