Обоснование необходимости разработки проекта.
Гимназия сегодня - образовательное учреждение, обеспечивающее интеллектуальное, творческое и нравственное развитие учащихся, ориентированное на становление современной образованной личности, способной самореализоваться в различных сферах деятельности. Генеральной целью гимназии является становление в процессе гимназического образования личности свободной, гуманной, имеющей универсальные знания, умения, навыки, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, владеющей ключевыми компетентностями, развитой интеллектуально, духовно, нравственно, творчески, социально, готовой к организации здорового образа жизни. Для достижения генеральной цели гимназии педагогическим коллективом разработаны Концепция гимназического образования, Образовательная программа на 2003-2010 годы. Воспитательная работа в гимназии выстраивается на основе Концепции воспитания гимназии №4, программы развития гимназии до 2010 года, программы воспитания и современных приоритетов МОРФ и включает в себя целостный учебно-воспитательный процесс через интеграцию его важнейших составляющих: воспитания и обучения.
Целью воспитания является - становление духовной, творческой, развитой личности, готовой к организации здорового образа жизни, непрерывному образованию и самообразованию, способной к успешному выполнению социальных ролей. Одной из задач является создание воспитательного пространства, обеспечивающее необходимые условия для формирования базовых компетентностей современного человека.
В начальной школе приоритетными задачами являются: создание условий для личностного развития учащихся, формирование субъектности и активной позиции, формирование экологической культуры, формирование новых ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью.
Экологическое образование и воспитание младших школьников является неотъемлемой частью комплексного воспитания личности. Особое внимание к проблемам экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами:
- необходимостью рассматривать экологическое образование и воспитание как непрерывный систематический процесс в течение всего периода школьного обучения;
- актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
Цель экологического воспитания ? формирование основ экологической культуры, то есть становление осознанно правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Реализация данного направления осуществляется с помощью проектной деятельности.
Актуальность проекта можно выразить всего лишь одной фразой И. Соколова-Микитова: "Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства".
Жить в согласии с собой, с другими людьми и в гармонии с природой - необходимое условие для счастливой и успешной жизни человека в мире. Любовь к природе - великое чувство, оно помогает человеку стать великодушнее, ответственнее, справедливее. Человек, любящий природу, никогда не обидит ближнего, не будет издеваться над нашими меньшими братьями, не будет загрязнять родную природу. Статистические данные о состоянии окружающей среды и экологической обстановке в мире удручают:
- из недр Земли ежегодно изымается100 млрд. т минералов, из них более 90% идёт в отбросы;
- дождевой тропический лес - один из главных поставщиков кислорода - уничтожен на 50%;
- за последние 60 лет на планете исчезли 77 видов животных и несколько сотен видов растений, 26 видов птиц;
- 1000 видов животных и 25000 видов растений находятся сейчас под угрозой исчезновения;
- озеро Байкал, которое содержит третью часть мировых запасов пресной воды, потеряло способность самоочищаться
- гигантские свалки, растущие горы мусора представляют серьёзную проблему для крупных городов.
На уроках, классных часах, на занятиях экологического кружка изучаем с учащимися значение природы в жизни человека, правила поведения человека в природе, говорим о том, что надо бережно относиться к растениям, животным. Но в реальной жизни получается, что не всегда знания находят практическое применение. Достаточно ли нам одних знаний, чтобы научиться понимать природу, ценить её красоту, уметь в будущем по-хозяйски использовать полезные ископаемые, землю, воду, охранять и восстанавливать леса, заботиться о братьях наших меньших? Нужны практические умения и навыки. Ведь дорогим и любимым становится то, что мы прочувствуем, во что мы сами вложим личный труд.
Наиболее эффективный способ реализации задач экообразования - это непосредственное участие учащихся в практической, природоохранной деятельности, направленной на решение экологических проблем своей местности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении; работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для школьников проявить себя, принести пользу окружающим и природе.
Методика "Ранжирование" позволила выявить представления учащихся о компонентах экологической культуры человека, их соотношении. Наиболее значимыми для себя учащиеся считают:
- владение правилами поведения в природе - 28%;
- систему экологических знаний - 24%;
- потребность в общении с природой - 16%;
- убежденность в необходимости ответственно относиться к природе - 16%;
- понимание многосторонней (универсальной) ценности природы-8%;
- практические экологические умения - 4%;
- интерес к экологическим проблемам - 4%.
При изучении уровня сформированности у младших школьников экологического самосознания были использованы следующие методы педагогического исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, изучение документов и результатов деятельности учащихся.
Выявлено, что степень сформированности у учащихся 3Б класса экологического самосознания представлена в трех уровнях:
- низком - 28%,
- среднем - 48%,
- высоком- 24%.
Таким образом, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа".
Основная проектная идея
Ключевой идеей проекта является организация совместной детско-взрослой практической деятельности, направленной на воспитание активной нравственно-экологической позиции учащихся через использование интерактивных технологий (проектная, сотрудничества, рефлексивного воспитания); методов и форм экологического воспитания: работа в малых группах и в парах, ролевые, деловые и интеллектуальные игры, дискуссии, мозговой штурм, обсуждение в круге, рисование, самообразование и самооценка, видеосъемка и просмотр видеофильмов, экологические практикумы и экскурсии, экологические экспедиции, тренинги, моделирование и защита проектов, участие в олимпиадах разного уровня, конференциях, творческих ярмарках.
Новизна моего экологического проекта заключается в использовании ИК-технологий.
В настоящее время компьютеры есть почти в каждой семье, есть доступ в сеть Интернет. В ходе работы над проектом выяснилось, что 96% учеников моего класса увлекаются компьютерными играми, 57% умеют "бродить" по Интернету, где скачивают картинки, музыку и т.д. Ежедневно на это тратится от 1 до 3 часов вдень! Научные деятели проводят исследования, пишут статьи и доклады о пагубном влиянии компьютерных игр на хрупкое сознание воспитанников. Мои наблюдения показывают, что живое общение детей со сверстниками часто заменяется виртуальным: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте, все больше заменяют "живое слово". Мы живет в информационном веке, и изменить данную ситуацию не в наших силах, но можно направить детский интерес к компьютеру в нужное русло.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость учащихся в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость.
Проект позволяет учащимся заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу не только каждому ребенку, но и окружающему миру!
Программа реализации проекта позволила выйти за пределы классного коллектива и включить в проектную деятельность заинтересованных учащихся начальной школы гимназии №4.
Проект поддерживают родители, среди которых есть 2 преподавателя информатики и ИКТ, инженер по охране окружающей среды МУСЗ Администрации города Канска.
Цель проекта: Младший школьник с активной нравственно-экологической позицией по отношению к самому себе, к окружающим людям, к окружающей среде.
Задачи проекта:
- Выстроить взаимодействие учащихся с окружающей средой через организацию конкурсов экологических слайд-шоу, электронных плакатов, компьютерных экологических олимпиад, виртуальных экспедиций.
- Вовлечь учащихся в проектно-исследовательскую деятельность по решению экологических проблем малой Родины.
- Развивать информационно- коммуникационные компетентности у учащихся.
- Установить сотрудничество с организациями-партнерами.
- Организовать практическую природоохранную деятельность учащихся.
- Подготовить волонтеров
Сроки реализации проекта: 7 месяцев, октябрь - апрель 2008-2009г.
Ожидаемые результаты проекта.
Ожидаемые результаты | Механизмы измерения результатов |
Банк данных бездомных животных и экологически проблемных мест родного города и района "SOS" | банк размещен в Интернете на сайте гимназии №4 |
Обучение компьютерным технологиям учащихся класса на экологическом материале | Конкурс виртуальных экологических газет, рисунков, экологических видеороликов; создание презентаций на экологическую тематику |
Экологические детско-взрослые проекты | Реализация проектов на уровне класса,
гимназии Выступления на детской городской научно-практической конференции |
Виртуальная экспедиция | Фото, видео материалы |
Объединение социально-значимой деятельностью родителей, детей и учителей. | Проектная деятельность, экологический фестиваль. |
Экологическая культура младших школьников | Экологические олимпиады, конкурсы, проекты, практическая деятельность, наблюдение |
Участники, партнеры проекта.
Целевой группой проекта являются учащиеся 3Б класса, заинтересованные учащиеся 1-4 классов гимназии №4.
Косвенными благополучателями проекта стали родители и педагоги гимназии №4, жители микрорайона.
Социальные партнеры:
1. Косицына Анастасия Александровна, инженер по охране окружающей среды, МУСЗ.
2. Москвина Людмила Николаевна, зам. директора по УВР, МОУ ДОД "Станция юных натуралистов".
Имеющиеся и необходимые ресурсы.
Для реализации проекта имеются ресурсы:
Методические
- Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие.- М.: ЦГА, 2003г.-56 с
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: "Академия развития", 1997 г.-192с.
- Молдова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно - методическое пособие.-М.: ЦГЛ, 2003-128с.: ил.
Дидактические:
- Подобраны и созданы разработки внеклассных мероприятий на экологическую тематику
- Имеются видеофильмы, аудиозаписи
- Собран иллюстративный материал
Материально-технические
- Классный кабинет, оснащенный АРМ.
- Фото и видеооборудование.
- Возможности ресурсного центра.
- Спонсорская помощь родителей.
- Спонсорская помощь социальных партнеров.
Механизмы реализации проекта.
- Подготовительный этап.
- Провести стартовую диагностику сформированности экологической культуры у учащихся.
- Составить план мероприятий.
- Разбить учащихся на группы, назначить ответственных.
- Установить сотрудничество с организациями-партнёрами
- Основной этап.
- Провести промежуточную диагностику.
- Практическая реализация социально-значимых проектов
- Реализация дел в соответствии с план-картой.
- Заключительный этап
- Провести итоговую диагностику.
- Провести КТД "День рождения планеты" (22.04 - ДЕНЬ ЗЕМЛИ)
План-карта действий по реализации проекта.
Описание действий | Формы | Режим | Сроки |
1.Установление взаимодействия с
организациями - партнерами 2.Формирование творческих групп. 3. Составление плана мероприятий. |
Беседа Деловая игра Мозговой штурм |
индивидуальный, групповой, коллективный |
октябрь |
1. Организация познавательной деятельности, направленной на изучение экологических проблем. | Экскурсия в природу Экологические игры: "Поле чудес", "Знатоки", "Умники и умницы", "Крестики-нолики" Декада экологии:
|
коллективный, индивидуальный, групповой, |
ноябрь |
1.Организация работы по индивидуальным программам: поиск информации, создание фото, видеоматериалов, исследование проблемных мест микрорайона, определение мест, требующих экологической помощи. | Исследования "Капелька", "Мусорная
корзина" Цикл классных часов "Школа добрых волшебников" |
индивидуальный, групповой |
ноябрь |
Реализация проекта "Добрая зима" | Подпроекты "Кормушка", "Хлебные крошки" | коллективный | декабрь |
Организация мероприятий в рамках
подпроекта "Бездомные животные - проблема всех
и каждого": 1. Поиск бездомных животных. 2. Поиск людей, предоставивших приют бездомным животным. |
Акция: "Ищу друга" Презентация: "Мы нашли своих хозяев" |
индивидуальный, групповой |
январь |
1. Обучение компьютерным технологиям
учащихся класса на экологическом материале 2. Проведение экологической олимпиады с использованием ИК-технологий |
"Малая Академия" Виртуальные экспедиции Банк данных бездомных животных и экологически проблемных мест родного города и района "SOS" |
коллективный, групповой | февраль |
1. Организация детско-взрослой
практической деятельности 2. Подготовка и проведение конкурса поделок из отходных материалов "Эко - невидаль" |
Операция "Возвращённый лес". Экологический десант "Сделаем планету чище!" |
коллективный | март |
Проведение КТД "День рождения планеты" | Конкурс видеороликов, компьютерных
презентаций по темам:
|
апрель |
Так как проект находится на стадии реализации, можно сделать вывод о промежуточных результатах реализации проекта:
- Установлено взаимодействие с организациями-партнёрами.
- Организованы исследования учащихся по темам "Капелька", "Мусорная корзина", определены проблемные места, требующие экологической помощи. Материалы данных исследований будут использованы в дальнейшей работе.
- Реализация проектов "Добрая зима", "Бездомные животные:" позволила организовать совместную детско-взрослую практическую деятельности.
- Сообщение детям экологических знаний сочеталось с эмоциональным воздействием на них природных объектов, а педагогическая организация практической деятельности стимулировала их познавательную, природоохранительную активность. Совместно с ребятами были составлены правила поведения в природе, что позволило развить познавательный интерес к миру природы.
- Проведённые внеклассные мероприятия способствовали формированию экологической культуры, формированию новых ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью, что подтверждается данными промежуточной диагностики. Значимыми для себя учащиеся определяют:
- убежденность в необходимости ответственно относиться к природе - 28%.
- практические экологические умения -16%;
- владение правилами поведения в природе - 28%;
- интерес к экологическим проблемам - 20%;
Наблюдается положительная динамика в формировании у учащихся экологического самосознания. Низкий уровень продемонстрировали 16%, средний - 56%, высокий - 28%.
Можно сделать вывод об эффективности реализации проекта.