Цели:
- Обучающая. Закрепление изученного, степень овладения ЗУН, которые учащиеся получили на предыдущих уроках.
- Развивающие.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать речь учащихся.
- Активизировать воображение и память.
- Развивать личные качества детей: волю, эмоции, творческие способности.
- Воспитательные.
- Развивать интерес к окружающему миру и математике, как к наукам.
- Учить культуре поведения на уроке.
- Развивать положительные качества личности: активность, аккуратность, умение преодолевать трудности.
Тип урока – закрепление.
Методы обучения: наглядный, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстрированный.
Дидактическая задача: усвоение, закрепление знаний, контроль за ходом и результатом усвоения материала.
Форма обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Оборудование: индивидуальные карточки, цифровой веер, наглядные картинки, учебники, рабочие тетради, письмо, выставка работ учащихся, макет кормушки, магнитофон.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Ребята, то чем мы будем заниматься на уроке, можно назвать одним словом, а какое оно – вы попытаетесь выяснить из этой загадки:
Тетрадь
Ручка
Учебник
Дневник
2. Подведение к теме урока.
Итак, мы будем... трудиться, а именно: обмениваться знаниями, отвечать на вопросы, рассуждать, и нам также будут полезны ваши математические знания.
Стук в дверь.
– Кто бы это мог быть? Смотрим. Это почтальон принёс письмо. Вам интересно от кого оно? Тогда читаем:
«Пожалейте нас, спасите из снежного плена освободите! Нас окутала зима, заморозила! Мы сидим на соседней ветке возле вашего школьного окна и с надеждой ждём от вас помощи!» Зимующие птички.
– Ну что же, ребята, нам предстоит подумать, как помочь птицам зимой, что мы можем сделать. И как, ни странно, прийти к верному решению вам помогут знания.
Звучит музыка «Песня любознательных ребят» (муз. А.Цимбалюк, сл. Л.Яртова).
3. Повторение пройденного материала.
– Скажите, детки, а чем покрыто тело птички? Как они используют свой клюв и почему он заострённый? А для чего птице коготки на лапках? Почему их окраска так разнообразна? Конечно, окраска помогает птицам сливаться с цветом травы, листвы, земли, чтобы хищники меньше их замечали, но яркая окраска птиц просто радует глаз, их трели поднимают нам настроение, делают отдых на природе просто незабываемым. Молодцы, ребята.
Птицы не только красивы, но и очень сообразительны. Мы сейчас в этом убедимся (звучит стихотворение Б. Заходера «Птичья школа», его читают заранее подготовленные дети).
4. Изложение нового материала.
– Ребята, перечислите птиц, которых вы сейчас видите на наших улицах (ответы детей). Мы накрыли стол для птиц, приготовили столько вкусных семян, зёрен. Я буду читать загадки, а вы, угадывая, узнаете гостей нашего пира.
- Здесь под крышей обитаю,
Чик чирик, не робей!
Я бывалый... (воробей). - Трещала с самого утра:
«Тррр-а, прра! А что пора?»
Такая с ней морока.
Когда трещит... (сорока). - В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
– Здорово ты, приятель!
И ставит подпись... (дятел). - В лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих
Мыши, прячутся дрожа
Уж очень те суровы
Филины и ... (совы). - В деревне есть часы такие,
Не мёртвые они, живые,
Ходят без завода
Они птичьего рода... (петух).
– А кто же заметил, все ли эти птицы живут в лесу? (Ответы детей).
5. Закрепление.
– Теперь возьмите в руки веера цифр и, сосчитав, покажите мне число, которому соответствует количество птиц на рисунках слева и справа. Слева 7, справа 9. Давайте, сравним числа, на сколько 7<9, а 9>7?
– Может, вы снова удивите меня познаниями и скажете, почему птицы разделены на 2 группы? Птицы справа – это перелётные птицы, а слева – зимующие, оседлые (пояснить смысл слова).
6. Физминутка.
Поочереди, переворачивая карточки, узнаём зашифрованное слово – корм.
Рисуем носиком в воздухе каждую букву.
Затем, согнув ноги в коленях, руки соединим за спиной, сложим крылышки и поклюём этот корм: мы же птички!
7. Продолжение изложения нового материала.
(Звучит музыка и звуки леса, щебет птиц).
– Теперь садитесь поудобнее, и, рассматривая картинки птиц, послушайте мой рассказ о птицах (рассказ учителя).
– Теперь другой вид деятельности – счёт. Снова у вас в руках веер цифр. Порешаем весёлые задачки и посчитаем в них наших сегодняшних героев:
- Пять ворон на крышу сели
Две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело
Сколько всех их прилетело? (ответ: 7)
– Они прилетают к кормушкам зимой? – Да! - Девять белых голубей на крыше сидели
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне скорей
Сколько осталось голубей? (ответ: 7)
– У кормушек зимой видим? – Да! - Три снегиря и шесть синиц
Ребята, сколько всего птиц? (ответ: 9)
– Прилетают к кормушке зимой? – Да!
8. Письменная работа.
А теперь весёлый вопросик:
Цифра эта не простая
Начинается с волны
Пишем ножку в серединку
Поясок рисуем мы.
Что это за цифра? (7)
Напишите её на своих листках. А на обратной стороне листа вы видите нарисованных птиц. Так вот ваша задача нарисовать по 1 зёрнышку в клювике у семи птиц. А всего их сколько? (всего 10).
Сколько птиц осталось голодными? (3). Теперь докормите оставшихся. В тетради «Окружающий мир» с. 32 зад. № 1. Из моего рассказа вы узнали, кто такие орнитологи. Так вот, сейчас вы – орнитологи. Ваша задача окольцевать тех птиц, которые улетают в тёплые края.
9. Закрепление.
Сейчас мы возьмём нашу кормушку и сходим на улицу к птицам, покормим их. Нужно вести себя тихо, чтобы не пугать их, но прежде скажите: почему птички так боятся зимы? Почему они жмутся к жилищам людей? Как вы думаете, не зря письмо принесли к нам в класс? Мы сможем помочь им зимой, знаем, какие птицы просили помощи? Давайте позовём их.
10. Домашнее задание.
Напишите и красиво оформите приглашение в нашу птичью столовую. Спасибо за работу, вы были молодцы, я рада вашим успехам.