Цель:
- формирование письменных приемов вычитания двузначных чисел (через десяток) – алгоритма вычитания, навыков активного слушания, умений самоконтроля;
- развитие логического мышления, внимания, контроля и творческой деятельности через самостоятельность мышления (построение принципиально нового способа решения);
- воспитание самостоятельности в выборе способов действий, ответственного отношения к учебе.
Задачи:
- формировать навыки самостоятельного поиска ответа на поставленные вопросы;
- составлять алгоритм вычитания и уметь работать по нему,
- развивать умения контроля и самоконтроля;
- составлять и решать задачи по рисунку.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические рекомендации | |||
1. Организационный момент.
2. Подготовительный этап для выхода на новую тему.
3. Тема урока, цель и задачи.
4. Новая тема. Работа по учебнику.
5. Закрепление. 6. Физ. минутка.
7. Решение задач.
8. Проверка навыка усвоения алгоритма вычитания.
9. Итог.
10. Домашнее задание. |
Приветствие.
1) Математический диктант: 15 – 9, 17 – 8, 13 – 4, 12 – 7, 14 – 7, 11 – 5, 16 – 8, 12 – 6, 18 – 9, 13 – 5, 12 – 9. 2) Читает ответы. 3) На доске записаны числа: 8, 4, 6, 9, 5, 1, 3, 2, 7 – Назовите число на 1 меньше, чем каждое из чисел (по очереди показывает каждое число). 4) Пишет на доске и задает вопрос: – что бы это значило?
– Где будем искать ответ? – Откройте учебник на с. 44, прочитайте название темы, а я запишу ее на доске (записывает). – Это новая тема или старая? – Но вы уже умеете вычитать из двузначного числа. В чем особенность этого способа вычитания? – Как же это можно сделать? Внимательно рассмотрите запись вычитания, зачем стоит точка над десятками? – Почему в теме урока в скобках написано “общий случай” – Как будем работать? Внимательно рассмотрите с.44 – 45.
– Раньше нам помогали Заяц и Волк, а сегодня попробуйте сами поработать за них с первым примером. – Расскажите, как вы работали за Зайца и Волка на примере 52 – 37. 1) ● – Аналогично сделайте 2 и 3 примеры (индивидуальная помощь). – Учебник с. 45 № 116, первый столбик с комментированием у доски, второй столбик самостоятельно.
– Учебник с 45 № 118. Внимательно посмотрите на это задание. Это задача? – Что нужно сделать, чтобы это задание стало задачей? – Что поможет? – Придумайте условие для первой задачи.
– Как решаются такие задачи?
-Запишите в тетрадь решение и ответ.
– А к этой задаче можно поставить другой вопрос? – Ее решение будет отличаться от решения предыдущей задачи? – А еще можно поставить другой вопрос к этой же задаче? – Как решаться будет такая задача? – Открыть рабочую тетрадь с. 28 № 95:
– Поменяться тетрадями и проверить карандашом. – Почему это способ вычитания называется “общий случай”?
– Назовите “шаги” алгоритма вычитания – Изобразите на полях шкалу, и как вы поняли новую тему.
– Рабочая тетрадь с. 28, любой № по выбору. |
(Хором, стоя): Каждый день – всегда, везде Пишут в тетради только ответы: 6, 9, 9, 5, 7, 6, 8, 6, 9, 8, 3.
Сверяют ответы.
Называют: 7, 3, 5, 8, 4, 0, 2, 1, 6.
Могут быть ответы: – первое число меньше другого на 1; – если поставить точку над первым числом, то оно становится равным
второму; – В учебнике, или Вы скажете. Читают вслух: “Вычитание двузначных чисел (общий случай)”.
– Новая. Просматривают страницу, рисунки и делают вывод: – Взять один десяток у общего числа десяток и записать его в виде 10 единиц над единицами и сложив их произвести вычитание. – Наверно он подходит для всех двузначных чисел. – Сначала поработаем в парах с цветными палочками и квадратиками, затем запишем в тетради несколько примеров, проведем физ. минутку, закрепим новый материал, проконтролируем себя и запишем домашнее задание. Работают в парах с цветными палочками и квадратиками.
– Выложили 5 десятков и 2 единицы, а т.к. от 2 единиц нельзя отнять 7, мы один десяток из пяти заменили на 10 единиц и теперь их стало не 2 , а 12. От этих 12 единиц убрали 7. Затем из оставшихся 4 десятков убрали 3 десятка, и осталось: 1 десяток и 5 единиц, т. е. 15. Выполняют в парах.
Выходят по одному к доске и, пользуясь алгоритмом вычитания, решают примеры. Встали, хором говорят и выполняют движения: Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. 1 – росой она умылась, – Пока нет.
– Придумать условие, решить ее и записать ответ. – Рисунок и вопрос. Работают в группах. – В одной вазе было 17 красных роз, а в другой 35 белых роз. На сколько красных роз меньше, чем белых? – Вычитанием. Из большего числа надо вычесть меньшее. Пишут в тетради: 35 – 17 = на 18 роз красных меньше, чем белых. – Да, на сколько белых роз больше, чем красных? – Нет, решение такое же, а вот пояснение другое: на 18 роз белых больше, чем красных. – Да. Сколько всего роз, красных и белых? – Сложением, 17 + 35 = 52 розы всего. Выполняют самостоятельно: Проверяют друг друга.
– Потому что таким способом мы можем вычитать у любого двузначного числа, когда у вычитателя единиц больше, чем у уменьшаемого. Называют. Изображают шкалу: ☼ – рисуют солнышко на одной из ступенек Записывают в дневник. |
Создаются условия для эмоционального настроя.
Проверяется навык вычитания до 20 с переходом через 10.
Развиваются навыки слушания и контроля. Проверяется умение называть число на 1 меньше данного числа.
Создается проблемная ситуация.
Учатся определять тему урока и ставить перед собой цели и задачи на данную тему урока.
Практически выполняют действия при помощи фишек.
Осваивается алгоритм вычитания через 10 (общий случай). 1) ● Формируются умения работать по алгоритму вычитания через 10 (общий случай). Учителем оказывается индивидуальная помощь.
Закрепляются умения: – составлять задачи по рисунку; Учителем оказывается индивидуальная помощь.
Закрепляются навыки:
Развиваются и закрепляются навыки самоконтроля.
Развиваются и закрепляются навыки взаимоконтроля. Рефлексия. Проверяется усвоение нового материала каждого ученика.
Задается дифференцированное домашнее задание. |