Задачи урока:
- расширить знания литературоведческих понятий;
- получить результаты творчества учащихся;
- учить грамотно выражать письменную речь;
- развивать интеллект (память, речь, внимание);
- воспитывать коллективные отношения (работа в группах, парах).
1. Орг. Момент
Долгожданный дан звонок –
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
2. Викторина:
– Послушайте отрывки из произведений. Определите из названия и авторов.
– Учитывая содержание проделанной работы, определите, о чем будем говорить на уроке.
– Мы начинаем нашу мастерскую “Дыхание весны”
– Сегодня мы задумаемся над смыслом слова “весна” (на доске)
3. Беседа. Работа в группах.– У каждого человека с этим словом связаны ощущения света, солнца, тепла, радости, волнения, – это слово приносит обновление души, мы всегда чувствуем нежное дыхание этого времени года, пробуждения природы от долгого зимнего сна.
– В давние времена, чтобы скорее прогнать стужу, люди лепили зверушек и выставляли их за окошко – задабривали мороз.
– Но чаще всего из глины лепили звонкого певца – петушка. Считалось, что это самый главный из всех домашних животных. Утром песню запел, значит солнышко взошло. В день, когда день равнялся ночи, равноденствия, 22 марта, крестьяне делали таких необыкновенных птиц, которые назывались “птицами счастья”. Считалось, что два ее крыла – два солнцестояния, осеннее и весеннее. Перышек вырезали 52 – столько, сколько недель в году. Птицу подвешивали к потолку избы. Люди верили, что ее красота подарит им здоровье, обережет от злых сил и злых духов.
Работа на компьютере:
– В графическом редакторе Paint с помощью Панели инструментов изобразите птицу счастья, применив различные цвета (шаблоны птиц заранее добавлены в редактор)
– Дополнительно изобразите объекты природы, применив свое творчество, так, чтобы рисунок имел законченный вид.
Работы оцениваются.
Специально для перелетных птиц люди сочиняли весенние песни-заклички.
4 группы. Каждая группа исполняет песню своим птицам.
- Кулик из-за моря, лети, лети на поле.
- Журавль – длинношейка, курлычь ты хорошенько.
- Ты птица – жаворонок, твой голос тонок и долог.
- Ты зяблик – свистела, лесная свиристелка.
Все вмести после каждого куплета:
- Неси, неси на волю весну, весну в подоле.
– Мы попытаемся эти весенние ощущения, порывы вшей души, чувства, мысли перенести на лист в виде стихотворных или прозаических строк.
- (На доске) СОЛНЦЕ, ЗАПАХ, СВЕТ, НЕБО, СНЕГ, МЕТЕЛЬ, РУЧЕЙКИ, КАПЕЛЬ, ЛИСТОЧКИ, ДЫХАНИЕ, СУГРОБЫ, ВЕСНА, ДЕТИ, МОРОЗЫ, ТЕПЛО, ПТИЦЫ, БЕРЕЗКА, ПОЧКИ, ПРИРОДА, ТРАВКА, ЛУЧ (на карточках).
- Чтение рассказов, стихов о весне.
- Итак, слово ВЕСНА (музыка)
- Чтение вслух записанных слов.
- Чтение всех слов, которые записали за урок.
– Прочтите эти слова.
– Разделите мысленно лист на две части – в левой стороне, в углу, нарисуйте солнышко и в столбик выпишите слова, близкие состоянию вашей души, т.е. “теплые слова”. В правой стороне нарисуйте снежный холмик и выпишите “холодные” слова.
– Запишите слова, которые вам понравились (звучит спокойная музыка)
– Прочтите свои слова.
– Охарактеризуйте одним словом свое душевное состояние, когда вы слышите это слово
– Выберите из всех слов то, которое относится именно к вам. Запишите его.
– Перечитайте записанные слова, найдите самое “главное” слово, которое заставило сильно биться ваше сердце. Обведите его.
V. Аутотренинг (звучит спокойная музыка)Я спокоен. Я совершенно спокоен
Мои мысли настроены на творчество.
Передо мной слова, они складываются в словосочетания,
Словосочетания в предложения, из предложений рождается текст.
Я беру ручку, смотрю на слова и начинаю писать.
Запомните: все способны писать!
Я и все присутствующие здесь будем писать.
Я верю в вас и знаю, что у вас все получится.
VI. Творчество учащихся.
Пишут все, учитель тоже (звучит спокойная музыка)
Обмен листочками в парах (по желанию)
VII. Чтение сочинений (учитель вслух, без фамилии, никто не дает никакой оценки)Чтение стихотворение (читает ученик)
VIII. Обсуждение результатов проделанной работы.– Как рождается текст?
– Что было самым трудным при написании сочинения, текста?
– Сегодня вы увидели, в чем заключается письменное творчество, увидели, что все способны писать, и работа в нашей мастерской этому способствовала. Вы все прикоснулись к творчеству, открыли свою душу, поделились своими мыслями.
IX. Итог занятия.– Изменилось ли ваше представление о весне?
– Почему произошли эти изменения?
– Если понравилась работа на уроке – похлопайте в ладоши.
– Если не понравился – поднимите руку.
X. Домашнее задание.– Какое бы вы хотели получить домашнее задание? (выучить стихотворение, закличку, подобрать песни о весне, танец)
Заклички:
– Надо обратиться к солнцу с просьбами и низкими поклонами.
Солнышко, выходи. Красное дерево цвети!
Мы на поле поспешим ладить косы и серпы! (кланяются)Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее! (кланяются)Солнышко, солнышко, красное ведрышко!
Высоко взойди, далеко посвети.
На темные лесочки, на сырые борочки,
На речку, на поля, на синие моря,
На зеленый огород и на весь народ (кланяется)