Ведущим мотивом в жизни и деятельности подростков является самовыражение в среде сверстников – это можно сделать только в группе. Сторонники групповой работы убеждены, что тем самым завяжутся более прочные контакты ученика и учителя, усилится персональный и одновременно коллективный дух школьного образования, среди детей возникнет здоровое соперничество».
В ситуациях совместного обучения ученики:
- Отмечают успехи друг друга;
- Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;
- Обсуждают изучаемый совместно материал;
- Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды; преобразовывать информацию в другие формы – свои слова, рисунок, диаграмму; отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;
- Стимулируются доставляющим радость опытом совместной работы;
- Учатся сотрудничать невзирая на индивидуальные различия.
Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс, и не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе, систематически заниматься с консультантами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Форма урока: повторительно-обобщающий.
Цели:
- обучающая: повторение: обобщение и корректировка полученных знаний по теме: «Древняя Греция»;
- развивающая: на основе групповой работы развивать умение работы в группе:
- а) навыки общения, через различные мнения приходить к общему выводу;
- б) умение говорить и слушать.
- воспитывающая: развитие у учащихся интереса к истории, воспитание чувства ответственности каждого за общее дело при работе в группе.
Оборудование:
- план путешествия по древней Греции;
- «слепая» карта древней Греции;
- почтовые конверты;
- три чёрных ящика.
ХОД УРОКА
Весь класс поделён на три команды, предусмотрена рассадка группами. На столах таблички с названием команд – «Тесеи», «Гераклы», «Прометеи». Обязательно на доске – таблица для подсчёта баллов.
Учитель: Мы закончили изучать историю Древней Греции. Её называют колыбелью цивилизации, неисчерпаемым источником красоты, чудом. Многие греческие достижения оказали огромное влияние на последующее развитие человечества. О древней Греции можно говорить часами, но пора проверить уровень ваших знаний, которые вы получили на предыдущих уроках. Давайте это сделаем в форме игры – путешествия, три команды «Тесеи», «Гераклы» и «Прометеи» будут путешествовать по станциям», на которых нужно будет справиться с различными заданиями. Чтобы определить маршрут путешествия:
Всем известно и не ново
Карта – важная основа,
Битвы, действия и страны
Вам укажет неустанно,
Если есть у вас желание
Приступаем!
Все внимание!
1 станция «Историческая карта» (на работу 3-4 мин.)
Цель: развитие умений работы с исторической картой, развитие зрительной памяти, умение наносить объекты, ориентироваться по карте.
– Впереди – 1 станция. По своему желанию распределите выполнение заданий: кто-то наносит на карту города, п/о, моря и другое.
После выполнения задания, карты сдаются учителю, учитывается время выполнения.
2 станция «Разминка» (на работу 5-7 мин.)
Цель: обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Вторая станция, вот шутка!
Дана 1 ну 2 минутки,
Поспеши-ка, не зевай!
Правильный ответ давай!
На станции мы будем не долго, ваша задача – по возможности участвовать всем при ответах. Поднимайте руку. А шутка, ребята в том, что каждая команда будет отвечать на столько вопросов, сколько покажет куб. Капитан, бросай куб. Время на обдумывание нет. Постарайтесь, чтобы отвечающие не повторялись, чем больше ребят примут участие в ответах, тем быстрее команда покидает станцию.
3 станция: «Чёрный ящик» (на работу – 10 мин.)
Учитель:
Эрудиты! Эрудиты!
Все пути для вас открыты
Все дороги вам видны
Ну-ка, что здесь? Подскажи!
Что находится в чёрном ящике? Вам необходимо в своей команде вполголоса, чтобы не мешать другим, высказать свои мнения и прийти к общему решению, ответ обоснуйте, почему вы так думаете.
Для каждой команды включается звукозапись из
поэм Гомера, мифов или просто отрывок речи, по
которой учащиеся должны сделать вывод о
содержимом чёрных ящиков. Карточку с номером
задания (ящика) тянут капитаны.
Для команды «Тесеи» – глиняный горшок, для
команды «Прометеи» – яблоко, для команды
«Гераклы» – воск и перья. По окончании
ответов, все ящики открываются.
4 станция: «Неотосланное письмо» (или зашумованный текст)
Цель: активизация внимания
Учитель:
Приложите все старанья
Ещё для одного заданья!
Наша задача: отправить неотосланное письмо. Нужно определить по тексту, о чём идёт речь? По какому адресу нужно отправлять? Укажите на конверте нужный адрес.
5 станция: «Конечная» (на работу – 5 мин)
Учитель:
Хоть немножечко устали,
Силу знаний показали
И ещё одно заданье –
Про оценку, на прощанье!
Учащиеся методом cинквейна оценивают урок.
– Ребята, вы – молодцы, не задержались ни на одной станции, благополучно прибыли домой в Дудинку. Спасибо.
Подведение итогов. Выставление оценок каждой группе.