Цели:
- знакомство с суффиксами прилагательных (-н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-);
- отработка навыков правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных, пополнение лексикона учащихся, развитие творческих способностей;
- воспитание интереса к изучению русского языка, стремления ценить родной язык.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: дидактический, раздаточный материал, схемы-опоры, тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
Продолжаем знакомиться с правописанием имен прилагательных. Сегодня на уроке
мы поговорим о суффиксах прилагательных -н-, -нн-,
-енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-. Цель сегодняшнего урока: научиться правильно
писать данные суффиксы.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
Сначала повторим способы образования прилагательных.
Примеры записаны на доске:
- совестливый – совесть,
- талантливый – талант,
- доверчивый – доверять,
- задумчивый – задуматься,
- пищевой – пища,
- кумачовый – кумач.
– Определите часть речи данных слов. (Прилагательные.)
– Укажите, от каких частей речи образованы данные прилагательные? (От существительных.)
– Каким способом образованы все эти прилагательные? (Суффиксальный.)
– Назовите суффиксы, выделите их и объясните значение.(-лив- – склонный к какому-либо действию, склонный к чему-либо, наличие чего-нибудь в значительной степени; -чив- – указывает на склонность к соответствующему действию; -ев-, -ов- – относящийся к чему-либо.)
III. Объяснение нового материала.
Прилагательные также могут образовываться от существительных и глаголов при помощи суффиксов -н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-, значение которых “относящийся к чему-либо (кому-либо), характеризующийся чем-либо, сделанный из чего-либо”.
Запишем тему урока. Конспектируем теоретические положения параграфа на доске (учитель, схемы-опоры) и в тетради (учащиеся), графические обозначения обязательны.
I. -Н-
1. –ан-, -ян-, -ин-
- кожаный
- серебряный
- гусиный
2. Ветреный, ветряная.
- ветреный день
- ветряная мельница
- ветреный человек
- ветряная оспа
3. Юный, зеленый, синий, румяный, свиной. (н входит в корень слова).
II. –НН-
1. Сон + н + ый = сонный (Н + Н)
лимонный, туманный.
2. -онн-, -енн-
станционный, утренний.
3. Слова: стеклянный
оловянный
деревянный.
4. Слова на -ованный-, -еванный-
асфальтированный
заклеванный
III. -Н– и -НН– в кратких прилагательных.
длинная дорога – дорога длинна
ветреный человек – девочка ветрена
IV. Закрепление.
1. Чтение теории в учебнике, орфограмма № 38 ( чтение вслух, про себя, рассказывание материала друг другу в паре).
2. Рассказывание теории по опорным схемам (или по записям учителя) у доски.
3. Показать учащимся мнемонический прием запоминания правила.
ан н |
ян н |
ин н |
они нн |
енн нн |
н + н нн |
4. Комментированное письмо (указать опознавательные признаки орфограммы; назвать художественно-изобразительные средства, используемые автором для изображения картин природы).
- По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха.
- Средняя Россия стала для меня священной землей, и я часто видел ее, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины.
- Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях. (По К.Паустовскому).
5. Распределительный диктант. (В три столбика: -пре-,-при-; -кос-,-каса-; Н и НН в суф. прил.)
Прибедняться, эскадронный, жетонный, превозмочь, земляной, неприкосновенный, неукоснительно, соприкосновение, приголубить, пенсионный, костяной, пресмешной, капканный, придумать, соприкасаться, коснись, змеиный, ветреный, авиационный.
(Можно использовать орфографический словарь.)
6. Диктант с заменой (работа с раздаточным материалом в группах : от данных существительных образовать прилагательные при помощи указанных суффиксов, опознавательные признаки орфограммы выделить).
1-я группа: сущ. + -ан-, -ян- = прил.
Глина, серебро, нефть, дерево, стекло, олово, кожа, песок, лен.
2-я группа: сущ. + -нн- = прил.
Комар, лев, орел, петух, соловей, лошадь, лебедь, оса.
3-я группа: сущ. + -енн- = прил.
Тыква, ремесло, обед, торжество, солома, клюква.
4-я группа: сущ. + -н- = прил.
Туман, машина, карман, чугун.
7. Самостоятельная работа с раздаточным материалом в группах.
1-я группа (сильные уч-ся).
– Вспомните растения, в названиях которых есть суффикс -ин-.
– Определите, почему эти растения так названы.
Журавлиный нос, львиный зев, гусиные лапки, анютины глазки, гусиный лук, петушиный гребешок, мышиный горошек, кукушкины слезки, кукушкины сапожки, куриная слепота…
2-я группа (средние уч-ся).
– Определите лексическое значение прилагательных в словосочетании.
– Как называются такие словосочетания? (Фразеологизмы.)
Бездонная бочка, мышиная возня, бесструнная балалайка, длинный язык, длинная песня, с воробьиный нос, за каменной стеной.
3-я группа (слабые уч-ся).
– Определите лексическое значение прилагательных в словосочетании.
– На чем основан перенос в словосочетании?
Деревянная изба, деревянный стол, деревянное лицо.
Туманное утро, туманный взор, туманный разговор.
Орлиные перья, орлиный нос, орлиное сердце.
Ослиные уши, ослиное упрямство.
V. Домашнее задание (инструктаж).
1. Для всех уч-ся: параграф 52 (теоретические положения в учебнике; умение восстановить изученный материал по опорным схемам и без них).
2. Для 1-й гр. (сильные уч-ся): упр. № 296 (списать, вставить пропущенные буквы, распределить в два столбика, обозначить условия выбора изученной орфограммы).
3. Для 2-й гр. (средние уч-ся): упр. №295 ( от данных существительных образовать прилагательные по данной модели, распределяя слова по столбикам; обозначить условия выбора изученной орфограммы).
4. Для 3-й гр. (слабые уч-ся): упр. № 295 (от данных существительных образовать прилагательные по данной модели, обозначить условия выбора изученной орфограммы).
VI. Итоги урока.
1. Индивидуальный устный опрос.
– С какими суффиксами прилагательных вы познакомились на уроке?
– В чем сложность правописания этих суффиксов?
– Расскажите о правописании Н в суффиксах прилагательных по опорным схемам.
– Какова была цель сегодняшнего урока?
– Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученные суффиксы?
2. Коллективный письменный опрос (графический диктант).
Голубиный, нефтяной, ржаной, ремесленный, огненный, премированный, инфекционный, стеклянный, ветреный, искренний, макаронный.
Ключ:
1 -ин- |
2 -ян- |
3 -ан- |
4 -енн- |
5 -енн- |
6 -нн- |
7 -онн- |
8 -янн- |
9 -ен- |
10 -енн- |
11 -н- |