Урок внеклассного чтения с применением ИКТ во 2-м классе "Дыхание весны"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • расширить знания литературоведческих понятий;
  • получить результаты творчества учащихся;
  • учить грамотно выражать письменную речь;
  • развивать интеллект (память, речь, внимание);
  • воспитывать коллективные отношения (работа в группах, парах).

1. Орг. Момент

Долгожданный дан звонок –
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

2. Викторина:

– Послушайте отрывки из произведений. Определите из названия и авторов.

– Учитывая содержание проделанной работы, определите, о чем будем говорить на уроке.

– Мы начинаем нашу мастерскую “Дыхание весны”

– Сегодня мы задумаемся над смыслом слова “весна” (на доске)

3. Беседа. Работа в группах.

– У каждого человека с этим словом связаны ощущения света, солнца, тепла, радости, волнения, – это слово приносит обновление души, мы всегда чувствуем нежное дыхание этого времени года, пробуждения природы от долгого зимнего сна.

– В давние времена, чтобы скорее прогнать стужу, люди лепили зверушек и выставляли их за окошко – задабривали мороз.

– Но чаще всего из глины лепили звонкого певца – петушка. Считалось, что это самый главный из всех домашних животных. Утром песню запел, значит солнышко взошло. В день, когда день равнялся ночи, равноденствия, 22 марта, крестьяне делали таких необыкновенных птиц, которые назывались “птицами счастья”. Считалось, что два ее крыла – два солнцестояния, осеннее и весеннее. Перышек вырезали 52 – столько, сколько недель в году. Птицу подвешивали к потолку избы. Люди верили, что ее красота подарит им здоровье, обережет от злых сил и злых духов.

Работа на компьютере:

– В графическом редакторе Paint с помощью Панели инструментов изобразите птицу счастья, применив различные цвета (шаблоны птиц заранее добавлены в редактор)

– Дополнительно изобразите объекты природы, применив свое творчество, так, чтобы рисунок имел законченный вид.

Работы оцениваются.

Специально для перелетных птиц люди сочиняли весенние песни-заклички.

4 группы. Каждая группа исполняет песню своим птицам.

  • Кулик из-за моря, лети, лети на поле.
  • Журавль – длинношейка, курлычь ты хорошенько.
  • Ты птица – жаворонок, твой голос тонок и долог.
  • Ты зяблик – свистела, лесная свиристелка.

Все вмести после каждого куплета:

  • Неси, неси на волю весну, весну в подоле.

IV. Работа по теме.

– Мы попытаемся эти весенние ощущения, порывы вшей души, чувства, мысли перенести на лист в виде стихотворных или прозаических строк.

  1. (На доске) СОЛНЦЕ, ЗАПАХ, СВЕТ, НЕБО, СНЕГ, МЕТЕЛЬ, РУЧЕЙКИ, КАПЕЛЬ, ЛИСТОЧКИ, ДЫХАНИЕ, СУГРОБЫ, ВЕСНА, ДЕТИ, МОРОЗЫ, ТЕПЛО, ПТИЦЫ, БЕРЕЗКА, ПОЧКИ, ПРИРОДА, ТРАВКА, ЛУЧ (на карточках).
  2. – Прочтите эти слова.

    – Разделите мысленно лист на две части – в левой стороне, в углу, нарисуйте солнышко и в столбик выпишите слова, близкие состоянию вашей души, т.е. “теплые слова”. В правой стороне нарисуйте снежный холмик и выпишите “холодные” слова.

  3. Чтение рассказов, стихов о весне.
  4. – Запишите слова, которые вам понравились (звучит спокойная музыка)

    – Прочтите свои слова.

  5. Итак, слово ВЕСНА (музыка)
  6. – Охарактеризуйте одним словом свое душевное состояние, когда вы слышите это слово

  7. Чтение вслух записанных слов.
  8. – Выберите из всех слов то, которое относится именно к вам. Запишите его.

  9. Чтение всех слов, которые записали за урок.

– Перечитайте записанные слова, найдите самое “главное” слово, которое заставило сильно биться ваше сердце. Обведите его.

V. Аутотренинг (звучит спокойная музыка)

Я спокоен. Я совершенно спокоен
Мои мысли настроены на творчество.
Передо мной слова, они складываются в словосочетания,
Словосочетания в предложения, из предложений рождается текст.
Я беру ручку, смотрю на слова и начинаю писать.
Запомните: все способны писать!
Я и все присутствующие здесь будем писать.
Я верю в вас и знаю, что у вас все получится.

VI. Творчество учащихся.

Пишут все, учитель тоже (звучит спокойная музыка)

Обмен листочками в парах (по желанию)

VII. Чтение сочинений (учитель вслух, без фамилии, никто не дает никакой оценки)

    Чтение стихотворение (читает ученик)

VIII. Обсуждение результатов проделанной работы.

– Как рождается текст?

– Что было самым трудным при написании сочинения, текста?

– Сегодня вы увидели, в чем заключается письменное творчество, увидели, что все способны писать, и работа в нашей мастерской этому способствовала. Вы все прикоснулись к творчеству, открыли свою душу, поделились своими мыслями.

IX. Итог занятия.

– Изменилось ли ваше представление о весне?

– Почему произошли эти изменения?

– Если понравилась работа на уроке – похлопайте в ладоши.

– Если не понравился – поднимите руку.

X. Домашнее задание.

– Какое бы вы хотели получить домашнее задание? (выучить стихотворение, закличку, подобрать песни о весне, танец)

Заклички:

– Надо обратиться к солнцу с просьбами и низкими поклонами.

Солнышко, выходи. Красное дерево цвети!
Мы на поле поспешим ладить косы и серпы! (кланяются)

Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее! (кланяются)

Солнышко, солнышко, красное ведрышко!
Высоко взойди, далеко посвети.
На темные лесочки, на сырые борочки,
На речку, на поля, на синие моря,
На зеленый огород и на весь народ (кланяется)