Цель:
- осуществить первичный контроль и коррекцию знаний по теме “Экономические системы – плановая и рыночная экономика”;
- познакомить учащихся с основными характеристиками смешанной экономической системы;
- завершить изучение темы “Типы экономических систем”;
- способствовать формированию навыков практической самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, с целью подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Обязательным условием урока является:
- Урок второй в рамках темы “Экономические системы”.
- Оборудование – ПК, мультимедийный проектор;
- Авторская презентация учителя, которая способствует активизации внимания учащихся, создание проблемной ситуации на уроке, позволяет сделать этапы урока более логичными, помогает учащимся в подведении итогов урока;
- Документы для исследования:
А) текст для проверки домашнего задания
Б) текст №1 “Китайское руководство пошло в …”
В) текст №2 “В современных условиях наиболее …”
Г) текст №3 “Государство и смешанная экономика”. - Опорные конспекты учащихся.
Основная направленность урока.
Деятельностной подход. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ, решение заданиям типа “С”. Анализ ошибок допущенных на экзамене, позволяет определить, что больше всего учащиеся затрудняются в работе с заданиями именно этого типа, в частности испытывают затруднения при работе с источниками социальной информации. Для организации подобной работы необходимо заранее познакомить учащихся с правилами работы с текстом и, предоставить им своеобразные “Памятки” – инструктаж для работы с текстом.
Основные методы.
Метод проблемного обучения – через противоречие между известным и неизвестным, практические методы, метод контроля, метод исследования, при работе с текстами.
Основные виды мыслительной деятельности на уроке:
Используется подход Б.Блума (Таксономия) “Навыки мышления высокого уровня”.
Знание – дать определение, назвать, выбрать.
Понимание – объяснить, интерпретировать, сравнить.
Использование – классифицировать, использовать на практике, оперировать.
Анализ – проанализировать, сравнить, выявить различия.
Формы организации: самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.
Использование ЦОРов:
Необходимость использования ЦОР объясняется деятельностным подходом, интерактивностью, наглядностью, возможностью самоконтроля, оптимизация научной организации труда (темп урока значительно выше).
Ожидаемые результаты.
В результате изучения темы у учащихся должно сформироваться представление:
- об основных типах экономических систем;
- об основных характеристиках этих систем;
- об основных экономических понятиях;
Дальнейшее развитие:
- навыков исследовательской деятельности;
- умения планировать свою деятельность;
- навыков самостоятельной работы с историческими источниками;
- умения выделять главное, находить причинно-следственные связи;
- навыков сравнительного анализа;
- самостоятельности в формулировки выводы.
Воспитание:
- волевых качеств личности;
- усердия и усидчивости;
- способности к самоорганизации;
- целеустремленности.
Оборудование урока:
- ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя (Приложение 2).
- Документы для исследования (Приложение 1).
- Опорные конспекты учащихся (Приложение 1).
Информационный блок урок:
Смешанная экономическая система – это способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в частной собственности, хотя на часть экономических ресурсов имеется ограниченная государственная собственность. Распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при участии государства.
Основные признаки смешанной экономики.
- Форма собственности: частная собственность ® государственная;
- Способ координации (управления): через рынки и при помощи государства.
Дополнительные характеристики (признаки) смешанной экономической системы: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоев трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства с широким спектром экономических функций. Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства. А через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды. Достаточно длинный период функционирования разных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство способно обеспечивать экономическое и научно-техническое развитие страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии ее гражданам. Но и оно не застраховано от экономических спадов и кризисов, а потому современная политика не ограничивается поддержкой наименее обеспеченных слоев населения, а четко нацелена на экономический рост и ориентирует активную часть населения на высокопродуктивную работу, на мобильность и умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям.
Сфера влияния рынка:
- частная собственность;
- рынки ресурсов и товаров;
- частная хозяйственная инициатива.
Сфера действия государства:
- перераспределение доходов и ресурсов;
- создание общественных благ;
- ослабление внешних эффектов.