«Ум ребенка – на кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский.
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития, является развитие его руки, что составляет фундамент умственного развития. Дополнительное образование в форме кружковой работы позволяет решать многие проблемы эффективного развития ребенка.
Что же является главным в работе кружка? Прежде всего, увидеть и понять индивидуальность и неповторимость каждого ребенка. Поэтому очень важно создать такую обстановку, чтобы дети занимались добровольно и с интересом.
Трудности в обучении детей с нарушением интеллекта, ставят перед педагогом первостепенную задачу развития ручной умелости. Всем известно, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве у детей с нарушением интеллекта, поэтому много времени уделяется играм. Одна из любимых игр – это игры с бумагой. Дети видят, как обычная бумага превращается в забавные игрушки. Ребенок скомкает лист бумаги, обмотает их цветными нитками, вот и готовы мячики, приклеил ушки - зайчик, склеил два колобка вместе – снеговик.
Понравилась детям и такая деятельность, как ниткопись. Положите на лист бархатной бумаги тонкую шерстяную нитку и слегка прижмите ее по всей длине. За счет сил сцепления между волокнами нити и бумаги даже в вертикальном положении листа нитка сохранит исходное положение. Она не упадет и не сместится. Ниткопись – это маленькая игра. Ее использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию зрительно – моторной координации.
Самодельные игрушки можно сделать из любого материала. Я решила научить детей делать нитяные игрушки.
Изготовление нитяных игрушек – очень увлекательное занятие, которое помогает развить усидчивость, творческие способности, мелкую моторику. Занятия проводятся индивидуально или небольшими группами.
Предварительная работа. Кружковые занятия проводятся в основном в выходные дни. День начинается с зарядки. Дети окончательно проснулись и готовы встретить новый день, который приготовил им много интересного.
Входим в группу, и что же видим? Котята-шалуны опять нашалили – перевернута наша волшебная корзинка с цветными клубочками. У нас в группе живут два котенка (мягкие игрушки). Они каждый день преподносят нам все новые сюрпризы. Вот и сегодня они спутали все клубочки. Их надо смотать и вернуть на свое место. Загадываю загадку: - «Маленькое, кругленькое, легкое, а за хвостик не поднять» (клубочек). Дети отгадывают ее и рассказывают о своем клубочке. Закрепляется цвет, форма, величина, активизируется речь.- « На что похожи клубочки?»- на мяч, апельсин, солнышко.
– «Почему ты решил, что твой клубочек похож на мяч? – «Потому, что он круглый и его можно катать» и т. д.
У детей развивается моторика пальцев, мышление, речь, дети получают положительно-эмоциональный настрой на весь день.
Когда все клубочки убраны на место, начинается новая игра. Котята подбегают к тому ребенку, у кого непорядок во внешнем виде. Ребенок сам или с помощью детей должен его исправить. Скоро занятие и мы все должны быть аккуратные. Так в игровой форме, детям прививаются навыки самообслуживания, правила и нормы поведения, формируется культура поведения за столом, ведь котята «завтракают» вместе с ними. После завтрака читаем интересную сказку и готовимся к занятию кружка. А у котят уже зреет новый сюрприз на завтрашний день.
Сказка о цветных клубочках
Составитель: Пронькина Н.П.
руководитель кружка «Радуга».
Это было давным-давно. У одной старенькой доброй Феи в корзинке жили разноцветные клубочки. Жили они дружно и никогда не ссорились. Старушка была мастерица и делала из них красивые вещи. То картинку сделает, то игрушку смастерит, то коврик сплетет. Все свои поделки она дарила детям, и они были очень рады. Ниточкам-клубочкам было интересно у старушки.
Но в последнее время добрая Фея стала совсем старенькой, очень редко бралась за рукоделие и клубочки лежали в корзинке и скучали. Только озорник котенок Васька иногда забирался в корзинку с нитками, переворачивал ее и на пол высыпались все клубочки. Котенку очень нравилось гонять их по комнате. Клубочки тоже радовались таким играм, но они так спутывались друг с другом, что нельзя было разобрать, где синий, где зеленый клубок. Ниточки не сердились на Ваську, но бабушке, почему- то не очень нравились эти игры. Она брала веник и выгоняла котенка из комнаты. Клубочкам было непонятно, почему бабушка сердится, ведь так весело играть вместе.
Вечером старушка садилась у окошка, собирала к себе в подол фартука все клубочки и начинала наводить порядок в корзинке. Она аккуратно сматывала каждый клубочек, укладывала на место и разговаривала с ними о том, какие красивые вещи можно сделать из ниток. Когда в корзинке был наведен порядок, бабушка ставила ее в кресло и клубочки опять оставались без дела и скучали.
Но вот однажды в соседнем королевстве Серебряной паутинки объявили бал в честь рождения маленькой принцессы. Добрую Фею пригласили тоже, и она решила сделать малышке подарок.
Клубочки стали спорить, кто из них самый нужный, кого выберет старушка для работы. Тут из корзинки выпрыгнул красный клубочек.
– Я самый красивый и яркий! Я – солнышко, я – ягодка, я – цветок!
– А я, - сказал синий клубок,- весеннее небо, незабудки, колокольчики.
– А как же без меня! Как без зеленой лужайки, без нежной зелени весеннего леса. Я самый главный!
– А какой же летний луг без меня? Как же без золотых головок одуванчиков? – скромно вступила в спор желтая ниточка.
– А кто же нарядит березки в белые сарафаны?- промолвил белый клубочек.
Долго еще бы спорили клубочки о важности своего цвета, но тут в комнату вошла добрая Фея. Клубочки примолкли и ждали, кого же выберет старушка. Она внимательно посмотрела на корзинку и сказала: « Как хорошо, что у меня есть разноцветные клубочки, какой прекрасный подарок у меня получится».
Добрая Фея старалась всю ночь. Коврик получился как живой и очень красивый. Все гости на балу не переставали любоваться подарком. Ниточкам было немного стыдно, что они затеяли ненужный спор о том, кто из них важнее.
Клубочки поняли, что только всем вместе и дружно можно делать добрые дела и радовать друзей.
Конспект занятия
Тема: «Цветок».
Задача: Продолжать учить детей наклеивать нить по контуру. Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату.
Оборудование: говорящая игрушка – цветок, бумага с контурным изображением цветков с лепестками разного цвета и формы, цветные нитки, ножницы, клей, салфетка.
Активизация словаря: наносить клей, накладывать нитку.
Ход занятия
Направление коррекционной работы |
Название и содержание этапов |
Психоэмоциональный настрой. |
1. Психогимнастика «Цветок». – Отгадайте загадку: «Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила». – Правильно, это зима. Все деревья голые, травка и цветочки спят под снегом. А у нас в уголке природы тепло и растут зеленые растения. Посмотрите, к нам в гости пришел волшебный аленький цветочек. Он хочет с вами поиграть. Вы – семена. Воспитатель дотрагивается до ребенка, и он присаживается на корточки. Цветочек говорит: «Ты цветочек поливай, никогда не забывай, будем, вместе мы расти, я и ты, я и ты». Дети медленно встают, « вырастают». – Цветочки выросли, поворачивают друг к другу головки, улыбаются и говорят добрые слова: добрый день, доброе утро, здравствуй, будь здоров и т. д. |
Повышение интереса к занятию. |
– А вы хотите сами сделать цветочек? |
Мыслительная деятельность. |
2. Сообщение темы занятия. – Сегодня на занятии мы будем рисовать цветочек. – Чем его можно нарисовать? – Красками, карандашами, палочкой на снегу, мелом. – А еще можно нарисовать ниточкой. Посмотрите, какой у меня цветок. |
Зрительное восприятие. |
– У него есть зеленый стебелек с листочком, круглые (овальные) лепестки красного (синего, розового, голубого цвета) и желтая сердцевинка. |
Активизация речи. |
У детей на столах лежат листочки с контурным изображением цветков с лепестками разного цвета и формы. Воспитатель предлагает каждому ребенку описать свой цветок и выбрать из корзинки клубочек того цвета, который ему будет нужен для работы. |
Снятие мышечного напряжения. |
3. Физминутка. «Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Покрутились, повертелись и на место все уселись». |
Планирующая функция речи. |
4. Объяснение детьми последовательности выполнения работы по схемам. – С чего начнем работу? – Сначала приклеим стебелек, затем листочек, лепестки, а затем сердцевинку из желтой бумаги. Закрепление техники выполнения работы: – Как нужно наносить клей? – Тонкой полоской по контуру. – Как приклеить ниточку? – Накладываем ниточку на полоску клея, слегка прижимаем пальцем, а лишнюю ниточку отрезаем. – Для чего нужна салфетка? – Чтобы убрать лишний клей. |
Техника безопасности. |
– Как нужно обращаться с ножницами? – Не размахивать во время работы, следить, чтобы пальцы левой руки не попали под лезвия, после работы убрать их на место. |
Моторика пальцев рук. |
5. Пальчиковая гимнастика «Дом».
|
Самостоятельность. |
6. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь. |
Снятие мышечного напряжения. |
7. Динамическая пауза.
– Продолжение самостоятельной работы детьми. |
Самооценка деятельности. |
8. Анализ занятия. – Чем занимались на занятии? Поднимите руку, кто справился с заданием. Молодцы у всех получились очень красивые цветы. Воспитатель ставит работы детей на выставку. |
Повышение положительного эмоционального состояния. |
Посмотрите, какие получились аккуратные работы, потому что клей наносили тонкой полоской и лишний клей убирали салфеткой. Ниточки наклеены точно по контуру. Давайте поместим наши работы в уголок природы. Пусть наш волшебный цветочек полюбуется ими тоже. |