Цели урока:
- вспомнить основные свойства качественной устной речи,
- формировать коммуникативную компетенцию у школьников, учить детей хорошей речи,
- повышать речевую культуру учащихся.
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
В.Шефнер
ХОД УРОКА
I. Слово учителя: информация о теме и целях урока
II. Актуализация опорных знаний
Выступления учащихся
а) Виды общения,
б) Устная речь, ее характеристика (устная речь –
это живая речь, творимая, говоримая речь),
в) Основные средства качественной устной речи
(правильность – чистота – логика богатство –
точность – уместность – выразительность)
III. Закрепление изученного материала на практике
а) Практическая работа: наблюдение за языковым оформлением предложенных фраз, текстов.
Задание: определить, какой недостаток присущ данной речи, сформировать, записать.
1. В одном ... в этом, как его ... ну ... поместье жил один помещик Троекуров. Троекуров был ... очень здорово богатый, он ... это ... никого не слушал, и ... его ... все ... как это ... боялись. (Бедность словаря)
2. На нашем факультете преподает много как бы совместителей, которые работают параллельно в нашем и других вузах. Они приходят как бы в свободное время, но многое успевают прочитать. А мы сейчас как бы на практике. (Отсутствие точности. Как бы – несерьезное отношение к себе, к миру, победа постмодернизма в отдельно взятой России)
3. Солдат должен чистить сапоги с вечера, чтобы утром надевать их на свежую голову. Копать от забора до обеда. (Нарушение логики)
4. Из русской сказки: «Носить вам – не переносить». (Неуместность)
5. Ха-ха! Ништяк! Из-за того, что я их поганую лайбу коцнул, мне кеды в угол ставить. А ты будешь сидеть и считать копейки. Мне бабки нужны, а не шуршание ваше. [1]
Задание учащимся: произнести слово в защиту молодежного жаргона.
Основные доводы:
– подростковая развязность, грубость,
нежелание обнаруживать свои чувства,
– желание новых, причудливых, экзотических слов,
создание своей «касты»,
б) Анализ проведенной анкеты «Оцени свою речь и речь окружающих»
– Не устраивает состояние собственной речи 21 ученика, а причина этою – бедность словаря (5 уч.), широкое использование слов – «паразитов» (5 уч.). Многословие, неточность, нарушение логики, нечеткость, наличие жаргонных слов.
– Более снисходительны отвечающие к
одноклассникам в целом, речь большинства детей
класса (18 человек) устраивает находящихся рядом.
Далеко не все стремятся, чтобы их речь была
высококачественной, так как широко используют
жаргон 11 учащихся, иногда – 8, по ситуации – 2, а в
целом – 21 ученик не обошел жаргон своим
вниманием. Причем 50% респондентов считают
использование жаргонизмов нормой, находят это «в
порядке вещей».
Отрадно, что почти столько же – 46% – уверены, что
жаргонные слова надо изжить, они вредят языку.
в) Практическая работа:
Основное положение ее – использование жаргонных слов в качественной речи невозможно, так как в этом случае трудно говорить о правильности, точности, выразительности ее.
Задания:
I ряд
а) Перевести предложенный диалог на нормальный русский язык, предварительно расшифровав жаргонные слова.
Испуганный и взъерошенный Димка выскочил из
класса. Его окружили, засыпая вопросами:
– Тебя отпустили? Ты завалил? Что там?
Рассказывай.
Он облегченно вздохнул и сказал: «Заметано!» Но
ребята не унимались.
– Что делает Сам?
– Режет всех подряд…
– А Русалка?
– Топит.
– Ну, а этот, их ассистент?
– Этот? Засыпает!
– А как же ты?
– Я немного секу, но и то чуть не схлопотал пару.
– А Васька?
– Плавает на шпорах.
II ряд
б) Определить лексическое значение следующих слов: клевый, кемарить, в натуре, вякать, прикольныи; жесть, лабировать, расклад, фейк, чувак (чок).
Итог наблюдений: значение жаргонизмов часто неточны, расплывчаты. Следовательно, заменить настоящие, полновесные, точные русские слова не могут.
в) Прочитайте записанные на доске слова: блеск, клево, железно, сила, кайф, мирово.
Вопросы учащимся:
– «Переведите» на русский литературный язык
данные слова.
– Можно ли с их помощью передать какие-либо
оттенки человеческих чувств? Попробуем тогда для
этого обратиться к другому пласту лексики,
продолжить ряд: хорошо, отлично, прекрасно,
превосходно, замечательно, удивительно.
Оказывается, на вопрос «Как дела?» можно ответить
– в полном соответствии с жаргонными
требованиями – и так: «Все пучком» [2]. Скажите:
точно ли это выражение, уместно ли оно?
Итог наблюдений: с помощью жаргонных слов невозможно передать оттенки чувств, то есть нельзя сделать речь выразительной.
г) Еще раз прочитаем записанные слова, обращая внимания на их звуковой облик, на интонацию, с которой их произносим, какие выводы можете сделать?
Итог наблюдений: жаргонные не допускают никаких интонаций, кроме самых элементарных и скудных, сложные, многообразные модуляции голоса, свойственные культурной речи, заменяются монотонным отрывистым рявканьем, отражающем примитивизм восприятия.
д) Прочитайте и попробуйте «расшифровать» 3-ю
записанную строчку: жесть, лабировать, расклад,
фейк, чувак.
Это «фабрично-русский словарь» будущих
эстрадных звезд, которые – по идее – должны
владеть не только правильной, но и хорошей речью,
чтобы обращаться с нею к своим зрителям. К
сожалению, все чаще на страницах журналов и книг
мы встречаем жаргонизмы. Используются они с
разной целью, но свидетельствуют об одном: «Люди
стали жить богаче, но беднее стала речь»
(В.Шефнер). Беднее, по уверению лингвистов,
становится не только речь. К.И. Чуковский писал:
«В грубом языке чаще всего отражается психика
грубых людей. Жаргон не только вызван обеднением
чувств; он сам ведет к обеднению чувств».
IV. Заключительное слово учителя: Притча «Все в твоих руках». Какой будет ваша речь, зависит от вас.
V. Домашнее задание: подготовить устную речь по одной из пословиц на стр.46, упр.46.
Список литературы:
- Волос А. Недвижимость. Новый мир. № 1, 2001.
- Климов А. Все пучком. Правда Севера № 62 25.09.2004 г.