Цели урока:
- Образовательные:
– углубить и расширить представления о Библии как историческом источнике;
– выяснить причины появления единобожия;
– познакомить с библейскими сказаниями;
– закрепить знания по теме: «Финикийские мореплаватели».
- Развивающие:
– развивать умения проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта;
– развивать умения четко формулировать свои мысли в устной и письменной форме, активизировать мыслительную деятельность;
– совершенствовать навыки работы с исторической картой, источником, хронологией;
- Воспитательные:
– воспитывать культуру речи и поведения.
Основные понятия и термины: миф, Библия, Ветхий Завет, заповеди, единобожие.
Оборудование:
- Карта "Древний Восток"
- медиапроектор
- Всеобщая история: Учеб. электронное издание. История Древнего мира. 5 кл.
- Библия, выставка книг
- рисунки-схемы "Сотворение мира"
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске написано слово «ТРУД».
– Что значит трудиться на уроке?
– Что должен иметь каждый ученик?
Т – тетрадь
Р – ручка
У – учебник
Д – дневник
– Все готовы трудиться?
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со странами Древнего Востока, узнаем какой народ первым пришел к вере единого Бога, будем работать над развитием грамотной устной речи, будем выполнять различные познавательные задания.
II. Повторение
- Показать и назвать на карте все изученные нами страны Др.Востока (Египет, Финикия, Междуречье)
- Чем занимались жители Финикии?
- В чём преимущество и недостаток финикийского алфавита?
ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (развитие письменной речи)
Составить предложение по заданным словам:
Финикия, иероглифы, буквы, алфавит.
Алгоритм и условия выполнения задания
- Слова переписать в тетрадь.
- Найти три слова, связанных логически между собой.
- Лишнее слово подчеркнуть
- Составить предложение, расширить его за счет других слов.
- Записать предложение.
- В заданных словах не допускать ошибок
Итог: Какие открытия и изобретения финикийцев, сделанные в древности, используются и в наше время? (стекло, алфавит)
III. Сообщение новых знаний.
1. Разминка:
Вставить пропущенные буквы и объяснить значения слов (устно)
К…чевники
Старейш…на
Еги…ет
В…льможа
Ф…раон
Запись темы урока.
2. Информационный этап
Работа с настенной картой и учебным электронным изданием «История Древнего мира. 5 кл.» Тема 4. Древнееврейское государство. Библия. Религия евреев. После просмотра работа с новыми понятиями.
Запись в тетради:
Библия … священная книга.
Завет – договор.
3. Исследовательский этап. Предварительное учебное задание.
Давайте попробуем восстановить библейский рассказ о сотворении мира и определить, в какой последовательности Бог сотворил небо, сушу, воду и пр.
- И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.
- И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.
- И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.
- И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так. - И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
- Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.
(Хрестоматия по истории древнего мира. М., 1991. С. 273.)
Ответы: 6,5,4,1,2,3.
Используя рисунки-схемы, учащиеся восстанавливают текст .
Выявление исходного противоречия.
Чем этот рассказ отличается от древнеегипетского и вавилонского мифов о сотворении мира? (Там мир творили боги, здесь – Бог.)
Впервые мы сталкиваемся с верой не во множество разных – добрых и злых, а с верой в дного сверхмогущественного Бога. И вера эта потом начала распространяться по всей Земле. А зародилась она в маленькой Палестине.
Учебная задача урока: Почему возникает вера в единого Бога?
5. Рассказ учителя.
Из Библии мы узнаем, что Бог сотворил первых людей Адама и Еву, их потомки расселились по Земле. Но люди стали совершать дурные поступки и преступления и Бог решил их наказать и проучить - он устроил потоп. Но пожалел лишь богобоязненного Ноя. Ной по велению Бога построил корабль - ковчег и спасся с семьей. От них произошли все живущие на Земле.
В какой стране был миф о всемирном потопе? (Междуречье)
Как мог появиться этот миф? (В Палестине течет река Иордан)
Среди потомков Ноя был человек по имени Иаков, было у него много сыновей, род его процветал, он часто воздавал молитвы благодарности Богу и взял себе имя Изра-Эль (сила с Господом)
От его имени весь народ стали называть израильтянами.
В 1600 г. д.н.э. в Палестине наступила засуха Иаков повел свой народ в Египет в поиске пищи и пастбищ. Сначала египетский фараон милостиво отнесся к евреям, но через несколько сот лет другой фараон Рамсес II стал считать израильтян чужаками, опасными для государства, решил обратить их всех в рабство, а новорожденных мальчиков приказал убить. Но одного малыша удалось спасти.
Просмотр лекции из учебного электронного издания «История Древнего мира. 5 кл.»
Тема 4. Древнееврейское государство. Жизнь Моисея.
6. Решение проблемного задания.
Как вы думаете почему израильтяне спаслись?
Что помогло им?
Им помогла вера в единого Бога, если бы они верили во множество богов, то просто перессорились и их общество распалось на отдельные планы. Вера в единого бога помогла израильтянам выжить, найти силы дойти до своей родины.
Чувство единения было настолько сильным, что возникла идея соглашения или завета между Богом и людьми.
7. Работа с источником. Чтение заповедей.
Заповеди – правила.
Итак, когда мы прочитаем заповеди, вы должны ответить на вопрос.
Что общего между законами Хаммурапи и заповедями, данными Моисею?
8. Хронологическая работа.
Сколько лет прошло с того времени, как Моисею были даны заповеди?
Что было раньше принятие законов Хаммурапи (1750 г. до н. э.) или заключение завета между израильтянами и Богом (1250 г. до н.э)?
На сколько лет раньше? (на 500 лет)
IV. Рефлексивный этап.
Итог. Самооценка работы на уроке.
Что вы изучали на уроке?
С какой целью были предложены задания?
Какое задание оказалось самым трудным. какое самым лёгким?
Почему?
Как справиться с трудностями ,если они вдруг возникнут вновь?
Что ещё можно узнать по теме урока?
Из каких источников?
Домашнее задание.
Подготовить для пересказа миф из Библии и охарактеризовать его, как исторический источник.
Использованная литература..
- Вигасин А. А. История древнего мира: Учеб. для 5кл. общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 2007.
- Школьная энциклопедия «Руссина». История Древнего мира. -М.: ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2003.
- Литвинов А. «Зарядка», «Перестрелка» и ещё много способов вызвать интерес.//Народное образование, 1994, № 2-3.
- Сухов В. В. , Морозов А. Ю., Абдулаев Э. Н. Задания по истории древнего мира на уроках развивающего обучения. //Преподавание истории в школе, 2000, №3.
- Библия для детей. - Н. Н.: НООФ «Родное пепелище», 2007.
- Вавилонская башня и другие древние легенды. Под общ. Ред. К Чуковского. Т.: Камалак, 1991.