Урок "Путешествие по Древней Греции". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Ведущим мотивом в жизни и деятельности подростков является самовыражение в среде сверстников – это можно сделать только в группе. Сторонники групповой работы убеждены, что тем самым завяжутся более прочные контакты ученика и учителя, усилится персональный и одновременно коллективный дух школьного образования, среди детей возникнет здоровое соперничество».

В ситуациях совместного обучения ученики:

  • Отмечают успехи друг друга;
  • Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;
  • Обсуждают изучаемый совместно материал;
  • Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды; преобразовывать информацию в другие формы – свои слова, рисунок, диаграмму; отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;
  • Стимулируются доставляющим радость опытом совместной работы;
  • Учатся сотрудничать невзирая на индивидуальные различия.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс, и не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе, систематически заниматься с консультантами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Форма урока: повторительно-обобщающий.

Цели:

  • обучающая: повторение: обобщение и корректировка полученных знаний по теме: «Древняя Греция»;
  • развивающая: на основе групповой работы развивать умение работы в группе:
  • а) навыки общения, через различные мнения приходить к общему выводу;
  • б) умение говорить и слушать.
  • воспитывающая: развитие у учащихся интереса к истории, воспитание чувства ответственности каждого за общее дело при работе в группе.

Оборудование:

  • план путешествия по древней Греции;
  • «слепая» карта древней Греции;
  • почтовые конверты;
  • три чёрных ящика.

ХОД УРОКА

Весь класс поделён на три команды, предусмотрена рассадка группами. На столах таблички с названием команд – «Тесеи», «Гераклы», «Прометеи». Обязательно на доске – таблица для подсчёта баллов.

Учитель: Мы закончили изучать историю Древней Греции. Её называют колыбелью цивилизации, неисчерпаемым источником красоты, чудом. Многие греческие достижения оказали огромное влияние на последующее развитие человечества. О древней Греции можно говорить часами, но пора проверить уровень ваших знаний, которые вы получили на предыдущих уроках. Давайте это сделаем в форме игры – путешествия, три команды «Тесеи», «Гераклы» и «Прометеи» будут путешествовать по станциям», на которых нужно будет справиться с различными заданиями. Чтобы определить маршрут путешествия:

Всем известно и не ново
Карта – важная основа,
Битвы, действия и страны
Вам укажет неустанно,
Если есть у вас желание
Приступаем!
Все внимание!

1 станция «Историческая карта» (на работу 3-4 мин.)

Цель: развитие умений работы с исторической картой, развитие зрительной памяти, умение наносить объекты, ориентироваться по карте.

– Впереди – 1 станция. По своему желанию распределите выполнение заданий: кто-то наносит на карту города, п/о, моря и другое.

После выполнения задания, карты сдаются учителю, учитывается время выполнения.

2 станция «Разминка» (на работу 5-7 мин.)

Цель: обобщение и систематизация знаний.

Учитель: Вторая станция, вот шутка!

Дана 1 ну 2 минутки,
Поспеши-ка, не зевай!
Правильный ответ давай!

На станции мы будем не долго, ваша задача – по возможности участвовать всем при ответах. Поднимайте руку. А шутка, ребята в том, что каждая команда будет отвечать на столько вопросов, сколько покажет куб. Капитан, бросай куб. Время на обдумывание нет. Постарайтесь, чтобы отвечающие не повторялись, чем больше ребят примут участие в ответах, тем быстрее команда покидает станцию.

3 станция: «Чёрный ящик» (на работу – 10 мин.)

Учитель:

Эрудиты! Эрудиты!
Все пути для вас открыты
Все дороги вам видны
Ну-ка, что здесь? Подскажи!

Что находится в чёрном ящике? Вам необходимо в своей команде вполголоса, чтобы не мешать другим, высказать свои мнения и прийти к общему решению, ответ обоснуйте, почему вы так думаете.

Для каждой команды включается звукозапись из поэм Гомера, мифов или просто отрывок речи, по которой учащиеся должны сделать вывод о содержимом чёрных ящиков. Карточку с номером задания (ящика) тянут капитаны.
Для команды «Тесеи» – глиняный горшок, для команды «Прометеи» – яблоко, для команды «Гераклы» – воск и перья. По окончании ответов, все ящики открываются.

4 станция: «Неотосланное письмо» (или зашумованный текст)

Цель: активизация внимания

Учитель:

Приложите все старанья
Ещё для одного заданья!

Наша задача: отправить неотосланное письмо. Нужно определить по тексту, о чём идёт речь? По какому адресу нужно отправлять? Укажите на конверте нужный адрес.

5 станция: «Конечная» (на работу – 5 мин)

Учитель:

Хоть немножечко устали,
Силу знаний показали
И ещё одно заданье –
Про оценку, на прощанье!

Учащиеся методом cинквейна оценивают урок.

– Ребята, вы – молодцы, не задержались ни на одной станции, благополучно прибыли домой в Дудинку. Спасибо.

Подведение итогов. Выставление оценок каждой группе.

Приложение 1

Приложение 2