Работа с нитью "Цветок"

Разделы: Работа с дошкольниками


«Ум ребенка – на кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский.

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития, является развитие его руки, что составляет фундамент умственного развития. Дополнительное образование в форме кружковой работы позволяет решать многие проблемы эффективного развития ребенка.

Что же является главным в работе кружка? Прежде всего, увидеть и понять индивидуальность и неповторимость каждого ребенка. Поэтому очень важно создать такую обстановку, чтобы дети занимались добровольно и с интересом.

Трудности в обучении детей с нарушением интеллекта, ставят перед педагогом первостепенную задачу развития ручной умелости. Всем известно, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве у детей с нарушением интеллекта, поэтому много времени уделяется играм. Одна из любимых игр – это игры с бумагой. Дети видят, как обычная бумага превращается в забавные игрушки. Ребенок скомкает лист бумаги, обмотает их цветными нитками, вот и готовы мячики, приклеил ушки - зайчик, склеил два колобка вместе – снеговик.

Понравилась детям и такая деятельность, как ниткопись. Положите на лист бархатной бумаги тонкую шерстяную нитку и слегка прижмите ее по всей длине. За счет сил сцепления между волокнами нити и бумаги даже в вертикальном положении листа нитка сохранит исходное положение. Она не упадет и не сместится. Ниткопись – это маленькая игра. Ее использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию зрительно – моторной координации.

Самодельные игрушки можно сделать из любого материала. Я решила научить детей делать нитяные игрушки.

Изготовление нитяных игрушек – очень увлекательное занятие, которое помогает развить усидчивость, творческие способности, мелкую моторику. Занятия проводятся индивидуально или небольшими группами.

Предварительная работа. Кружковые занятия проводятся в основном в выходные дни. День начинается с зарядки. Дети окончательно проснулись и готовы встретить новый день, который приготовил им много интересного.

Входим в группу, и что же видим? Котята-шалуны опять нашалили – перевернута наша волшебная корзинка с цветными клубочками. У нас в группе живут два котенка (мягкие игрушки). Они каждый день преподносят нам все новые сюрпризы. Вот и сегодня они спутали все клубочки. Их надо смотать и вернуть на свое место. Загадываю загадку: - «Маленькое, кругленькое, легкое, а за хвостик не поднять» (клубочек). Дети отгадывают ее и рассказывают о своем клубочке. Закрепляется цвет, форма, величина, активизируется речь.- « На что похожи клубочки?»- на мяч, апельсин, солнышко.

– «Почему ты решил, что твой клубочек похож на мяч? – «Потому, что он круглый и его можно катать» и т. д.

У детей развивается моторика пальцев, мышление, речь, дети получают положительно-эмоциональный настрой на весь день.

Когда все клубочки убраны на место, начинается новая игра. Котята подбегают к тому ребенку, у кого непорядок во внешнем виде. Ребенок сам или с помощью детей должен его исправить. Скоро занятие и мы все должны быть аккуратные. Так в игровой форме, детям прививаются навыки самообслуживания, правила и нормы поведения, формируется культура поведения за столом, ведь котята «завтракают» вместе с ними. После завтрака читаем интересную сказку и готовимся к занятию кружка. А у котят уже зреет новый сюрприз на завтрашний день.

Сказка о цветных клубочках

 Составитель: Пронькина Н.П.
руководитель кружка «Радуга».

Это было давным-давно. У одной старенькой доброй Феи в корзинке жили разноцветные клубочки. Жили они дружно и никогда не ссорились. Старушка была мастерица и делала из них красивые вещи. То картинку сделает, то игрушку смастерит, то коврик сплетет. Все свои поделки она дарила детям, и они были очень рады. Ниточкам-клубочкам было интересно у старушки.

Но в последнее время добрая Фея стала совсем старенькой, очень редко бралась за рукоделие и клубочки лежали в корзинке и скучали. Только озорник котенок Васька иногда забирался в корзинку с нитками, переворачивал ее и на пол высыпались все клубочки. Котенку очень нравилось гонять их по комнате. Клубочки тоже радовались таким играм, но они так спутывались друг с другом, что нельзя было разобрать, где синий, где зеленый клубок. Ниточки не сердились на Ваську, но бабушке, почему- то не очень нравились эти игры. Она брала веник и выгоняла котенка из комнаты. Клубочкам было непонятно, почему бабушка сердится, ведь так весело играть вместе.

Вечером старушка садилась у окошка, собирала к себе в подол фартука все клубочки и начинала наводить порядок в корзинке. Она аккуратно сматывала каждый клубочек, укладывала на место и разговаривала с ними о том, какие красивые вещи можно сделать из ниток. Когда в корзинке был наведен порядок, бабушка ставила ее в кресло и клубочки опять оставались без дела и скучали.

Но вот однажды в соседнем королевстве Серебряной паутинки объявили бал в честь рождения маленькой принцессы. Добрую Фею пригласили тоже, и она решила сделать малышке подарок.

Клубочки стали спорить, кто из них самый нужный, кого выберет старушка для работы. Тут из корзинки выпрыгнул красный клубочек.

– Я самый красивый и яркий! Я – солнышко, я – ягодка, я – цветок!

– А я, - сказал синий клубок,- весеннее небо, незабудки, колокольчики.

– А как же без меня! Как без зеленой лужайки, без нежной зелени весеннего леса. Я самый главный!

– А какой же летний луг без меня? Как же без золотых головок одуванчиков? – скромно вступила в спор желтая ниточка.

– А кто же нарядит березки в белые сарафаны?- промолвил белый клубочек.

Долго еще бы спорили клубочки о важности своего цвета, но тут в комнату вошла добрая Фея. Клубочки примолкли и ждали, кого же выберет старушка. Она внимательно посмотрела на корзинку и сказала: « Как хорошо, что у меня есть разноцветные клубочки, какой прекрасный подарок у меня получится».

Добрая Фея старалась всю ночь. Коврик получился как живой и очень красивый. Все гости на балу не переставали любоваться подарком. Ниточкам было немного стыдно, что они затеяли ненужный спор о том, кто из них важнее.

Клубочки поняли, что только всем вместе и дружно можно делать добрые дела и радовать друзей.

Конспект занятия

Тема: «Цветок».

Задача: Продолжать учить детей наклеивать нить по контуру. Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату.

Оборудование: говорящая игрушка – цветок, бумага с контурным изображением цветков с лепестками разного цвета и формы, цветные нитки, ножницы, клей, салфетка.

Активизация словаря: наносить клей, накладывать нитку.

Ход занятия

Направление коррекционной работы

Название и содержание этапов

Психоэмоциональный настрой.

1. Психогимнастика «Цветок».

– Отгадайте загадку: «Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила».

– Правильно, это зима. Все деревья голые, травка и цветочки спят под снегом. А у нас в уголке природы тепло и растут зеленые растения. Посмотрите, к нам в гости пришел волшебный аленький цветочек. Он хочет с вами поиграть. Вы – семена. Воспитатель дотрагивается до ребенка, и он присаживается на корточки. Цветочек говорит: «Ты цветочек поливай, никогда не забывай, будем, вместе мы расти, я и ты, я и ты». Дети медленно встают, « вырастают».

– Цветочки выросли, поворачивают друг к другу головки, улыбаются и говорят добрые слова: добрый день, доброе утро, здравствуй, будь здоров и т. д.

Повышение интереса к занятию.

– А вы хотите сами сделать цветочек?

Мыслительная деятельность.

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня на занятии мы будем рисовать цветочек.

– Чем его можно нарисовать?

– Красками, карандашами, палочкой на снегу, мелом.

– А еще можно нарисовать ниточкой. Посмотрите, какой у меня цветок.

Зрительное восприятие.

– У него есть зеленый стебелек с листочком, круглые (овальные) лепестки красного (синего, розового, голубого цвета) и желтая сердцевинка.

Активизация речи.

У детей на столах лежат листочки с контурным изображением цветков с лепестками разного цвета и формы. Воспитатель предлагает каждому ребенку описать свой цветок и выбрать из корзинки клубочек того цвета, который ему будет нужен для работы.

Снятие мышечного напряжения.

3. Физминутка. «Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Покрутились, повертелись и на место все уселись».

Планирующая функция речи.

4. Объяснение детьми последовательности выполнения работы по схемам.

– С чего начнем работу? – Сначала приклеим стебелек, затем листочек, лепестки, а затем сердцевинку из желтой бумаги.

Закрепление техники выполнения работы:

– Как нужно наносить клей? – Тонкой полоской по контуру.

– Как приклеить ниточку? – Накладываем ниточку на полоску клея, слегка прижимаем пальцем, а лишнюю ниточку отрезаем.

– Для чего нужна салфетка? – Чтобы убрать лишний клей.

Техника безопасности.

– Как нужно обращаться с ножницами? – Не размахивать во время работы, следить, чтобы пальцы левой руки не попали под лезвия, после работы убрать их на место.

Моторика пальцев рук.

5. Пальчиковая гимнастика «Дом».

  • Я хочу построить дом, (из ладошек делают крышу над головой)
  • Чтоб окошки были в нем, (соединяют большой и указательный палец в кружочки)
  • Чтоб у дома дверь была, (ладони повернуты к себе, сомкнуты боковыми сторонами)
  • Рядом чтоб сосна росла, (пальцы растопырены, руки тянутся вверх)
  • Чтоб вокруг забор стоял, (руки перед собой кольцом)
  • Пес ворота охранял, (отсоединяют мизинцы)
  • Солнце было, (скрещивают кисти рук, пальцы растопырены)
  • Дождик шел, (встряхивают руками)
  • И тюльпан в саду расцвел. (Предплечья прижаты к туловищу, пальцы смотрят вверх).

Самостоятельность.

6. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь.

Снятие мышечного напряжения.

7. Динамическая пауза.

  • 1, 2, 3, 4, 5 – хлопаем руками,
  • 1, 2, 3, 4, 5 – топаем ногами,
  • 1, 2, 3, 4, 5 – не будем отвлекаться,
  • 1, 2, 3, 4, 5 – сядем заниматься.

– Продолжение самостоятельной работы детьми.

Самооценка деятельности.

8. Анализ занятия.

– Чем занимались на занятии? Поднимите руку, кто справился с заданием. Молодцы у всех получились очень красивые цветы. Воспитатель ставит работы детей на выставку.

Повышение положительного эмоционального состояния.

Посмотрите, какие получились аккуратные работы, потому что клей наносили тонкой полоской и лишний клей убирали салфеткой. Ниточки наклеены точно по контуру. Давайте поместим наши работы в уголок природы. Пусть наш волшебный цветочек полюбуется ими тоже.