Этап I
Проходит в актовом зале, где собираются все классы начальной школы.
Сцена оформлена в виде каюты капитана. Следует использовать любой доступный реквизит (такие предметы, например, как подзорная труба, глобус, ракушки, трапы, канаты, компас, карта, штурвал). Капитан Врунгель сидит и пишет вахтенный журнал.
Появляется Лом.
Лом: Капитан! (Врунгель увлечен, что-то бормочет себе под нос) Христофор Бонифатьевич!
Врунгель: Отставить мешать заполнять вахтенный журнал!
Лом: Но, Христофор Бонифатьевич, уже ребята пришли!
Врунгель: Уже пришли? Ну что ж, начнем, пожалуй.
Встает и выходит на авансцену.
Врунгель: Позвольте представиться: Врунгель. Христофор Бонифатьевич. А это- мой славный экипаж: старший помощник Лом и матрос Фукс. А где же Фукс?
За сценой слышится грохот, что-то падает, разбивается. Появляется Фукс. Он растрепан, весь опутан какими-то канатами.
Лом: Опять! Быстро приведи себя в порядок! Что ребята скажут! А еще матрос!
Фукс быстро преображается.
Врунгель: Вы, ребята, наверное, уже читали книгу о наших приключениях или, может быть, смотрели мультфильм? Да, славное было времечко. Наша яхта под названием “Беда” отправилась в кругосветное путешествие.
Звучит песня (например, Ю. Ким “Песенка отважного капитана” – “Хорошо идти фрегату по проливу Каттегату”) Инсценировка (макет яхты, имитация плавания)
Лом: А помните нашего заклятого врага адмирала Кусаки и его кровожадных пиратов?
Фукс завязывает один глаз и ходит по сцене, передразнивая пирата.
Врунгель: Да, тогда нам было не до смеха. Но я всегда говорил: смекалка выручит из любой беды. Кстати, ребята, а давайте проверим, какие вы смекалистые. Ну-ка, Лом, ну-ка, Фукс, задайте-ка ребятам коварные вопросы.
Лом: Вопросы? Пожалуйста. Только они в стихах. Мы будем читать начало, а ребята хором должны продолжить. Тут-то мы и проверим, на что они способны. Готовы?
Зал: Да!
Стихотворные загадки
Лом: Далеко, на край земли, ходят в море... [корабли].
Фукс: И ведет корабль сам очень строгий... [капитан].
Лом: Смотрит, закусив губу, он в подзорную... [трубу].
Фукс: Чтоб рыбам не пойти на корм, переждать должны мы... [шторм].
Лом: Вот, опасности полна, поднимается... [волна].
Фукс: Но не задают вопросов расторопные [матросы].
Лом: Потому что знают сами, как идти под... [парусами].
Фукс: Ну а как испечь пирог, знает корабельный... [кок].
Лом: Говорить мы будем с вами специальными... [словами].
Фукс: Полосатая рубашка называется... [тельняшка].
Лом: И всегда полна уюта корабельная... [каюта].
Фукс: А на палубу, ребята, мы спускаемся по... [трапу].
Лом: Одолеть девятый вал помогает нам... [штурвал].
Фукс: В порт заходим и не зря там бросаем... [якоря].
Лом: Да, капитан, ребята оказались очень сообразительными. А давайте посмотрим, какие они талантливые. Кто хочет принять участие в нашем конкурсе? Ну, кто смелый, выходите на сцену!
Из зала выбегают школьники, желающие принять участие в конкурсе.
Лом: Сейчас вам предстоит сплясать старинный матросский танец “Яблочко”. Но помните, что все движения этого танца должны быть похожи на те действия, которые выполняют матросы во время плавания. Понятно?
Звучит музыка, ребята танцуют. Участников награждают сувенирами. Они возвращаются в зал.
Врунгель: Завидую вам, друзья мои! Как много вам предстоит еще увидеть и узнать! Вас ждут удивительные приключения, забавные события, встречи с интересными людьми... не договаривает
Внезапно гаснет свет, шум шторма, тревожная музыка. В перекрещивающихся лучах цветных прожекторов видна борьба экипажа “Беды” с неизвестно откуда взявшимися пиратами. Свет полностью гаснет. В темноте все уходят со сцены.
Дается свет. На сцене-пираты.
1-й пират (гнусно смеется): Что, ребятки, приключений захотелось? Будут вам приключения!
2-й пират: Все, Врунгель, отплавал свое. Пусть посидит теперь в темном подземелье! (гнусно хихикает)
Пираты поют песню из мультфильма “Приключения капитана Врунгеля” (“Мы бандито знаменито…”), затем убегают со сцены.
Появляется Лом. Он взъерошен, на нем порвана одежда(можно имитировать).
Лом: Ребята! Капитана Врунгеля похитили! Нам нужна ваша помощь. Надо узнать заклинание, которое поможет освободить Врунгеля. Это заклинание знают жители островов. Отправляйтесь в путь и узнайте это заклинание! И поторопитесь!
Убегает.
Пояснение для организаторов игры:
Маршрутные листы заранее выданы классным руководителям. Классным руководителям поручено объяснить детям, что жители каждого острова дадут за выполнение своих заданий одну букву, а когда все острова будут пройдены, из этих букв можно будет составить слово. Все слова, собранные всеми участвующими классами, и составят текст “заклинания”. Это может быть пословица или афоризм на тему дружбы, взаимопомощи. Общее количество букв в “заклинании” должно соответствовать формуле: А х В, где А- количество классов, а В- количество станций (островов).
Например, фраза: “Когда мы едины, мы непобедимы”,- подойдет в том случае, если 5 классов пройдут по маршруту из пяти островов (24 буквы + запятая). Если классов больше (например, в нашем случае их 10), то мы предлагаем поделить их на две подгруппы, и каждая подгруппа будет на заключительном этапе собирать “заклинание” самостоятельно.
Распределение по станциям группы № 1
1 “А”, 1 “Б”, 1 “В”, 1 “Г”, 2 “А”
Порядок следования | Остров бывалых мореходов | Остров загадок | Остров веселых фантазеров | Остров сказочных героев | Остров выученных уроков |
1. | 2 “А” | 1 “А” | 1 “Б” | 1 “В” | 1 “Г” |
2. | 1 “А” | 1 “Б” | 1 “В” | 1 “Г” | 2 “А” |
3. | 1 “Б” | 1 “В” | 1 “Г” | 2 “А” | 1 “А” |
4. | 1 “В” | 1 “Г” | 2 “А” | 1 “А” | 1 “Б” |
5. | 1 “Г” | 2 “А” | 1 “А” | 1 “Б” | 1 “В” |
Распределение по станциям группы № 2
2 “Б”, 2 “В”, 3 “А”, 3“Б”, 3“В”
Порядок следования | Остров бывалых мореходов | Остров загадок | Остров веселых фантазеров | Остров сказочных героев | Остров выученных уроков |
1. | 2 “Б” | 2 “В” | 3 “А” | 3 “Б” | 3 “В” |
2. | 2 “В” | 3 “А” | 3 “Б” | 3 “В” | 2 “Б” |
3. | 3 “А” | 3 “Б” | 3 “В” | 2 “Б” | 2 “В” |
4. | 3 “Б” | 3 “В” | 2 “Б” | 2 “В” | 3 “А” |
5. | 3 “В” | 2 “Б” | 2 “В” | 3 “А” | 3 “Б” |
Маршрутный лист экипажа 1 “А”
Порядок следования | Название острова | № кабинета | Отметка о прохождении станции |
1. | Остров загадок-1 | 24 | |
2. | Остров бывалых мореходов-1 | спортзал | |
3. | Остров выученных уроков-1 | 27 | |
4. | Остров сказочных героев-1 | 21 | |
5. | Остров веселых фантазеров-1 | 23 |
Этап II.
Прохождение маршрута
Пояснение для организаторов игры:
Количество и название станций (островов), набор конкурсных заданий могут варьироваться в зависимости от условий образовательного учреждения, задач игры и состава участников. Мы предлагаем следующие:
1. Остров бывалых мореходов
1 задание: Пройти по “отмели” (по нарисованным мелом на полу кругам) всей командой, перепрыгивая с “камня” на “камень”.
2 задание: Пройти, держась за руки, по воображаемому бревну.
3 задание: Разделившись на 5 групп, изобразить танец морских обитателей на подводном балу (морских коньков, акул, летучих рыб, рыбы-меч).
2. Остров загадок
1 задание: отгадать загадки на тему природы, на морскую тематику.
2 задание: разгадать кроссворд на морскую тематику.
3. Остров веселых фантазеров
1 задание: Разделившись на две группы, провести кольцовку песен о море.
2 задание: Нарисовать картинку, связанную с морем, мореплавателями, морскими путешествиями (по группам).
4. Остров сказочных героев
1 задание: Угадать, кто из литературных героев сочинил такие стихотворные строчки (Например: “Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный”. Ответ: Незнайка. Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей”).
2 задание: Угадать героя сказки по самохарактеристике. (Например: “Я умею рисовать живые картинки... Если хочешь, я нарисую птичку. Она сразу оживет и улетит. А еще я могу нарисовать конфету. Ее можно будет съесть...” Ответ: Карандаш. Ю.Дружков “Приключения Карандаша и Самоделкина”)
5. Остров выученных уроков
Ребятам предлагаются задания по разным предметам (с учетом класса). Формулировка заданий должна по возможности соответствовать форме игры. Целесообразно поручить подготовку данного конкурса учителям начальных классов.
На каждом острове команды встречают не менее двух организаторов-старшеклассников, которые и проводят конкурс. Следует продумать костюмы ведущих (например, жители острова Сказочных героев должны быть одеты в соответствующие костюмы) и заранее подготовить необходимый реквизит.
Этап III
После прохождения маршрута классы собираются в актовом зале, а командиры с собранными буквами- на сцене. Буквы одного цвета составляют одно слово. Под руководством Лома командиры собирают фразу-заклинание. Когда будет собран текст заклинания, Лом читает его залу, а зал повторяет.
Световые эффекты. На сцене появляются Врунгель и Фукс.
Врунгель: Ну что ж, спасибо вам, ребята! Теперь вы сами убедились, как много в жизни значит смекалка. Но еще больше ...
Фукс, Врунгель и Лом (хором): Дружный экипаж!
Под музыку уходят со сцены, картинно помахивая руками в знак прощания.