Урок № 4.
Цель:
- Сформировать представление учащихся о том, что в правовом государстве право превыше власти.
- Праву подчиняются все; государство, должностное лицо, личность.
Задачи:
- Учащиеся работают с понятиями государство, правовое государство, выделяют их признаки.
- Продолжить работу по развитию умений, навыков в устной логической речи, формулировании определений, понятий, комментировании.
- Продолжить работу по формированию черт законопослушного гражданина, патриота своего государства.
Оборудование:
- план урока, схемы: формы правления государственного устройства, политических режимов;
- карточки для учащихся “функции государства”.
Ход урока
Введение.
Идет формулировка темы и задачи его, запись в тетрадь. Тема урока: “Правовое государство и его признаки”
Повторим материал прошлого урока: что такое государство и его признаки, формы, функции. Это станет основой для определения, что такое правовое государство и его признаки.
Вызываются к доске учащиеся.
Задание: Заполнить схему и прокомментировать.
Схема № 1
Схема № 2
Схема № 3
Трем учащимся раздаются карточки.
Задание: Назвать функции государства и в чем они выражаются.
Карточка
С остальными учащимися учитель спрашивает определение , что такое государство и его признаки (фронтальный опрос )
III. Новый материал
Изучая историю развития человечества. Его формы организации общественной жизни постоянно сталкиваемся с понятием государство. И всегда государство было на стороне богатых, сильных, которые угнетали других. И не зря идея (теория ) справедливого правового государства появилась как антипод произволу, деспотии, абсолютизму. Какие же предпосылки дали возможность жить идеи правового государства?
Предпосылки записываются в тетрадь.
- Человек становится свободной личностью
- Становится экономически независимым
- Появляется многообразие форм собственности
- К этому человека привели идеи парламентаризма, режим демократии, суверенитет государства и народа.
- Попытки ликвидировать злоупотребление властью
Какие же признаки присущи правовому государству (запись в тетрадь, комментирование учителем)
Признаки:
- Верховенство права (закона) во всех сферах жизни общества. Гарант действия этого принципа Конституционный суд (он главный стражник права)
- Подчинение исполнения законов всеми гражданами независимо от должности
- Самые широкие права и свободы личности и механизм защиты этих прав.
- Есть реальные разделения властей: на законодательную, исполнительную, судебную.
- Сильная эффективная судебная власть, для осуществление контроля за законностью.
- Взаимная ответственность государства и личности.
Вопрос: Чем признаки государства (любого) отличны от признаков правового государства? (идет обсуждение и комментирование со стороны учащихся)
А существует ли правовое государство в России?
Суммируя ответы учащихся учитель делает вывод: Что точного ответа ребята не дали так как нужно ответить на вопрос: А есть ли условия формирования правового государства в России?
Данный вопрос сформулирован как домашнее задание.
Нужно обосновать письменно, параграф в учебнике 31. Последующий урок будет обобщающий по данной теме, форма урока – лабораторная работа.
Итог урока. Выставляются оценки.