Задачи урока:
- Углубить знания о причинах и последствиях инфляционного процесса в России нач.20в.
- Сформировать представления о трех этапах денежной реформы Г.Я.Сокольникова.
- Способствовать развитию критического мышления при решении проблемных задач.
- Создать учебно-педагогические условия для сотрудничества в ходе парной работы и выполнения заданий по группам.
Оборудование урока:
- Раздаточный материал для индивидуальной работы.
- Записи на доске.
- Портрет Г.Я. Сокольникова.
Примерный план изучения темы:
- "Мозговой штурм" для постановки цели и задач урока.
- Лекция учителя.
- Систематизация лекции учащимися с помощью приема заполнения кластеров
- Дебаты на тему: "Реформа 1922-1924. Взгляд извне"
- Анализ раздаточного материала и самостоятельное прогнозирование учащимися материалов о личности Г.Я. Сокольникова.
- Составление мини-эссе по теме "За и против реформы 1922-1924г.г." (8-10 предложений)
Ход урока
В начале занятия используется прием "мозговой штурм" для выполнения задания 1.
Задание 1.
1. В чем заключалась необходимость проведения денежной реформы Г.Я.Сокольникова (ответы записываются или могут быть обобщены в презентацию)
Примерные ответы могут выглядеть так: 1. Развал экономической и финансовой системы страны.
2. Обесценивание рубля.
3. Инфляция, увеличение налогов.
4. Распад денежной системы страны, появление местных денег.
Задание 2.
В ходе лекции "Реформа Г.Я. Сокольникова" заполнить кластеры.
Кластеры могут иметь примерно следующую форму:
Лекция.
В России денежная система, однотипная со зрелыми денежными системами Запада начала складываться после денежной реформы 1895-1898 годов, в результате которой в стране была введена золотомонетная форма золотого стандарта. Золотая валюта, которая просуществовала в России до лета 1914 года, обеспечила приток иностранного капитала и промышленный подъем 1910-1914 годов.
Но процесс становления зрелой денежной системы в России был прерван Октябрьской революцией 1917г., в результате которой страна перестала быть составной частью всемирного хозяйства. В 1922-1924г. Россия сделала попытку вернуться к обращению банкнот, разменных на золотую монету. Но это потребовало огромных усилий, поскольку в результате двух войн и революции страна в экономическом развитии была отброшена на несколько десятилетий назад. Наибольшим изменениям подверглась денежно-кредитная сфера. Через три года после введения в конце 1917г. Государственной монополии на банковское дело в стране не осталось частных банков. В январе 1920г. был ликвидирован
Народный банк РСФСР (бывший Государственный банк). В период НЭПа банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР, и началось создание новой банковской системы. Но на кредитном рынке доминировал Государственный банк РСФСР (с середины 1923г. - Государственный банк СССР).
В начале 20-х гг. состояние денежного обращения было более плачевным, чем перед реформой Канкрина, поскольку реальностью этого времени был развал экономической и финансовой системы страны. К 1 марта 1917г. Денежная масса в обращении увеличилась в четыре с лишним раза по сравнению с довоенным уровнем, к февралю 1917г. рубль на внутреннем рынке обесценился почти в четыре раза. При Временном правительстве дефицит госбюджета достиг 22,5 млрд. руб. Способы его покрытия были традиционными: увеличение налогов, внутренние и внешние займы, эмиссия бумажных денег. За восемь месяцев Временное правительство выпустило в обращение примерно такое же количество денежных знаков, какое было эмитировано за два с половиной года войны. На 1 ноября 1917г. денежная масса в обращении составила 19575,7 млн. рублей, а покупательная способность довоенного рубля снизилась до 6-7 коп. Стал ощущаться недостаток в обращении денежных знаков мелких и средних купюр. Появились местные деньги. Начался распад единой денежной системы страны, который усиливал инфляцию.
С ноября 1917 по июль 1921г. для покрытия бюджетного дефицита советским правительством было эмитировано 2328,3млрд. руб. Денежная масса возросла в 119 раз. Она превышала потребности экономики.
С переходом к НЭПу денежная политика Советского правительства кардинально не изменилась. Нормализация денежного обращения произошла после двух деноминаций (1922 и 1923гг.) и в результате реформы, которую в последнее время стали называть реформой Сокольникова. По ее итогам изменились не только параметры денежного обращения, но и тип денежной системы. В СССР была введена золото-девизная форма золотого стандарта.
Летом 1922г. Было принято постановление о выпуске банкнот, и Госбанк выпустил банковские билеты (червонцы) в конце ноября 1922г. В соответствии с Декретом СНК от 11 октября 1922г. "О предоставлении Государственному банку права выпуска банковских билетов". С этого момента началось проведение денежной реформы Сокольникова. Она была проведена в три этапа.
На первом этапе (октябрь 1922г.) были выпущены в обращение новые банковские билеты (червонцы). Госбанк имел права эмитировать червонцы для выдачи краткосрочных ссуд Казначейству при условии обеспечения драгоценными металлами не менее чем на 50%. Червонец приравнивался к 1 золотнику 78,24 доли чистого золота. Размен банкнот на золото должен был начаться в соответствии с правительственным актом. Банковские билеты обеспечивались не менее чем на 25% драгоценными металлами и устойчивой иностранной валютой, в остальной части - легко реализуемыми товарами и краткосрочными обязательствами. Банкноты принимались по номиналу в уплату государственных налогов и сборов. Государственный банк СССР имел право требовать погашения обязательств, выраженных в банкнотах, банковскими же билетами. Государственный банк СССР был обязан беспрепятственно обменивать банковские билеты на совзнаки. Устойчивость червонца поддерживалась Государственным банком СССР посредством свободной купли-продажи золота и иностранной валюты на внутреннем рынке. Методом поддержания курса червонца были валютные интервенции. В конце 1922 - начале 1924гг. одновременно обращались червонцы и стремительно обесценивавшиеся советские денежные знаки.
На втором этапе реформы банковские билеты внедрились в экономический оборот страны и вытеснили совзнаки. Предоставление крупных кредитов промышленности летом 1923г. вызвало кредитную инфляцию. Покупательная способность червонца к сентябрю1923г. снизилась до 75%. Чтобы не допустить дальнейшего обесценивания банкнот, Наркомфин привязал курс обмена червонцев на совзнаки к индексу товарных цен. Одновременно было принято решение об их изъятии из обращения. В 1923г. В экономике страны произошли положительные сдвиги, промышленное производство увеличилось на 35-40%. Укрепились товарно-денежные отношения и связь города и деревни. Относительно хороший урожай 1922г. и незначительность экспорта хлеба в 1923г. привели к резкому падению цен на продукты сельского хозяйства. Значительно расширился рынок сбыта промышленных изделий. Дефицит госбюджета к моменту третьего этапа реформы составлял 5,5%.
То есть были созданы предпосылки для перехода к третьему этапу реформирования денежной системы. Были выпущены в обращение государственные казначейские билеты и мелкая разменная монета вместо изъятых совзнаков. На основе декретов ВЦИК и СНК от 5 февраля и 22 февраля 1924г. обмен денег производился в соотношении 1 рубль казначейских билетов за 50 тыс. руб. совзнаков образца 1923г. Таким образом, во время проведения денежной реформы 1922-1924гг. в экономике страны параллельно ходили различные виды денег.
В результате денежной реформы 1922-1924гг. была ликвидирована гиперинфляция, стабилизировались цены, вырос товарооборот, расширились товарно-денежные отношения между городом и деревней. Но главное, были созданы предпосылки для формирования устойчивой денежной системы. С выпуском в обращение казначейских билетов денежная реформа не была закончена: она должна была завершиться установлением твердого курса между червонцем и иностранной валютой в пределах нормальных колебаний. Но состояние экономики в то время не позволяло рассчитывать на скорое завершение денежной реформы и введение свободного размена червонцев по фиксированному курсу. А спустя два года эта проблема вообще перестала быть актуальной. Новая денежная система была устойчивой недолго.
Задание 3.
Внимательно прочитайте текст характеристики наркома финансов Г.Я. Сокольникова
Текст
Текст, для работы учащихся с этим заданием, можно подготовить и используя доступные ресурсы интернет.
Вопросы и задания к тексту:
- При каких условиях Г.Я. Сокольников стал наркомом финансов?
- Насколько денежная реформа 1922-1923гг. несет в себе печать личности Г.Я.Сокольникова?
- Была ли реформа завершенной?
В конце урока учитель предлагает еще раз вернуться к кластерам и написать эссе: "Аргументы "за" и "против" реформы 1922-1923гг."
Урок можно закончить и постановкой следующей проблемы: "Была ли необходима реформа Г.Я.Сокольникова", которая будет связывать материал данного урока с последующим.