Урок по математике "Вычитание двухзначных чисел (общий случай)" по УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • формирование письменных приемов вычитания двузначных чисел (через десяток) – алгоритма вычитания, навыков активного слушания, умений самоконтроля;
  • развитие логического мышления, внимания, контроля и творческой деятельности через самостоятельность мышления (построение принципиально нового способа решения);
  • воспитание самостоятельности в выборе способов действий, ответственного отношения к учебе.

Задачи:

  • формировать навыки самостоятельного поиска ответа на поставленные вопросы;
  • составлять алгоритм вычитания и уметь работать по нему,
  • развивать умения контроля и самоконтроля;
  • составлять и решать задачи по рисунку.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методические рекомендации
1. Организационный момент.

 

 

2. Подготовительный этап для выхода на новую тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Тема урока, цель и задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Новая тема. Работа по учебнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Закрепление.

6. Физ. минутка.

 

 

 

 

 

 

 

7. Решение задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Проверка навыка усвоения алгоритма вычитания.

 

 

 

9. Итог.

 

 

 

 

 

 

 

10. Домашнее задание.

Приветствие.

 

 

 

1) Математический диктант:

15 – 9, 17 – 8, 13 – 4, 12 – 7, 14 – 7, 11 – 5, 16 – 8, 12 – 6, 18 – 9, 13 – 5, 12 – 9.

2) Читает ответы.

3) На доске записаны числа:

8, 4, 6, 9, 5, 1, 3, 2, 7

– Назовите число на 1 меньше, чем каждое из чисел (по очереди показывает каждое число).

4) Пишет на доске и задает вопрос: – что бы это значило?


6 = 5

6 д. = 5 д.

7 д. = 6 д.

 

 

– Где будем искать ответ?

– Откройте учебник на с. 44, прочитайте название темы, а я запишу ее на доске (записывает).

– Это новая тема или старая?

– Но вы уже умеете вычитать из двузначного числа. В чем особенность этого способа вычитания?

– Как же это можно сделать? Внимательно рассмотрите запись вычитания, зачем стоит точка над десятками?

– Почему в теме урока в скобках написано “общий случай”

– Как будем работать? Внимательно рассмотрите с.44 – 45.

 

 

 

 

 

– Раньше нам помогали Заяц и Волк, а сегодня попробуйте сами поработать за них с первым примером.

– Расскажите, как вы работали за Зайца и Волка на примере 52 – 37.
(Во время рассказа пишет на доске алгоритм вычитания).

1) ●
2) 1 д. = 10 ед.
3) 10 + 2
4) 12 – 7
5) 4 д. – 3 д.

– Аналогично сделайте 2 и 3 примеры (индивидуальная помощь).

– Учебник с. 45 № 116, первый столбик с комментированием у доски, второй столбик самостоятельно.

 

 

 

 

– Учебник с 45 № 118. Внимательно посмотрите на это задание. Это задача?

– Что нужно сделать, чтобы это задание стало задачей?

– Что поможет?

– Придумайте условие для первой задачи.

 

 

– Как решаются такие задачи?

 

-Запишите в тетрадь решение и ответ.

 

– А к этой задаче можно поставить другой вопрос?

– Ее решение будет отличаться от решения предыдущей задачи?

– А еще можно поставить другой вопрос к этой же задаче?

– Как решаться будет такая задача?

– Открыть рабочую тетрадь с. 28  № 95:
1 вариант – верхняя строка
2 вариант – нижняя строка.

 

– Поменяться тетрадями и проверить карандашом.

– Почему это способ вычитания называется “общий случай”?

 

– Назовите “шаги” алгоритма вычитания

– Изобразите на полях шкалу, и как вы поняли новую тему.

 

– Рабочая тетрадь с. 28, любой № по выбору.

(Хором, стоя):

Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихохонько сидим.

Пишут в тетради только ответы:

6, 9, 9, 5, 7, 6, 8, 6, 9, 8, 3.

 

 

Сверяют ответы.

 

 

Называют: 7, 3, 5, 8, 4, 0, 2, 1, 6.

 

 

Могут быть ответы:

– первое число меньше другого на 1;

– если поставить точку над первым числом, то оно становится равным второму;
– и др.

– В учебнике, или Вы скажете.

Читают вслух: “Вычитание двузначных чисел (общий случай)”.

 

– Новая.

Просматривают страницу, рисунки и делают вывод:
– из меньшего числа единиц нужно вычесть большее число единиц.

– Взять один десяток у общего числа десяток и записать его в виде 10 единиц над единицами и сложив их произвести вычитание.

– Наверно он подходит для всех двузначных чисел.

– Сначала поработаем в парах с цветными палочками и квадратиками, затем запишем в тетради несколько примеров, проведем физ. минутку, закрепим новый материал, проконтролируем себя и запишем домашнее задание.

Работают в парах с цветными палочками и квадратиками.

 

– Выложили 5 десятков и 2 единицы, а т.к. от 2 единиц нельзя отнять 7, мы один десяток из пяти заменили на 10 единиц и теперь их стало не 2 , а 12. От этих 12 единиц убрали 7. Затем из оставшихся 4 десятков убрали 3 десятка, и осталось: 1 десяток и 5 единиц, т. е. 15.

Выполняют в парах.

 

Выходят по одному к доске и, пользуясь алгоритмом вычитания, решают примеры.

Встали, хором говорят и выполняют движения:

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

1 – росой она умылась,
2 – изящно покружилась,
3 – нагнулась и присела,
На 4 – улетела.

– Пока нет.

 

– Придумать условие, решить ее и записать ответ.

– Рисунок и вопрос.

Работают в группах.

– В одной вазе было 17 красных роз, а в другой 35 белых роз. На сколько красных роз меньше, чем белых?

– Вычитанием. Из большего числа надо вычесть меньшее.

Пишут в тетради:

35 – 17 = на 18 роз красных меньше, чем белых.

– Да, на сколько белых роз больше, чем красных?

– Нет, решение такое же, а вот пояснение другое: на 18 роз белых больше, чем красных.

– Да. Сколько всего роз, красных и белых?

– Сложением, 17 + 35 = 52 розы всего.

Выполняют самостоятельно:

Проверяют друг друга.

 

– Потому что таким способом мы можем вычитать у любого двузначного числа, когда у вычитателя единиц больше, чем у уменьшаемого.

Называют.

Изображают шкалу:

☼ – рисуют солнышко на одной из ступенек

Записывают в дневник.

Создаются условия для эмоционального настроя.

 

 

 

Проверяется навык вычитания до 20 с переходом через 10.

 

Развиваются навыки слушания и контроля.

Проверяется умение называть число на 1 меньше данного числа.

 

Создается проблемная ситуация.

 

 

 

 

 

Учатся определять тему урока и ставить перед собой цели и задачи на данную тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практически выполняют действия при помощи фишек.

 

Осваивается алгоритм вычитания через 10 (общий случай).

1) ●
2) 1 д. = 10 ед.
3) □ ед. + □ ед.
4) □ ед. – □ ед.
5) □ д. – □ д.

Формируются умения работать по алгоритму вычитания через 10 (общий случай).

Учителем оказывается

индивидуальная помощь.

 

 

 

 

 

 

Закрепляются умения:

– составлять задачи по рисунку;
– применять новый алгоритм вычитания при решении задач.

Учителем оказывается

индивидуальная помощь.

 

 

 

 

 

 

 

Закрепляются навыки:
– преобразование вопроса задачи; – устное решение задач.

 

 

Развиваются и закрепляются навыки самоконтроля.

 

Развиваются и закрепляются навыки взаимоконтроля.

Рефлексия. Проверяется усвоение нового материала каждого ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задается дифференцированное домашнее задание.