Урок по теме "Библейские сказания". История. 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели урока:

  • Образовательные:
    – углубить и расширить представления о Библии как историческом источнике;
    – выяснить причины появления единобожия;
    – познакомить с библейскими сказаниями;
    – закрепить знания по теме: «Финикийские мореплаватели».
  • Развивающие:
    – развивать умения проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта;
    – развивать умения четко формулировать свои мысли в устной и письменной форме, активизировать мыслительную деятельность;
    – совершенствовать навыки работы с исторической картой, источником, хронологией;
  • Воспитательные:
    – воспитывать культуру речи и поведения.

Основные понятия и термины: миф, Библия, Ветхий Завет, заповеди, единобожие.

Оборудование:

  • Карта "Древний Восток"
  • медиапроектор
  • Всеобщая история: Учеб. электронное издание. История Древнего мира. 5 кл.
  • Библия, выставка книг
  • рисунки-схемы "Сотворение мира"

Ход урока

I. Организационный момент.

На доске написано слово «ТРУД».

– Что значит трудиться на уроке?

– Что должен иметь каждый ученик?

Т – тетрадь
Р – ручка
У – учебник
Д – дневник

– Все готовы трудиться?

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со странами Древнего Востока, узнаем какой народ первым пришел к вере единого Бога, будем работать над развитием грамотной устной речи, будем выполнять различные познавательные задания.

II. Повторение

  1. Показать и назвать на карте все изученные нами страны Др.Востока (Египет, Финикия, Междуречье)
  2. Чем занимались жители Финикии?
  3. В чём преимущество и недостаток финикийского алфавита?

ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (развитие письменной речи)

Составить предложение по заданным словам:

Финикия, иероглифы, буквы, алфавит.

Алгоритм и условия выполнения задания

  1. Слова переписать в тетрадь.
  2. Найти три слова, связанных логически между собой.
  3. Лишнее слово подчеркнуть
  4. Составить предложение, расширить его за счет других слов.
  5. Записать предложение.
  6. В заданных словах не допускать ошибок

Итог: Какие открытия и изобретения финикийцев, сделанные в древности, используются и в наше время? (стекло, алфавит)

III. Сообщение новых знаний.

1. Разминка:

Вставить пропущенные буквы и объяснить значения слов (устно)

К…чевники
Старейш…на
Еги…ет
В…льможа
Ф…раон

Запись темы урока.

2. Информационный этап

Работа с настенной картой и учебным электронным изданием «История Древнего мира. 5 кл.» Тема 4. Древнееврейское государство. Библия. Религия евреев. После просмотра работа с новыми понятиями.

Запись в тетради:

Библия священная книга.
Завет – договор.

3. Исследовательский этап. Предварительное учебное задание.

Давайте попробуем восстановить библейский рассказ о сотворении мира и определить, в какой последовательности Бог сотворил небо, сушу, воду и пр.

  1. И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.
  2. И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.
  3. И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.
  4. И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так.
    И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.
  5. И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
  6. Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.

(Хрестоматия по истории древнего мира. М., 1991. С. 273.)

Ответы: 6,5,4,1,2,3.

 



Используя рисунки-схемы, учащиеся восстанавливают текст .

Выявление исходного противоречия.

Чем этот рассказ отличается от древнеегипетского и вавилонского мифов о сотворении мира? (Там мир творили боги, здесь – Бог.)

Впервые мы сталкиваемся с верой не во множество разных – добрых и злых, а с верой в дного сверхмогущественного Бога. И вера эта потом начала распространяться по всей Земле. А зародилась она в маленькой Палестине.

Учебная задача урока: Почему возникает вера в единого Бога?

5. Рассказ учителя.

Из Библии мы узнаем, что Бог сотворил первых людей Адама и Еву, их потомки расселились по Земле. Но люди стали совершать дурные поступки и преступления и Бог решил их наказать и проучить - он устроил потоп. Но пожалел лишь богобоязненного Ноя. Ной по велению Бога построил корабль - ковчег и спасся с семьей. От них произошли все живущие на Земле.

В какой стране был миф о всемирном потопе? (Междуречье)

Как мог появиться этот миф? (В Палестине течет река Иордан)

Среди потомков Ноя был человек по имени Иаков, было у него много сыновей, род его процветал, он часто воздавал молитвы благодарности Богу и взял себе имя Изра-Эль (сила с Господом)

От его имени весь народ стали называть израильтянами.

В 1600 г. д.н.э. в Палестине наступила засуха Иаков повел свой народ в Египет в поиске пищи и пастбищ. Сначала египетский фараон милостиво отнесся к евреям, но через несколько сот лет другой фараон Рамсес II стал считать израильтян чужаками, опасными для государства, решил обратить их всех в рабство, а новорожденных мальчиков приказал убить. Но одного малыша удалось спасти.

Просмотр лекции из учебного электронного издания «История Древнего мира. 5 кл.»

Тема 4. Древнееврейское государство. Жизнь Моисея.

6. Решение проблемного задания.

Как вы думаете почему израильтяне спаслись?

Что помогло им?

Им помогла вера в единого Бога, если бы они верили во множество богов, то просто перессорились и их общество распалось на отдельные планы. Вера в единого бога помогла израильтянам выжить, найти силы дойти до своей родины.

Чувство единения было настолько сильным, что возникла идея соглашения или завета между Богом и людьми.

7. Работа с источником. Чтение заповедей.

Заповеди – правила.

Итак, когда мы прочитаем заповеди, вы должны ответить на вопрос.

Что общего между законами Хаммурапи и заповедями, данными Моисею?

8. Хронологическая работа.

Сколько лет прошло с того времени, как Моисею были даны заповеди?

Что было раньше принятие законов Хаммурапи (1750 г. до н. э.) или заключение завета между израильтянами и Богом (1250 г. до н.э)?

На сколько лет раньше? (на 500 лет) 

IV. Рефлексивный этап.

Итог. Самооценка работы на уроке.

Что вы изучали на уроке?

С какой целью были предложены задания?

Какое задание оказалось самым трудным. какое самым лёгким?

Почему?

Как справиться с трудностями ,если они вдруг возникнут вновь?

Что ещё можно узнать по теме урока?

Из каких источников?

Домашнее задание.

Подготовить для пересказа миф из Библии и охарактеризовать его, как исторический источник.

Использованная литература..

  1. Вигасин А. А. История древнего мира: Учеб. для 5кл. общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 2007.
  2. Школьная энциклопедия «Руссина». История Древнего мира. -М.: ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2003.
  3. Литвинов А. «Зарядка», «Перестрелка» и ещё много способов вызвать интерес.//Народное образование, 1994, № 2-3.
  4. Сухов В. В. , Морозов А. Ю., Абдулаев Э. Н. Задания по истории древнего мира на уроках развивающего обучения. //Преподавание истории в школе, 2000, №3.
  5. Библия для детей. - Н. Н.: НООФ «Родное пепелище», 2007.
  6. Вавилонская башня и другие древние легенды. Под общ. Ред. К Чуковского. Т.: Камалак, 1991.