Цели урока:
- расширить и углубить знания учащихся по теме: “Электролиз”;
- показать широкое прикладное значение электролиза.
Задачи:
- сформировать умение самостоятельно применять и систематизировать знания;
- продолжить развитие познавательного интереса к предметам физика и химия;
- воспитание чувства взаимопомощи и ответственности;
- содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и самооценку.
Тип учебного занятия: нетрадиционный урок.
Инструментарий:
- ноутбук;
- проектор, экран;
- презентация урока “Электролиз”;
- карточки с практическими заданиями;
- электронный учебник по химии “Виртуальная лаборатория”;
- оборудования для лабораторной работы.
Этапы урока:
- организационный;
- электролиз – физико-химический процесс;
- виртуальная лабораторная работа № 1: “Электролиз растворов”;
- применение электролиза;
- лабораторная работа № 2: “Сборка гальванического элемента и его испытание”;
- решение задач;
- подведение итогов занятия.
1. Организационный (на экране слайд презентации “Ход урока”).
2. Актуализация знаний (слайд презентации “Портрет Фарадея”).
Фарадей Майкл английский физик, основоположник современной концепции поля в электродинамике, автор ряда фундаментальных открытий, в том числе закона электролиза.
Детство и юность.
Фарадей родился в семье кузнеца.
Скромные доходы семьи не позволили Майклу окончить даже среднюю школу, и тринадцати лет он поступил учеником к владельцу книжной лавки и переплетенной мастерской, где ему предстояло пробыть 10 лет. Все это время Фарадей упорно занимался самообразованием – прочитал всю доступную ему литературу по физике и химии, повторял в устроенной им домашней лаборатории опыты, описанные в книгах, посещал по вечерам и воскресеньям частные лекции по физике и астрономии.
В 1830, несмотря на стесненное материальное положение, Фарадей решительно отказывается от всех побочных занятий, выполнения любых научно-технических исследований и других работ (кроме чтения лекций по химии), чтобы целиком посвятить себя научным изысканиям. Вскоре он добивается блестящего успеха: 29 августа 1831 открывает явление электромагнитной индукции.
Закон электромагнитной индукции. Электролиз.
В 1833–1834 Фарадей изучал прохождение электрических токов через растворы кислот, солей и щелочей, что привело его к открытию законов электролиза, т.е. законов Фарадея. m = kIt (масса вещества, выделившегося на электроде, прямо пропорциональна силе тока и времени прохождения тока через раствор (расплав) электролита).
k – электрохимический эквивалент.
Если в раствор или расплав электролита опустить электроды и пропустить постоянный электрический ток, то ионы электролита будут двигаться к электродам: катионы к катоду (отрицательно заряженному электроду), анионы к аноду (положительно заряженному электроду) (Рис. 1). На катоде катионы принимают электроны и восстанавливаются. На аноде анионы отдают электроны и окисляются.
Рис. 1
3. Виртуальная лабораторная работа № 1.
“Электролиз раствор”
Учебное электронное издание. Химия, 8–11 кл. Виртуальная лаборатория, 2004, МарГТУ.
Ход работы:
- Соберите прибор, изображенный на рисунке.
- В U-образную трубку прилейте раствор хлорида меди.
- Опустите в раствор электроды и подайте напряжение.
- Поднесите к отростку трубки на аноде влажную лакмусовую бумажку. Составьте уравнение реакцию.
- Повторите эксперимент с раствором сульфата меди.
- Поднесите к отростку трубки на аноде тлеющую лучинку. Составьте уравнение реакции.
- Повторите эксперимент с раствором иодида калия.
- Прилейте в прианодное пространство раствор крахмала. Составьте уравнение реакции.
- Повторите эксперимент с раствором сульфата натрия, к которому прибавлен раствор лакмуса фиолетового цвета.
- Результаты экспериментов оформите в тетради.
4. Применение электролиза.
Гальваностегия – декоративное или антикоррозийное покрытие металлических изделий тонким слоем другого металла (никелирование, хромирование, омеднение, золочение).
Гальванопластика – электролитическое изготовление металлических копий, рельефных предметов. Этим способом, например, были сделаны фигуры для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Электрометаллургия – получение чистых металлов (Al, Na, Mg, Be) при электролизе расплавленных руд.
Рафинирование металлов – очистка металлов от примесей с помощью электролиза, когда неочищенный металл является анодом, а на катоде оседает очищенный.
Слайд презентации “Портрет Гальвани”.
Гальвани Луиджи (1737–98), итальянский анатом и физиолог, один из основателей учения об электричестве, основоположник экспериментальной электрофизиологии. Первым исследовал электрические явления при мышечном сокращении (“животное электричество”). Обнаружил возникновение разности потенциалов при контакте металла с электролитом.
Сообщение учащихся об изобретении гальванического элемента.
5. Лабораторная работа.
Сборка гальванического элемента и его испытание.
Цель работы: исследование зависимости напряжения на выводах гальванического элемента от материала его электродов и электролита.
Оборудование: кювета с двумя медными и цинковыми электродами, вольтметр, ключ, соединительные провода, кювета с насыщенным раствором поваренной соли, кювета с насыщенным раствором сахара.
Ход работы
- Соберите экспериментальную установку (Рис. 2). Установите в кювету медный и цинковый электроды. Медный электрод подключают к клемме вольтметра, помеченной знаком “+”.
- В кювету залейте раствор поваренной соли, замкните ключ, определите и запишите показание вольтметра.
- Цинковый электрод замените вторым медным.
- Определите и запишите показания вольтметра во втором опыте. Сделайте вывод о том , зависти ли напряжение на выводах гальванического элемента от вещества электродов.
- Раствор соли залейте из кюветы в стан, кювету ополосните и залейте в нее раствор сахара.
- Опыт повторите с двумя медными электродами и запишите показания вольтметра.
- Опыт повторите, установив в кювету медный и цинковый электрод. Определите показания вольтметра, запишите его и сравните с результатом, полученным при заполнении кюветы раствором поваренной соли.
- Сделайте вывод о том, зависит ли напряжение на выводах гальванического элемента от вещества, которое находится между его электродами.
Рис. 2
6. Решение задач.
- При электролизе медного купороса за 1 ч выделилось 10 г меди (электрохимический эквивалент меди 3,28 · 10-7 кг/Кл). Найдите силу тока через электролит.
- В результате электролиза из раствора Ag2NO3 выделилось 5,6 г серебра (электрохимический эквивалент серебра 1,12·10-6 кг/Кл). Рассчитайте электрический заряд, прошедший через раствор.
7. Подведение итогов занятия.
Зачетный лист.
Класс …………… Фамилия Имя ……………………………………………..
Теория | Лабораторная работа № 1 | Лабораторная работа № 2 | Задача |
Информация о домашнем задании.