Познавательно–развлекательная игра "Экологическое ассорти". 2-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 2


Цели:

  1. Расширение и углубление знаний детей о животном и растительном мире природы.
  2. Развитие познавательной активности и любознательности.
  3. Воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды.

Оборудование:

  1. ТСО: видеопроектор; аудиозаписи со звуками природы; слайды с изображением животного и растительного мира.
  2. Рисунки по темам: “Растения”, “Рыбы”, “Животные”, “Птицы”.
  3. Коробка с изготовленными конфетами-заданиями.
  4. Часы песочные.
  5. Эмблемы для команд.
  6. Мольберты.
  7. Призы всем участникам.

Ход занятия

1 этап. Организационный. На фоне музыки дети заходят в зал и рассаживаются по местам, разделяясь на 2 команды.

Педагог: “Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я очень рада видеть вас в этом зале. Сегодня у нас состоится познавательная игра “Экологическое ассорти”. Девиз нашей игры – “Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты”.

В ходе игры вам будут предложены конкурсные задания, в которых вы продемонстрируете свои знания о природе, а также умения рассуждать, доказывать, делать выводы.

Все конкурсы нашей игры будет оценивать компетентное жюри в составе (представление жюри).

Для нашей игры необходимы две команды, они у нас есть. Вот 1 команда, вот 2 команда. Команде надо придумать название. Я предлагаю вам свою помощь.

У меня в руках карточки с названием команд. Ваша задача: их прочитать, посовещаться и выбрать то название, которое вам понравится больше”.

Педагог раздает детям карточки с названиями команд:

1. РАДУГА
3. СНЕЖИНКА
 2. СОЛНЫШКО
4. ЗВЕЗДОЧКА

Дети выбирают название команды, педагог прикрепляет эмблемы.

Педагог: “Ребята, нам нужно выбрать и капитанов команд”.

Дети выбирают капитанов команд.

Педагог: “Ребята, а вы знаете, что такое “АССОРТИ”? (Ответы детей).

Правильно, это конфеты. Я принесла вам целую коробку конфет, но эти конфеты необычные, они все разного цвета, но какого, вы узнаете, когда их развернете. Если вам достанется конфета зеленого цвета, то вы отвечаете на вопросы и выполняете задания по теме: “РАСТЕНИЯ”, синяя – “РЫБЫ”, желтая – “ПТИЦЫ”, красная – “ЖИВОТНЫЕ”. А остальные конфеты – с сюрпризом. Если команда отвечает самостоятельно, без подсказки, получает три бала, после первой подсказки – два балла, с помощью другой команды – один балл.

Я желаю успеха обеим командам.

И так, начинаем нашу игру”.

2 этап. Конкурсные задания.

Капитаны команд по очереди берут из коробки конфеты с заданиями по разным темам.

I. Тема “Рыбы” (видео- и аудиосопровождение).

1. Задание для первой команды.

Педагог: “Итак, внимание! Первый вопрос: у этой рыбы фантастическая жадность. В ее желудке находят не только других рыб, но и мышей, мелких и средних птиц, а еще часы, монеты – видимо она принимает их за рыбку с яркой чешуей. Ребята, что это за рыба?”.

Подсказка: Это речная хищница. На ее зеленом теле есть полоски и пятна. У нее очень острые зубы.

Помощь другой команды:

Стой плотва и караси!
И пощады не проси!
Я хозяйка здесь в пруду –
На охоту я иду (щука).

Задание для второй команды.

Педагог: “Это самая большая из пресноводных рыб, обитающих в реках России. У нее нет чешуи, предпочитает жить на дне водоема, где ее часто не отличишь от бревна. Ребята, а это что за рыба?”.

Подсказка: У этой рыбы есть усы.

Помощь другой команды:

Говорят, один рыбак,
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался…(сом).

Подведение итогов конкурса. Слово жюри.

Педагог: “Ребята, на земле около 200 тысяч видов разных рыб. Какие рыбы вы знаете? (Ответы детей.) Многие из них обитают в наших реках: щука, налим, таймень, хариус, пескарь, окунь. Рыба приспособлена к тому месту, в котором живет. И лишь тогда в реках будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство. Так давайте же с вами, ребята, не будем засорять водоемы, а будем бережно относиться к богатству природы”.

2. Конкурс художников “Нарисуй рыбу”.

Педагог: “Ребята, каждой команде надо нарисовать рыбу с завязанными глазами. Для этого вы, соблюдая очередь, подходите с завязанными глазами к мольберту, внимательно меня слушаете и выполняете инструкции:

Нарисуй глаз рыбы – сделай поворот кругом.
Нарисуй плавник – присядь 2 раза.
Нарисуй тело рыбы – два шага назад, 2 шага вперед.
Нарисуй хвост – развяжи косынку на глазах.

Молодцы, все постарались, рыбы получились замечательные, как живые.

Благодаря юным, талантливым художникам, у нас поднялось настроение и мы готовы к новому конкурсу”.

II. Тема “Животные” (видео- и аудиосопровождение).

По очереди педагог задает командам вопросы о животных.

1. Задание для первой команды.

Педагог: “Я очень вынослив, могу обходиться без пищи и воды несколько недель. А когда есть вода, я могу выпить более 100 литров, за 5 минут. Кто я?”. (Верблюд).

Задание для второй команды. “У меня прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье, а еще про меня говорят, что меня “ноги кормят”. Кто я?”. (Волк).

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

2. Конкурс “Пантомима”.

Педагог: “Сейчас каждая команда получит карточку с изображением животного. Вы должны изобразить это животное без слов так, чтобы его узнала другая команда”.

Педагог предлагает детям карточки с изображением животных: зайца, лисы, медведя, лося.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Подведение итогов. Слово жюри.

Педагог: “Молодцы ребята. Ребята, а вы знаете, что животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расти. А какие животные водятся в наших лесах? (Ответы детей). А вы знаете, что некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой. Если их не охранять, не помогать им, то они тоже могут погибнуть. Например, волк, лось, которые обитают в наших лесах”.

III. Музыкальная пауза.

IV. Тема “Птицы” (видео- и аудиосопровождение).

Конкурс среди команд “Кто больше назовет птиц”.

Педагог: “Ребята, а сейчас я вас приглашаю принять участие в конкурсе команд “Кто больше назовет птиц”. Каждой команде необходимо назвать как можно больше птиц”.

Участники команд по очереди называют птиц, за правильный ответ – 1 балл.

2. Загадки о птицах с показом слайдов.

Демонстрация слайдов с загадками о птицах. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Подведение итогов. Слово жюри.

Педагог: “Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему? Действительно, для птиц зимой страшнее голод, т.к. ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек, которые живут в нашем краю, выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. Что вы можете сделать для птиц? (Ответы детей.) А что мы с вами уже сделали? (Ответы детей.) Не забывайте о птицах, ребята, зимой”.

V. Брейн-ринг.

Конкурс “Гонка за лидером”.

Педагог: “В этом конкурсе командам необходимо правильно ответить на как можно большее количество вопросов за определенное время. Если вы затрудняетесь или не знаете правильный ответ, говорите “дальше”. Победит та команда, которая правильно ответит на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл”.

I. Вопросы:

  1. Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса.)
  2. Птичий домик. (Гнездо.)
  3. Дерево – символ нашей Родины. (Береза.)
  4. Ночная птица. (Сова.)
  5. Нос птицы. (Клюв.)
  6. Ребенок кошки. (Котенок.)
  7. Курица мужского рода. (Петух.)
  8. Кто спит под своими ушами? (Заяц.)
  9. Какую траву даже слепые знают? (Крапива.)
  10. Зимнее логово медведя. (Берлога.)
  11. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. Что это за птица? (Сорока.)
  12. Колобок, обросший иголками. (Еж.)
  13. Кто из обителей болота стал женой Ивана-царевича? (Лягушка.)
  14. Из какого дерева делают спички? (Осина.)
  15. Что снесла курица? (Яйцо.)
  16. В воде купался, сухим остался. (Гусь.)
  17. Какая рыба в праздники надевает шубу? (Сельдь.)
  18. Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц.)
  19. У кого уши на ногах? (Кузнечик.)
  20. Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
  21. Что случается с пчелой после того, как ужалит? (Умирает.)
  22. Двоюродные братья зайцев. (Кролики.)
  23. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
  24. Какая рыба к старости становится горбатой? (Горбуша.)
  25. Кто может пить ногой? (Лягушка.)
  26. Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево.)
  27. Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь. (Ящерица.)
  28. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)
  29. У кого самый чуткий “нос”? (Бабочка.)

II. Вопросы:

  1. Я очень вынослив, могу обходиться без пищи и воды несколько недель. А когда есть вода, я могу выпить более 100 литров за 5 минут. (Верблюд.)
  2. Я вегетарианец, предпочитаю питаться травой, листьями и ветвями. У меня очень толстая шкура и почти нет волос. Живу я у воды, но главная моя особенность – это рог. Размер его может быть от небольшого бугорка до рекордной величины в полтора метра. (Носорог.)
  3. Я живу в Австралии. У меня очень длинные и сильные задние лапы и большой хвост. Я могу прыгать на 12 метров в длину и на 3 метра в высоту. (Кенгуру.)
  4. Горилла, шимпанзе, макак, гиббон, мартышка. Все это – … (обезьяны).
  5. Я самый крупный представитель семейства кошачьих – достигаю в длину 3 метров. Я хороший охотник и способен справиться с любым животным, встретившимся на моем пути. Охочусь я в одиночку. (Тигр.)
  6. Я из семейства кошачьих. Живем мы группами, каждая группа называется прайд. Охотимся мы тоже группами, хотя все остальные кошачьи охотятся в одиночку. А еще меня называют “королем джунглей”. (Лев.)
  7. Живу я в Африке, предпочитаю держаться возле воды. Шкура у меня толстая, примерно 5 см, а вес больше 3 тонн. Я хорошо плаваю, ныряю, и даже мой детеныш, еще не умея ходить, уже учится плавать. Иногда меня называют “водяной лошадью”. (Бегемот.)
  8. Мое тело покрыто густой шерстью двух цветов – черного и белого. В черный цвет окрашены лапы, плечи, уши и пятна вокруг глаз, вся остальная шерсть – белая. Живу я в Китае. (Панда.)
  9. Меня вы сразу узнаете. Во-первых, я самое длинношеее существо на планете. А во-вторых, я самое высокое животное: моя голова возвышается почти на 6 метров над землей! (Жираф.)
  10. У меня прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье:  считают, что оно сильнее обоняния человека в миллион раз. А еще про меня говорят, что меня “ноги кормят”. Кто я? (Волк.)
  11. Узнаете по следу, кто я? Подсказка: я самый крупный зверь наших лесов. (Лось.)
  12. Я большой и косолапый, сплю в берлоге зимой, люблю малину и мед. (Медведь.)

Подведение итогов. Слово жюри.

VI. Тема “Растения” (видео- и аудиосопровождение).

1. Конкурс “Кто быстрее соберет картинку”.

Командам раздается разрезанные картинки с изображениями лекарственных растений: подорожник, одуванчик.

Педагог: “Ребята, чья команда быстрее соберет и назовет это растение. Что общего между этими растениями? (Ответы детей.) А вы знаете, что это не простые растения, а лекарственные. Корень одуванчика возбуждает аппетит, лечит болезни почек, печени. А если вы поранили ногу – сорвите листок подорожника, приложите его к больному месту, и вы сразу почувствуете, как боль постепенно утихает. Нельзя без необходимости рвать эти лекарственные растения”.

2. Конкурс загадок.

Когда идешь тропинкою, куда не бросишь взгляд –
В полях белеют шарики на тонких стебельках.
Сквозные, серебристые, они, как пух, легки.
Стоят чуть-чуть качаются от ветерка с реки.

Педагог: “Да, ребята, это желтый одуванчик – маленькое, луговое солнышко. Уйдет большое солнце за тучи – и луговое солнышко тоже спрячется, с головой укроется зеленым “платочком””.

Тонкий стебель у дорожки, на конце его сережки.
На земле лежат листки, маленькие лапушки.
Нам он, как хороший друг, лечит раны ног и рук! (Подорожник)

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Педагог: “А вы знаете, что из сбора лекарственных трав заваривают очень вкусный и полезный чай, он называется – фиточай. Вот лекарственные травы – душица, зверобой и медуница, я с собой их принесла, и сейчас мы с вами будем заваривать фиточай. А пока чай заваривается, мы подведем итоги нашей игры”.

3 этап. Итоговый.

Педагог: “Ребята, как здорово, что мы сегодня, хоть на несколько минут, окунулись в мир природы, во все многообразие ее животного и растительного мира. Убедились в том, что природа и человек – это одно целое. Человек живет на Земле в постоянном окружении растений и животных, ведь не зря говорят, что природа – это наш дом. И очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить, ценить и охранять природу. И тогда жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу”.

Педагог:

“Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листья повилики,
На тропинке солнечные блики,
Ястреба парящего на поле,
Полумесяц над речным простором,
Ласточку мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите!”.

Подведение итога всей конкурсной программы. Слово жюри. Награждение детей.

Педагог: “Спасибо, ребята, за участие в игре “Экологическое ассорти”, гостям спасибо за присутствие на нашей конкурсной программе. До свидания”.