Целевое включение новых информационных технологий в учебный процесс способствует постоянному динамичному обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания, позволяет педагогу решать проблемы, связанные с разработкой и использованием учебных программных продуктов качественно нового уровня.
Применение мультимедийных учебников в обучении иностранному языку приобретает всё большую актуальность. “Мультимедиа” означает компьютерную технологию, использующую для представления информации не только текст, но и графику, цвет, звук, анимацию, видеоизображения в любых сочетаниях.
Мультимедийный учебник – это синтез учебной книги, видеоклипа, изобразительного искусства, актёрского мастерства, режиссуры, педагогического и методического опыта, преобразованный в виртуальную обучающую среду.
Важными достоинствами, присущими мультимедийным учебникам, являются:
- Наглядность представления материала. Восприятие нового учебного материала идёт через активизацию не только зрения (текст, цвет, видео, анимацию), но и слуха (голос диктора или актёра, музыкальное или шумовое оформление), что позволяет создать определённый эмоциональный фон, который повышает эффективность усвоения предъявляемого материала.
- Быстрая обратная связь (встроенные тест – системы обеспечивают мгновенный контроль за усвоением материала; интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала).
- Наличие разветвлённой структуры гиперссылок позволяет получить пояснение, определение, дополнительную информацию по ходу прочтения учебного материала, при этом быстро вернуться к основному тексту.
- Наличие системы управления структурой – преподаватель может задать наиболее приемлемую, по его мнению, форму и последовательность представления материала. Это позволяет использовать один и тот же учебный материал для разной аудитории, для различных видов учебной деятельности или просто как справочную систему.
Следует заметить, что не все имеющиеся в настоящее время мультимедийные учебники обладают вышеупомянутыми достоинствами. Рассмотрим учебник “Tell Me More”.
Задачи, которые могут быть реализованы с помощью данного учебника:
- Формировать, а при необходимости корректировать слухопроизносительные навыки учащихся.
- Содействовать выработке техники чтения.
- Содействовать формированию у обучаемых орфографических навыков.
- Создавать дополнительные возможности для автоматизации лексико-грамматических навыков учащихся.
- Обогащать лексический запас обучаемых.
- Систематизировать и обобщать знания учащихся в области грамматики.
- Формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы.
Программа “Tell Me More” состоит из трех томов:
Курс для начинающих;
Курс для продолжающих изучать язык;
Курс для желающих улучшить свои знания.
Особенностями курса, выделяющими его среди аналогичных программ, является использование интерактивных диалогов, ролевых игр и системы распознавания речи Via Voice от компании IBM.
Прохождение начального уровня обеспечивает твердое знание основ языка и возможность поддерживать беседу на простые темы. Программа среднего уровня позволяет научиться читать художественную литературу и свободно общаться на немецком языке в любой бытовой ситуации. Освоение продвинутого уровня дает возможность понимать на теле-, радиопередачи и участвовать в беседе с носителями языка на любую тему.
Основой курса служат интерактивные многоуровневые диалоги, в которых обыгрываются распространенные ситуации бытового и делового общения. Программа позволяет вести с компьютером свободный диалог, развитие которого зависит от ответов учеников. Используя данную программу, учащиеся могут слушать эталонную речь высокого качества. Тексты озвучены носителями языка, поэтому полная аутентичность речевого материала гарантируется. Учебник оказывает большую помощь в овладении немецким произношением. У учащихся есть возможность увидеть на экране сходство и различие эталонной и его собственной речи. Визуализация речи делает процесс работы увлекательным и продуктивным. Сравнивая график звучания своей речи с речью носителя языка, обучаемый может не только услышать, но и увидеть свои успехи и промахи: интенсивность звучания, долготу звуков, необходимость придыхания перед произнесением отдельных согласных, отсутствие оглушения согласных в конце слов и т.д. Причём добиваться правильного звучания можно самостоятельно, затрачивая на это столько времени и попыток, сколько необходимо.
Рис 1
Полезным представляется диктант, развивающий восприятие речи на слух. Словарь программы – свыше двух тысяч слов и выражений. Каждый фрагмент системы упражнений может быть прослушан, произнесён и отработан в аудиовизуальном сравнении нужное количество раз до полного усвоения.
Рис. 2
Упражнения курса развивают все устные навыки: устная и письменная речь, чтение и аудирование; расширяют словарный запас и закрепляют знания грамматических правил. Обширный грамматический справочник с примерами представлен на русском и немецком языках. Не меньшее внимание обращает на себя раздел “Аудиосемантические упражнения”. Практика показывает, что предлагаемые ранжированные упражнения – наиболее эффективный способ семантизации лексики, так как происходит процесс одновременного запоминания звучания, написания и перевода тренируемых лексических единиц. Другими словами, данный раздел позволяет развивать навыки восприятия устной речи и расширять словарный запас ученика.
Видеосюжеты сопровождают немецким текстом и его переводом. Такая визуальная поддержка облегчает понимание текста и развивает навык восприятия устной речи. В качестве усложненного задания программа предлагает просмотреть видеосюжет в полноэкранном режиме без текстовой поддержки.
Немецко-русский словарь активной лексики курса состоит более чем из 8000 озвученных слов. Всплывающий перевод слов облегчает работу с текстами видеосюжетов и диалогов. В программе используются такие передовые технологии, как система распознавания речи, средства визуализации произношения, система выявления ошибок устной речи. Использование технологии распознавания речи позволяет вести устный диалог с компьютером, произнося свои ответы в микрофон. Программа отображает устную речь в виде графика звуковой волны и высоты тона. Сравнение своего графика с образцом помогает совершенствовать произношение и интонацию.
Таким образом, в программе выдерживается важный принцип обучения: “от простого к сложному”.
При работе с данной программой можно добиться успеха в решении и освоении тех видов работ, которые вызывают наибольшую сложность при изучении немецкого языка. Материал, заложенный в программе, позволяет осуществить следующие методические задачи (например, при закреплении форм глаголов):
- Формировать навык формулирования ответа на вопрос в той же видовременной форме, в которой поставлен вопрос.
- Закреплять навык узнавания формы глагола изучаемого времени.
- Формировать навык внимательного чтения вопроса на основе установки, данной на экране.
- Формировать моторный навык написания указанного грамматического материала на примерах заданных упражнений, где ученик сам должен набрать правильный ответ.
- Закреплять зрительный образ отрабатываемого материала.
Следующий этап – анализ данной программы в культурном аспекте. Данную программу можно использовать как для групповой работы, так и в процессе индивидуальных занятий.
Итак, данный учебник
– соответствует дидактическим принципам (“от простого к сложному”), что обеспечивается как объективными, так и субъективными факторами;
– сочетает теорию и практику, что создаёт предпосылки для формирования языковых и речевых навыков на сознательной основе;
– охватывает все языковые навыки: слухопроизносительные, лексические, грамматические;
– продуктивно использует все каналы восприятия: слуховой, моторный, зрительный;
– построен на аутентичном материале;
– сочетает обучающую и контролирующую функции;
– предлагает увлекательную интерактивную форму работы, которая усиливает обучающий эффект и повышает мотивацию учения в целом.
Формы работы с мультимедийными учебниками на уроках иностранного языка
1. Изучение лексики.
При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д., можно использовать компьютерные программы “Tell Me More”, “Deutsch platinum“, “Учите слова“ серии “EuroTalk“. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль. На примере компьютерной программы “Tell Me More ” рассмотрим эти этапы.
Рис. 3
На 1-м этапе – введение лексики, например, по теме "Das Wetter". Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие природные явления: снег – der Regen, ливень – dar Regenguß, гроза – das Gewitter, пасмурно – trübe, ясно – hell, солнечно – sonnig, холодно – kalt, облачный – bewölkt, град – der Hagel и другие. Затем следуют фразы:
- Was für ein wunderschöner Tag! – Какой прекрасный день!
- Was für ein schreklicher Tag! – Какая ужасная погода!
- Ist es hier immer solche Hitze? – Здесь всегда так жарко?
- Welches Wetterbericht haben wir für morgen? – Какой прогноз погоды на завтра?
- Es ist sehr windig! – Дует сильный ветер!
Учащиеся смотрят и слушают. Время работы – примерно 1 минута. На 2-м этапе идет работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель или учащийся переключает программу с автоматического режима в обычный, щелкает мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. При наличии в классе нескольких компьютеров, учащиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы – примерно 5–10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.
На 3-м этапе проводится контроль изученной лексики. Учащиеся выбирают задание, содержащее разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов в процентах. Конечно, каждый ученик стремится добиться лучших результатов.
Контроль тематической лексики можно осуществлять, индивидуально используя раздаточный материал – карточки. Задания на карточках могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы, например:
- Укажите правильный вариант перевода.
- Снег – windig, lustig, der Schnee, der Regenschirm, das Gewitter, sonnig, das Unwetter.
- Какое из написанных слов является лишним по смыслу .
- Der Winter, Februar, Dezember, November, Januar.
- Выберите самую подходящую фразу к данному слову – warm.
Was für ein wunderschönes Wetter! Es ist windig! Es ist hier immer so heiß wie jetzt ? Es ist zu dunkel. Es regnet. - Выберите самую неподходящую фразу к данной – Welches Wetterbericht haben wir für morgen?
Was für ein wunderschöner Tag! Es ist windig! Es regnet. Ich kann nicht einschlafen. Es ist oft so heiß wie heute? Was für ein schreklicher Tag!
Компьютерная программа “Tell Me More” охватывает лексический материал по теме "Город" и позволяет контролировать лексику сразу по всем разделам темы. В этом случае предлагается большее количество вопросов: 60, 90, 120.
Рис. 4
Овладение языком через игру (особенно на начальном этапе обучения) – один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой немецкого языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Компьютерная программа “Deutsch Platinum” дает возможность учащимся отрабатывать лексику и фонетику в игровой форме.
2. Отработка произношения.
Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу. Правда, такой вид работы требует много времени, но, всё же, несколько минут урока можно посвятить этой работе, тем более, что она имеет положительный результат. А во внеурочное время или дома при наличии необходимых условий можно тренироваться дольше.
3. Обучение диалогической речи.
Приведу пример работы с диалогами компьютерной программы "Deutsch Platinum". Из предложенных 12 диалогов, выбираем один, например "В кафе". На экране появляются несколько картинок – сцен данного диалога.
1 этап – знакомство с диалогом.
- Guten Morgen!
- Guten Morgen!
- Was wünschen Sie?
- Ich möchte eine Tasse Cofee, bitte.
- Trinken Sie Coffee mit Milch gern?
- Ja, ich trinke gern.
- Hm, aber diesen Coffee ist zu kalt.
- Entschuldigen Sie bitte.
- Diesen ist ziemli ch heiß.
- Vielen Dank.
- Wünschen Sie noch etwas?
- Nein, es genug.
- Was kostet das?
- Zwei Euro, bitte.
2 этап – разучивание диалога.
При наличии нескольких компьютеров в классе учащиеся работают парами или группами по 3 человека. Они повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использован режим работы с микрофоном. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, учащиеся в игровой форме осваивают правописание и разучивают диалог.
3 этап – инсценирование диалога.
Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно.
Следующий этап – это контроль диалогической речи после изучения всех 12-ти диалогов. Учащиеся выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описанием ситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию.
4. Обучение письму.
Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание немецких слов и освоение клавиатуры. Компьютерная обучающая программа помогает решить эти задачи. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре немецких слов и предложений.
5. Отработка определённых грамматических структур.
Все обучающие компьютерные программы, так или иначе, предусматривают отработку определённых грамматических структур. В программе “Tell Me More” 200 часов интенсивных занятий на каждый курс, в каждом уроке отрабатываются свои грамматические явления (более 1000 упражнений на каждый курс): утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени сравнения прилагательных, причастие, страдательный залог, управление глаголов, предлоги и т.д. Все виды работы одного урока. направлены на отработку определённого грамматического явления.
Программа содержит 600 микродиалогов, каждый из которых отрабатывает определённую грамматическую структуру, например, Perfekt. После прослушивания диалога, учащиеся воспроизводят его с опорой на картинку, затем самостоятельно.
Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационного ресурса являются следующие аспекты:
в центре технологии обучения – ученик;
в основе учебной деятельности – сотрудничество;
позиция ребенка в учебном процессе – активная;
перспективная цель – формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию.
Информационный ресурс обладает также рядом дидактических преимуществ и позволяет:
оперативно использовать информацию любого объема, любого вида;
хранить, редактировать, трансформировать, копировать информацию;
получать быструю и объективную обратную связь, взаимодействовать в интерактивном режиме;
иметь доступ к различным источникам информации (электронным, бумажным, сетевым).
Опыт практической работы по обучению иностранному языку с помощью новых информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать вывод, что они дают возможность:
повысить мотивацию учащихся к изучению предмета;
способствовать развитию коммуникативных навыков, совершенствованию языкового уровня;
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
сформировать интеллектуальные умения учащихся;
естественным образом сформировать у учащихся навыки и умения работы с иноязычным материалом;
получить доступ в открытое общество и, следовательно, осуществить социализацию и актуализацию личности учащегося;
открыть доступ к возможности получения аутентичной информации на изучаемом языке и возможность общения с его носителями;
совершенствовать навыки владения компьютером;
совершенствовать процесс проверки работ учащихся;
повышать авторитет учителя;
экономить расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы).