Использование схем и таблиц на уроках английского языка как залог успешного развития языковой компетенции учащихся

Разделы: Иностранные языки


Использование схем и таблиц на уроках английского языка – залог успешного развития языковой компетенции учащихся.

Наблюдения, многочисленные анализы самостоятельных и контрольных работ показали, что в современной практике обучения иностранным языкам есть много типичных проблем, таких как:

– отсутствие системного представления об изучаемом языке (в грамматике, лексике, фонетике, страноведении);
– трудности в построении устного и письменного высказывания и, как следствие, низкая интенсивность речевой деятельности учащихся;
– недостаточная активность в усвоении знаний и не всегда большой интерес к предмету;
– высокая степень забывания учебного материала.

В качестве основной цели в области обучения иностранным языкам граждан будущей Европы Европейским советом выдвигается многоязычие: владение каждым жителем Европы, как минимум, двумя иностранными языками, одним из которых – активно.

Изменения, которые произошли за последние годы в общественной, политической, экономической жизни России, повлекли за собой коренные преобразования в различных сферах, в том числе и в системе образования, и в области методики преподавания иностранных языков, в частности.

Расширение международных контактов и сотрудничество на всех уровнях, вхождение России в общеевропейское пространство, развитие форм активного отдыха населения за пределами нашей страны ставят перед учителями иностранных языков задачу формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на основе современных педагогических технологий.

Новым в этой сфере является переход от традиционной методики преподавания английского языка, где главную и ведущую роль играет учитель, как источник информации, предъявляемой чаще всего лекционно (в виде монолога) под запись учащихся, к методике с максимальным использованием опорных схем и таблиц, которая позволят учащимся самим возглавлять процесс освоения знаний, принимать в нем активнейшее участие, дает возможность саморазвития и самовыражения, создает установку “я все могу сам”.

Историк Л.Н. Гумилев писал: “Схема – целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозрить суть исследуемого предмета, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко – значит остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, т. е. ставить гипотезы и организовать их проверку. Схема – это скелет работы, без которого она превращается в медузу или головоногого моллюска”. Обучение при помощи схем максимально способствует умственному развитию учащихся, развитию логического мышления, способностей анализировать, сопоставлять, противопоставлять, находить связи, развивает память. Запомнить большой объем информации без упорядочения и систематизации довольно трудно. Эту проблему решают схемы. Одна из важнейших задач опорной схемы – облегчить понимание новой информации и закрепить ее – легко решается благодаря взаимодействию образной и словесно-логической памяти.

Схемы можно использовать на любом этапе урока (активизация знаний или введение нового материала, закрепление или контроль полученных знаний) и они являются самым оптимальным средством для развития произносительной, лексической и грамматической сторон речи. Приведу несколько примеров.

1. Для активизации и повторения лексики по теме “Театр” (11-й класс) я прошу учащихся вспомнить слова по следующей схеме (Рис. 1 Приложение 1).

Данный вид опроса представляется детям легче и выполняется гораздо быстрее чем обычный опрос слов вразброс, без схематической наглядности.

2. Многие разговорные темы по страноведению усваиваются детьми гораздо лучше, если помимо иллюстраций, рассказа учителя, текста или аудиозаписи они сопровождаются схемами и опорными таблицами. Перед вами схема к теме “Система Британского правительства” (8-й класс) (Рис. 2 Приложение 2).

3. Формирование грамматических умений и навыков разговорной речи невозможно без опорных схем. Например, первое, что я предлагаю ученикам, начиная изучать английское предложение, – это общие схемы построения английских предложений.

Утвердительное (+): Подлеж. + Сказуем()…..

Отрицательное (-): Подлеж. + Вспомог. Глаг. + not + Сказуем()…….

Вопросительное (?): Вспомог. Глаг. + Подлеж. + Сказуем()…….?

Зная эти первоначальные основные схемы, учащиеся успешно осваивают систему английских времен и могут самостоятельно построить предложение в любом из них, используя нужный вспомогательный глагол и окончание сказуемого.

Схемы и таблицы являются в первую очередь одним из основных средств формирования и развития языковой компетенции, т.е. произносительной, лексической и грамматической сторон речи. Они позволяют максимально индивидуализировать и активизировать процесс формирования и развития умений и навыков всех видов речевой деятельности, а также процесс накопления в памяти учащихся единиц языка и речи. Целенаправленное и системное использование опорных схем и таблиц в учебном процессе в условиях моей школы превращает их из простых средств обучения в технологию преподавания, которая помогает решать вышеперечисленные проблемы обучения иностранным языкам и повышает общую и качественную успеваемость школьников.

Продемонстрировать результативность использования данной технологии мне бы хотелось на примере выполнения учащимися контрольных работ в период с сентября 2006 года по декабрь 2007 года. Данная информация представлена в виде диаграмм качества выполнения контрольных работ некоторыми классами (см. Приложение 4).

Данная технология апробирована на уроках английского языка с 5 по 11 классы в Уватской средней общеобразовательной школе, а также в педагогическом колледже г. Салехарда в группах, обучающихся по специальности “Иностранный язык” и может быть использована широким кругом преподавателей.

Разработка уроков с активным использованием опорных схем и таблиц требует приобретения, а чаще собственного изготовления схем с необходимой информацией, подготовка карточек с различными видами заданий в соответствии с этапами урока для каждого ученика. Процесс подготовки материалов вызывает интерес у учащихся, и они часто сами в нем участвуют. В условиях современного технического прогресса большая часть схем и таблиц требует применения компьютерных технологий и всевозможных средств печати.

Приложение 3