Цели урока: развитие представления о широте возможностей форматирования текстовой информации в программе Word.
Задачи урока:
- Воспитательная: формирование информационной культуры учащихся, дисциплинированности, усидчивости, культуры труда, положительной мотивации учебного труда
- Развивающая: развитие основных психических функций, общих учебных навыков, алгоритмического мышления на примерах работы с аналогичными интерфейсами.
- Обучающая: сформировать:
- понимание отличий информационных задач и программных средств;
- знания основных понятий по теме «Форматирование символа» (используя пункты меню Формат – Шрифт и Абзац)
- умение решать информационные задачи с использованием компьютера;
- навыки работы с нужными элементами интерфейса программы MS Word.
Прогнозирование конечного результата.
К концу урока учащийся должен:
Знать |
Уметь |
1. Понятие форматирования символа. |
1. Форматировать символ. |
2. Назначение и возможности текстового процессора. |
2. Выполнять основные операции над текстом. |
3. Основные приемы форматирования символа. |
3. Сохранять текст на компьютере. |
Внутрипредметные связи: связь с темами «Клавиатура компьютера. Основные группы клавиш на клавиатуре», «Операционная система Windows» и с последующими темами курса.
Методы, применяемые на уроке: практические, словесные, самостоятельная работа по карточкам.
Оснащение урока: задания для практической работы (приложение 1, приложение 2, приложение 3), конспект урока (приложение 4).
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, презентация (приложение 5).
План урока:
- Организационный момент. Сообщение темы, цели и плана урока. Мотивация.
- Проверка знаний основных понятий по теме «Текстовый процессор Word».
- Изучение новой темы.
- Практическая работа учащихся за компьютером.
- Итоги урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие обучающихся.
Мотивация: важность данной темы заключается в том, что она пригодится в дальнейшем при подготовке рефератов, написании курсовых и дипломных работ при обучении в вузах, при деловой переписке и подготовке документов.
II. Проверка знаний.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
1. Что значит создать новый документ? |
1. Для создания нового документа необходимо присвоить документу уникальное имя и набрать весь текст на клавиатуре. |
2. Как сохранить документ? |
2. Для сохранения документа необходимо его скопировать из оперативной памяти во внешнюю. |
3. Для каких целей производится выделение фрагментов текста? |
3. Фрагмент текста выделяется для «перемещения» в буфер обмена с одновременным удалением его из документа; для «копирования» помещение копии фрагмента в буфер обмена и его сохранение в документе. |
4. Как можно выделить текс? |
4. |
5. Перечислите основное назначение текстового процессора Microsoft Word. |
5. Microsoft Word приложение Windows, предназначенное для создания, просмотра, модификации и печати текстовых документов. |
6. Каковы возможности текстового процессора Microsoft Word. |
6. Microsoft Word даёт возможность выполнить все без исключения традиционные операции над текстом, предусмотренные в современной компьютерной технологии:
|
III. Изучение нового материала
Говоря о возможностях текстового процессора Microsoft Word, мы говорим о форматировании. Что это такое? Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что это за понятие, какие виды форматирования существуют? На уроке мы остановимся на форматировании символов. Следующий будет посвящён форматированию абзацев и третий форматированию документа.
1. Понятие форматирования.
Читая газеты, журналы, книги, знакомясь с разнообразной печатной продукцией, мы видим различные способы расположения текста на странице (слайд 2, приложение 5). Попробуйте сопоставить шрифт, которым напечатан учебник, с любым другим изданием. Вы легко заметите, что выбранный в учебнике шрифт намного крупнее газетного, но в то же время мельче, чем шрифт в книжках для дошкольников (слайд 3, приложение 5). Один и тот же шрифт может иметь различные выделения: полужирный, курсив, подчеркнутый. Помимо различий в изображении шрифта обратите внимание и на способы оформления абзацев. Вы можете встретить абзацы, выровненные по левому краю или по обоим краям. Строки абзаца могут располагаться на разном расстоянии друг от друга (взаимное расположение строк в абзаце называется интерлиньяж). Существует много возможностей оформления страниц с использованием различных способов оформления шрифта и абзацев.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Форматирование текста – изменение внешнего вида текста, при котором не изменяется его содержание (слайд 4, приложение 5).
При создании и обработке печатных документов в текстовом процессоре Мiсrоsоft Word могут использоваться следующие виды форматирования (слайд 5, приложение 5):
- форматирование символов;
- форматирование абзацев;
- форматирование документа в целом.
В текстовом процессоре MS Word существуют два способа форматирования текста: прямое форматирование выделенных фрагментов и стилевое форматирование, с помощью которого можно переформатировать сразу несколько абзацев без предварительного их выделения.
Рассмотрим прямое форматирование текста на примерах форматирования шрифта.
2. Форматирование символа.
В свое время введение алфавита явилось величайшим достижением человечества. С помощью символов, отображающих звуки речи, информация передается не только на расстояния, но и во времени. Основная графическая единица текста – это символ. Последовательность символов образует текст (слайд 6, приложение 5).
Давайте вспомним. Что такое символы? |
СИМВОЛЫ – это буквы, пробелы, знаки пунктуации, цифры, специальные символы, такие, как @, *, &. |
Символы можно форматировать (изменять их вид).
Символ имеет следующие параметры (слайд 7, приложение 5):
- гарнитура – вид шрифта;
- кегль (размер);
- начертание;
- цвет.
Применение компьютера позволяет форматировать каждый отдельный символ набранного текста.
2.1. Шрифт.
Для каждого исторического периода, разных стран характерен шрифт определенного рисунка. Рассмотрим например, русский гражданский алфавит 1561–1563 г., славянский шрифт XVII–XVIII в., срокопись XV–XVIII, петровский гражданский шрифт 1710 г., инициальный шрифт (слайды 8–12, приложение 5).
Рис 1. И. Костылев
Художником И. Костылёвым создана гарнитура АГАТ, в 1967 г. Неконтрастный, узкий, полужирный шрифт с едва заметными уширениями на концах штрихов, имеет только прописные буквы для прямого и наклонного начертаний. Для набора заголовков в газетах и журналах (слайд 13, приложение 5)
Рис. 2. С. Б. Теленгатер
Гарнитура акцидентная телингатера создана в 1959 г. Очень светлый шрифт со сложным моделированием разноширинных букв. На основе письма ширококонечным инструментом. Существует только прямое, светлое начертание. Предназначен для акцидентного (т.е. для разных нестандартных надписей; дословно – для случайного нестандартного) набора (слайд 14, приложение 5).
Рис. 3. М. Г. Ровенский
Гарнитура Бажановская создана в 1955 г. На основе рисунков Д. А. Бажанова (1902–1946) создал умеренно-контрастный шрифт с характерным рисунком, засечки с прогибом, лыжевидные окончания, пламевидные штрихи. Предназначена для титульных элементов (книг и брошюр) и набора заголовков. (слайд 15, приложение 5).
Рис. 4. Г. А. Банникова
Гарнитура Банниковская. Сложно моделированный, умеренно контрастный шрифт. Имеет характерные графические признаки русского гражданского письма 18 в. Обилие каплевидных наплывов в овальных элементах букв придают им динамический характер. Основное назначение: художественная литература, издания по искусству (слайд 16, приложение 5).
На рисунок шрифта влияет и способ его воспроизведения. Существует целая наука о создании применении шрифтов – типография.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
ШРИФТ – полный набор символов определённого начертания, включая прописные и строчные буквы, знаки препинания, специальные символы, цифры и знаки арифметических действий (слайд 17, приложение 5).
Шрифты разделяют на две большие группы: шрифты с засечками и рубленые (без засечек). Например (слайд 18, приложение 5)
Шрифты с засечками |
|
|
|
Рубленые шрифты |
Тimes New Rоmап |
|
|
|
Arial суr |
Peterburg |
|
|
|
Helvetica |
Baltica |
|
|
|
JoumalSans |
|
|
|
|
Architecture |
Иногда выделяют отдельную категорию шрифтов - шрифты свободного стиля: декоративные, рукописные, рекламные шрифты, которые трудно отнести к двум основным группам, например:
Decor
Jikharev
Kaliakra
Izhitsa.
Например (слайд 19, приложение 5):
Я учусь работать с текстовым редактором Я учусь работать с текстовым редактором Я учусь работать с текстовым редактором |
В данном примере одна и та же фраза набрана тремя различными шрифтами, входящими в стандартный набор шрифтов Windows. Обратите внимание, что выбор шрифта влияет на длину строки. Определите, к какой из гpупп (рубленый или с засечками) можно отнести каждый из шрифтов.
Считается, что шрифты с засечками легче воспринимаются глазом, видимо, поэтому большинство издательств предпочитает использовать именно их. Рубленые шрифты используют для заголовков, выделений в тексте, подписей к рисункам.
2.2. Размер шрифта (кегль).
Единицей измерения шрифта является пункт (слайд 20, приложение 5). В основу измерения типографских шрифтов положены система Дидо, в которой пункт равен 0,376 мм, и англо-американская система (или система Пика), в которой пункт равен 0,353 мм. В российской системе набора пункт равен 0,376 мм, однако некоторые компьютерные шрифты (в основном нерусифицированные) базируются на пункте, равном 0,353 мм (слайд 21, приложение 5).
Посмотрите, какое влияние оказывает изменение размера шрифта на одну и туже фразу.
Я учусь работать с текстовым редактором Я учусь работать с текстовым редактором Я учусь работать с текстовым редактором Я учусь работать с текстовым редактором |
(слайд 22, приложение 5)
Кегль – это величина площадки, на которой размещается символ (буква) с учетом свисающих, надстрочных и подстрочных элементов (диакритических знаков) (слайд 23, приложение 5).
Так, например, для шрифта размером 14 пт кегль (как раз равный 14 пт) определяется как расстояние от верхнего выносного элемента (например, для буквы б) до нижнего выносного элемента (как в букве р). В этом случае понятно, что реальная высота символа а, набранного шрифтом 14 пт будет меньше 14 пт (слайд 24, приложение 5).
Выбирая размер шрифта, необходимо учитывать размер полосы набора, возраст читателя, характер издания, общий стиль оформления издания, объем книги. Для верстки учебныx пособий и книг для детей существуют жесткие правила, в которых отражено, какое шрифтовое оформление (шрифт, кегль, начертание, длина строки) можно применять для каждой возрастной группы дошкольников и школьников. Если же говорить о книгах для взрослых или документах, то наиболее предпочтительным размером является 9–11 пунктов. Для заголовков выбирается шрифт большего размера.
2.3. Начертание.
Кроме нормального (обычного) начертания символов обычно применяют полужирное, курсивное и полужирное курсивное. Например: (слайд 25, приложение 5)
Я учусь работать с текстовым редактором Я учусь работать с текстовым редактором Я учусь работать с текстовым редактором |
Некоторые текстовые процессоры, помимо перечисленных стандартных вариантов начертания символов, предлагают дополнительные: подчеркнутое (одной или двумя линиями), сжатое, растянутое, сверхтонкое, жирное, наклонное (если курсив имитирует рукописный текст, то наклонное начертание представляет собой буквы обычного начертания, наклоненные вправо), контурное, с тенью (слайд 26, приложение 5).
2.4. Цвет.
Если планируется многоцветная печать документа, то для различных групп символов можно задать различные цвета, выбранные из предлагаемой текстовым редактором палитры (слайд 27, приложение 5).
2. 5. Форматирование шрифта.
Форматирование шрифта – изменение параметров введенных символов.
Рис 5. Контекстное меню
Текстовый процессор MS Word позволяет быстро и просто вводить и менять шрифт. Форматирование шрифта выполняется с помощью Панели форматирования или в диалоговом окне Формат / Шрифт. Быстро попасть в это окно можно через контекстное меню. Для этого надо щелкнуть правой клавишей мыши на нужном слове или выделенном фрагменте (слайд 28, приложение 5).
Рис. 6. Диалоговое окно Шрифт
В открывшемся диалоговом окне можно задать вид шрифта (название гарнитуры), размер, начертание (прямое, полужирное, курсив), один из видов подчеркивания, специальные эффекты. Кроме этого, можно выбрать один из цветов шрифта (слайд 29, приложение 5).
Если изменить формат шрифта во время ввода текста, то эта команда будет действовать до ее отмены. Если нужно переформатировать символ после ввода, то его надо выделить. Если же нужно переформатировать целое слово после ввода, то достаточно вместо его выделения зафиксировать курсор на любой букве этого слова.
Для задания формата шрифта используют два основных алгоритма: форматирование с помощью диалогового окна Формат / Шрифт, и форматирование с помощью Панели форматирования (слайды 30, 31, приложение 5).
Рис 7. Панель форматирование
В обоих случаях в наше распоряжение поступает набор элементарных операций по изменению шрифта как такового, кегля, начертания, расположения на странице и т.д.
Алгоритмы форматирования шрифта
Действие |
Алгоритм |
Форматирование шрифта с помощью диалогового окна |
|
Форматирование шрифта с помощью Панели форматирования |
|
IV. Здоровьесберегающий элемент урока.
Учитель:Далее вам ребята предлагается начать работу за компьютерами. Существует много различных способов настроиться на работу. Я предлагаю вам один из них.
– Сядьте поудобнее на стуле, запрокиньте ногу на колено, придержите ее руками, закройте глаза. Это поза бесконечности. Сосредоточьтесь над знаком бесконечность – вытянутая горизонтальная восьмерка. Она находится над вашим теменем, плавно колеблется над вашей головой. Вы его ярко представили. Постарайтесь удержать это изображение в вашем мысленном образе в течение нескольких секунд. (Пауза – молчание в течение 5 сек.). Спасибо! Откройте глаза ребята. Когда человек сталкивается с бесконечностью, он невольно задумывается о своем здоровье.
Компьютер для нас – это не только развлечение, но и инструмент для серьезной работы. Поэтому мы должны помнить и соблюдать правила поведения и техники безопасности при работе с ЭВМ.
V. Закрепление полученных знаний. Практическая работа.
Задание. На ваших столах имеются карточки с заданием.
Откройте текстовый файл (Мои документы\10 класс\Заготовки).
Отформатируйте данный текст (№ 1 используя подсказки, № 2 самостоятельно). Сохранить его в своей папке.
V. Итоги урока. Учитель подводит итого урока.
VI. Домашнее задание. § 1.1.3., конспект урока.
Литература.
- Иванова И. А. Информатика. 10 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2004. – 112 с.
- Макарова Н. В. Информатика. 10–11 класс. – СПб.: «Питер», 2001. – 304 с.
- Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 212 с.