Воспитательная деятельность во внеурочное время. Проект классного руководителя "Окно радости"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Обоснование необходимости разработки проекта.

Гимназия сегодня - образовательное учреждение, обеспечивающее интеллектуальное, творческое и нравственное развитие учащихся, ориентированное на становление современной образованной личности, способной самореализоваться в различных сферах деятельности. Генеральной целью гимназии является становление в процессе гимназического образования личности свободной, гуманной, имеющей универсальные знания, умения, навыки, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, владеющей ключевыми компетентностями, развитой интеллектуально, духовно, нравственно, творчески, социально, готовой к организации здорового образа жизни. Для достижения генеральной цели гимназии педагогическим коллективом разработаны Концепция гимназического образования, Образовательная программа на 2003-2010 годы. Воспитательная работа в гимназии выстраивается на основе Концепции воспитания гимназии №4, программы развития гимназии до 2010 года, программы воспитания и современных приоритетов МОРФ и включает в себя целостный учебно-воспитательный процесс через интеграцию его важнейших составляющих: воспитания и обучения.

Целью воспитания является - становление духовной, творческой, развитой личности, готовой к организации здорового образа жизни, непрерывному образованию и самообразованию, способной к успешному выполнению социальных ролей. Одной из задач является создание воспитательного пространства, обеспечивающее необходимые условия для формирования базовых компетентностей современного человека.

В начальной школе приоритетными задачами являются: создание условий для личностного развития учащихся, формирование субъектности и активной позиции, формирование экологической культуры, формирование новых ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью.

Экологическое образование и воспитание младших школьников является неотъемлемой частью комплексного воспитания личности. Особое внимание к проблемам экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами:

  • необходимостью рассматривать экологическое образование и воспитание как непрерывный систематический процесс в течение всего периода школьного обучения;
  • актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

Цель экологического воспитания ? формирование основ экологической культуры, то есть становление осознанно правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Реализация данного направления осуществляется с помощью проектной деятельности.

Актуальность проекта можно выразить всего лишь одной фразой И. Соколова-Микитова: "Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства".

Жить в согласии с собой, с другими людьми и в гармонии с природой - необходимое условие для счастливой и успешной жизни человека в мире. Любовь к природе - великое чувство, оно помогает человеку стать великодушнее, ответственнее, справедливее. Человек, любящий природу, никогда не обидит ближнего, не будет издеваться над нашими меньшими братьями, не будет загрязнять родную природу. Статистические данные о состоянии окружающей среды и экологической обстановке в мире удручают:

  • из недр Земли ежегодно изымается100 млрд. т минералов, из них более 90% идёт в отбросы;
  • дождевой тропический лес - один из главных поставщиков кислорода - уничтожен на 50%;
  • за последние 60 лет на планете исчезли 77 видов животных и несколько сотен видов растений, 26 видов птиц;
  • 1000 видов животных и 25000 видов растений находятся сейчас под угрозой исчезновения;
  • озеро Байкал, которое содержит третью часть мировых запасов пресной воды, потеряло способность самоочищаться
  • гигантские свалки, растущие горы мусора представляют серьёзную проблему для крупных городов.

На уроках, классных часах, на занятиях экологического кружка изучаем с учащимися значение природы в жизни человека, правила поведения человека в природе, говорим о том, что надо бережно относиться к растениям, животным. Но в реальной жизни получается, что не всегда знания находят практическое применение. Достаточно ли нам одних знаний, чтобы научиться понимать природу, ценить её красоту, уметь в будущем по-хозяйски использовать полезные ископаемые, землю, воду, охранять и восстанавливать леса, заботиться о братьях наших меньших? Нужны практические умения и навыки. Ведь дорогим и любимым становится то, что мы прочувствуем, во что мы сами вложим личный труд.

Наиболее эффективный способ реализации задач экообразования - это непосредственное участие учащихся в практической, природоохранной деятельности, направленной на решение экологических проблем своей местности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении; работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для школьников проявить себя, принести пользу окружающим и природе.

Методика "Ранжирование" позволила выявить представления учащихся о компонентах экологической культуры человека, их соотношении. Наиболее значимыми для себя учащиеся считают:

  • владение правилами поведения в природе - 28%;
  • систему экологических знаний - 24%;
  • потребность в общении с природой - 16%;
  • убежденность в необходимости ответственно относиться к природе - 16%;
  • понимание многосторонней (универсальной) ценности природы-8%;
  • практические экологические умения - 4%;
  • интерес к экологическим проблемам - 4%.

При изучении уровня сформированности у младших школьников экологического самосознания были использованы следующие методы педагогического исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, изучение документов и результатов деятельности учащихся.

Выявлено, что степень сформированности у учащихся 3Б класса экологического самосознания представлена в трех уровнях:

  • низком - 28%,
  • среднем - 48%,
  • высоком- 24%.

Таким образом, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа".

Основная проектная идея

Ключевой идеей проекта является организация совместной детско-взрослой практической деятельности, направленной на воспитание активной нравственно-экологической позиции учащихся через использование интерактивных технологий (проектная, сотрудничества, рефлексивного воспитания); методов и форм экологического воспитания: работа в малых группах и в парах, ролевые, деловые и интеллектуальные игры, дискуссии, мозговой штурм, обсуждение в круге, рисование, самообразование и самооценка, видеосъемка и просмотр видеофильмов, экологические практикумы и экскурсии, экологические экспедиции, тренинги, моделирование и защита проектов, участие в олимпиадах разного уровня, конференциях, творческих ярмарках.

Новизна моего экологического проекта заключается в использовании ИК-технологий.

В настоящее время компьютеры есть почти в каждой семье, есть доступ в сеть Интернет. В ходе работы над проектом выяснилось, что 96% учеников моего класса увлекаются компьютерными играми, 57% умеют "бродить" по Интернету, где скачивают картинки, музыку и т.д. Ежедневно на это тратится от 1 до 3 часов вдень! Научные деятели проводят исследования, пишут статьи и доклады о пагубном влиянии компьютерных игр на хрупкое сознание воспитанников. Мои наблюдения показывают, что живое общение детей со сверстниками часто заменяется виртуальным: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте, все больше заменяют "живое слово". Мы живет в информационном веке, и изменить данную ситуацию не в наших силах, но можно направить детский интерес к компьютеру в нужное русло.

Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость учащихся в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость.

Проект позволяет учащимся заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу не только каждому ребенку, но и окружающему миру!

Программа реализации проекта позволила выйти за пределы классного коллектива и включить в проектную деятельность заинтересованных учащихся начальной школы гимназии №4.

Проект поддерживают родители, среди которых есть 2 преподавателя информатики и ИКТ, инженер по охране окружающей среды МУСЗ Администрации города Канска.

Цель проекта: Младший школьник с активной нравственно-экологической позицией по отношению к самому себе, к окружающим людям, к окружающей среде.

Задачи проекта:

  • Выстроить взаимодействие учащихся с окружающей средой через организацию конкурсов экологических слайд-шоу, электронных плакатов, компьютерных экологических олимпиад, виртуальных экспедиций.
  • Вовлечь учащихся в проектно-исследовательскую деятельность по решению экологических проблем малой Родины.
  • Развивать информационно- коммуникационные компетентности у учащихся.
  • Установить сотрудничество с организациями-партнерами.
  • Организовать практическую природоохранную деятельность учащихся.
  • Подготовить волонтеров

Сроки реализации проекта: 7 месяцев, октябрь - апрель 2008-2009г.

Ожидаемые результаты проекта.

Ожидаемые результаты Механизмы измерения результатов
Банк данных бездомных животных и экологически проблемных мест родного города и района "SOS" банк размещен в Интернете на сайте гимназии №4
Обучение компьютерным технологиям учащихся класса на экологическом материале Конкурс виртуальных экологических газет, рисунков, экологических видеороликов; создание презентаций на экологическую тематику
Экологические детско-взрослые проекты Реализация проектов на уровне класса, гимназии

Выступления на детской городской научно-практической конференции

Виртуальная экспедиция Фото, видео материалы
Объединение социально-значимой деятельностью родителей, детей и учителей. Проектная деятельность, экологический фестиваль.
Экологическая культура младших школьников Экологические олимпиады, конкурсы, проекты, практическая деятельность, наблюдение

Участники, партнеры проекта.

Целевой группой проекта являются учащиеся 3Б класса, заинтересованные учащиеся 1-4 классов гимназии №4.

Косвенными благополучателями проекта стали родители и педагоги гимназии №4, жители микрорайона.

Социальные партнеры:

1. Косицына Анастасия Александровна, инженер по охране окружающей среды, МУСЗ.

2. Москвина Людмила Николаевна, зам. директора по УВР, МОУ ДОД "Станция юных натуралистов".

Имеющиеся и необходимые ресурсы.

Для реализации проекта имеются ресурсы:

Методические

  1. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие.- М.: ЦГА, 2003г.-56 с
  2. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: "Академия развития", 1997 г.-192с.
  3. Молдова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно - методическое пособие.-М.: ЦГЛ, 2003-128с.: ил.

Дидактические:

  1. Подобраны и созданы разработки внеклассных мероприятий на экологическую тематику
  2. Имеются видеофильмы, аудиозаписи
  3. Собран иллюстративный материал

Материально-технические

  1. Классный кабинет, оснащенный АРМ.
  2. Фото и видеооборудование.
  3. Возможности ресурсного центра.
  4. Спонсорская помощь родителей.
  5. Спонсорская помощь социальных партнеров.

Механизмы реализации проекта.

  1. Подготовительный этап.
  2. Провести стартовую диагностику сформированности экологической культуры у учащихся.
  3. Составить план мероприятий.
  4. Разбить учащихся на группы, назначить ответственных.
  5. Установить сотрудничество с организациями-партнёрами
  6. Основной этап.
  7. Провести промежуточную диагностику.
  8. Практическая реализация социально-значимых проектов
  9. Реализация дел в соответствии с план-картой.
  10. Заключительный этап
  11. Провести итоговую диагностику.
  12. Провести КТД "День рождения планеты" (22.04 - ДЕНЬ ЗЕМЛИ)

План-карта действий по реализации проекта.

Описание действий Формы Режим Сроки
1.Установление взаимодействия с организациями - партнерами

2.Формирование творческих групп.

3. Составление плана мероприятий.

Беседа

Деловая игра

Мозговой штурм

индивидуальный,
групповой,
коллективный
октябрь
1. Организация познавательной деятельности, направленной на изучение экологических проблем. Экскурсия в природу

Экологические игры: "Поле чудес", "Знатоки", "Умники и умницы", "Крестики-нолики"

Декада экологии:

  • конкурс рисунков, плакатов
  • экологическая викторина,
  • конкурс поделок из природных материалов.
коллективный,
индивидуальный,
групповой,
ноябрь
1.Организация работы по индивидуальным программам: поиск информации, создание фото, видеоматериалов, исследование проблемных мест микрорайона, определение мест, требующих экологической помощи. Исследования "Капелька", "Мусорная корзина"

Цикл классных часов "Школа добрых волшебников"

индивидуальный,
групповой
ноябрь
Реализация проекта "Добрая зима" Подпроекты "Кормушка", "Хлебные крошки" коллективный декабрь
Организация мероприятий в рамках подпроекта "Бездомные животные - проблема всех и каждого":

1. Поиск бездомных животных.

2. Поиск людей, предоставивших приют бездомным животным.

Акция: "Ищу друга"

Презентация: "Мы нашли своих хозяев"

индивидуальный,
групповой
январь
1. Обучение компьютерным технологиям учащихся класса на экологическом материале

2. Проведение экологической олимпиады с использованием ИК-технологий

"Малая Академия"

Виртуальные экспедиции

Банк данных бездомных животных и экологически проблемных мест родного города и района "SOS"

коллективный, групповой февраль
1. Организация детско-взрослой практической деятельности

2. Подготовка и проведение конкурса поделок из отходных материалов "Эко - невидаль"

Операция "Возвращённый лес".

Экологический десант "Сделаем планету чище!"

коллективный март
Проведение КТД "День рождения планеты" Конкурс видеороликов, компьютерных презентаций по темам:
  • "Жалобная книга
  • "Не проходите мимо :"
  • "Красная книга города"
  • "Эко - мир моей семьи"
  • Операция "Зелёный дом"
  апрель

Так как проект находится на стадии реализации, можно сделать вывод о промежуточных результатах реализации проекта:

  1. Установлено взаимодействие с организациями-партнёрами.
  2. Организованы исследования учащихся по темам "Капелька", "Мусорная корзина", определены проблемные места, требующие экологической помощи. Материалы данных исследований будут использованы в дальнейшей работе.
  3. Реализация проектов "Добрая зима", "Бездомные животные:" позволила организовать совместную детско-взрослую практическую деятельности.
  4. Сообщение детям экологических знаний сочеталось с эмоциональным воздействием на них природных объектов, а педагогическая организация практической деятельности стимулировала их познавательную, природоохранительную активность. Совместно с ребятами были составлены правила поведения в природе, что позволило развить познавательный интерес к миру природы.
  5. Проведённые внеклассные мероприятия способствовали формированию экологической культуры, формированию новых ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью, что подтверждается данными промежуточной диагностики. Значимыми для себя учащиеся определяют:
  • убежденность в необходимости ответственно относиться к природе - 28%.
  • практические экологические умения -16%;
  • владение правилами поведения в природе - 28%;
  • интерес к экологическим проблемам - 20%;

Наблюдается положительная динамика в формировании у учащихся экологического самосознания. Низкий уровень продемонстрировали 16%, средний - 56%, высокий - 28%.

Можно сделать вывод об эффективности реализации проекта.