Цель:
- реализовывать и развивать творческий потенциал детей, создавая мультимедийные проекты;
- приобщать детей к использованию научно-технического прогресса, используя его для реализации творческих способностей;
- совершенствовать умение работать на компьютере.
Задачи:
- Учить работать в графических программах и приложениях Paint, PhotoShop, PhotoStudio.
- Учить создавать рисованные мультфильмы, используя программную среду MovieMaker, GIF Construction Set.
- Учить создавать анимации с помощью GIF Construction Set.
- Создавать мультимедийные проекты, используя программы и приложения Paint, PhotoShop, PhotoStudio, MovieMaker, Power Point, GIF Construction Set, звукозапись, осваивая работу с цифровыми фотокамерой и видеокамерой.
- Освоить работу с видеопроектором.
1. Краткие сведения о коллективе:
- количество-10 учащихся;
- состав-5-11 классы;
- набор-свободный;
- форма занятий-групповые и индивидуальные;
- возраст детей-10-17 лет.
Количество учебных часов в год-144 часа.
2. Время занятий:
Занятия 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом и валеологическими паузами.
Краткая характеристика участников образовательного процесса:
- преподаватель, прошедший курсы работы на ПК, ведущий уроки информатики в школе (Фоменко Валентина Ивановна)
- учащиеся 5-11 классов, желающие работать на компьютере в различных программных средах.
Пояснительная записка
За последние годы большинство школ нашей страны обеспечено компьютерными классами. Нужно ли современным школьникам дополнительное образование, обучающее работе на компьютере, если до сих пор не во всех классах введен курс информатики, а в сельских школах часто компьютеров-то два-три? Конечно же, нужно! И важно!
Сегодня компьютеры стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они оказывают неоценимую пользу при подготовке к экзаменам, выполнении домашних заданий, развивают логическое мышление, оказывают помощь в изучении языков и даже дают возможность общаться на дальних расстояниях.
К тому же наши дети живут вдали от культурных центров, у них нет больших возможностей совершенствовать себя, развиваться. А ведь в сельской глубинке много детей способных, им нужно только помочь найти себя, проявить свои способности, поверить в себя.
В нашей школе только два года как введен урок информатики с 5-го класса и первый год со 2-го класса. Остальные же классы осваивают программу информатики лишь с 10-го класса. И, естественно, они не получают знаний, которые даются по программе с пятого класса. Учащиеся, пришедшие сейчас в 10 класс не умеют или плохо работают в графическом редакторе PAINT, мало знают о его возможностях. Занимаясь на уроках согласно учебному плану и программе ( 10 кл.-1 час, а 11 кл.-2 часа в неделю) учащиеся никогда не постигнут многих мелочей из которых состоит работа на компьютере: а это не только "рисовалка", но и ЛОГО-миры, EXCEL-таблицы и другие программы и приложения.
Поэтому я сочла необходимым дать детям возможность постичь то, что они могут упустить , и разработала программу работы кружка (мастерская "Создание мультимедийных проектов")
Данная программа представляет собой курс, предназначенный для работы с детьми, которые хотят не просто играть или набирать текст на компьютере, а желающими реализовать свои творческие способности, утвердиться в каком-либо деле. Выполняя практические задания, учащиеся развиваются, создают сами творческие проекты. Как показывает практика, интерес к занятиям подобного плана очень велик из-за использования и реализации самых различных наклонностей, способностей, увлечений, развивает образное мышление, учит детей анализировать объект и действие, создавать собственное творение, учит работать в различных компьютерных программах, осваивать новейшие информационные технологии.
В процессе создания творческих работ учащиеся смогут освоить работу с дополнительным оборудованием: сканером, микрофоном; научатся быстро ориентироваться в системе, приложениях и программах, научатся работать с цифровыми фото и видеокамерами. Работая над мультимедийными проектами и представляя их используя видеопроектор дети освоят новейшие технологии.
Все, чему дети научатся по данной программе, несомненно, поможет им в дальнейшей учебе после окончания школы, а кому-то, быть может, поможет выбрать профессию творческого характера.
Процесс создания творческих работ воспитывает у учащихся усидчивость и развивает их творческий поиск. Подталкивает на создание работ воспитывающего характера, создание проектов (о вреде курения, наркомании, алкоголизма), которые можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и т.д., учит детей обсуждать проекты, работать в коллективе (прислушиваться к мнению товарищей, отстаивать свое мнение), учит находить и использовать в своей работе необходимую информацию.
Помимо достижения основных целей данный курс способствует:
- формированию умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер;
- развитию у школьников познавательного интереса, творческой активности, теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
- развитию памяти, внимательности, логического мышления, воспитанию информационной культуры;
- развитию умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации;
- углублению, обобщению и систематизации знаний по программному обеспечению ПК .
Владение компьютерной техникой - обязательное условие эффективного обучения технологии работы в различных компьютерных программах.
При работе по данной программе появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по разным предметам. На практических занятиях может быть реализован принцип межпредметных связей. Это достигается на основе двух методологических подходов.
Первый заключается в том, что освоение любой программной среды осуществляется в процессе реализации(решения) конкретной задачи. Второй подход определяется тем, что большое внимание уделяется исследованию. С этой целью учащиеся занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей в ранее освоенной программной среде.
Следует отметить продуктивный характер подобной деятельности, в основу которой заложена ориентация на исследование и творчество.
Инструменты графики должны быть встроены в тот или иной технологический процесс и, следовательно, должны быть подчинены решению некой общей задачи. Такой задачей, например, может быть создание мультимедийных проектов. Следовательно, потребуется поиск подходящей информации и преобразование ее в нужный вид с применением определенного характера компьютерных инструментов.
Учащийся должен знать, что, используя компьютерные программы, он может реализовать свои творческие возможности:
- попробовать себя в роли сценариста, режиссера, мультипликатора;
- художника-дизайнера и т.п.
Учащийся должен знать растровые графические редакторы: Paint, Adobe Photoshop. Умение работать с изображениями в растровом графическом редакторе, знание приемов работы с мультимедийными презентациями позволит учащимся осуществлять помощь учителям при создании демонстрационных материалов по другим общеобразовательным предметам, что повлечет за собой усиление межпредметных связей.
В качестве основной формы организации учебных занятий используется выполнение учащимися практических работ за компьютером (компьютерный практикум). Роль учителя состоит в небольшом по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения ими практической работы.
Начало работы заключается в ознакомлении детей с техникой безопасности при работе в кабинете информатики, с работой в системе WINDOWS. Затем дети должны освоить работу в графическом редакторе PAINT. После того как дети смогут рисовать и сохранять файлы в графическом редакторе, можно уже дать им почувствовать себя настоящими творцами, т.е. научить создавать анимации из созданных ими же рисунков. Для этого дети осваивают программу создания анимаций GIF Construction Set. Осваивая данную программу детей следует подтолкнуть к необходимости углубленного изучения английского языка, т.к. много интересных компьютерных программ нерусифицированны.
Следует как можно быстрее дать детям поработать в создании хотя бы простейшей анимации, ведь всем учащимся, а детям 10-12 лет в особенности, хочется видеть плоды своего творчества. А это вдохновляет на создание более сложных творений.
Далее детей следует научить создавать сначала маленькие рисованные фильмы, а затем более сложные, большие по времени воспроизведения и озвученные. Для этого научить работать в Movie Maker.
Освоив эти программы можно учить детей создавать сложные презентации на определенную тему. Здесь больше возможности проявить себя в подаче материала, творческом оформлении. Кроме этого, создавая проект по какому-либо предмету, учащийся глубже вникает и в другие предметы , например, географии или биологии. Озвучивая свои проекты, учащиеся учатся читать тексты четко, эмоционально. К тому же появляется необходимость освоить работу со сканером, звукозаписью.
Необходимо так же показать возможности PhotoShopа. Этот графический обработчик дает огромные возможности для творчества. Это и восстановление испорченных фотографий, создание коллажей, соединение разных графических файлов.
Кроме разработки проектов под руководством учителя, учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.
Текущий контроль выполняется по результатам выполнения учащимися этих практических заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме защиты итоговых проектов.
Оборудование кабинета информатики Ситниковской средней школы
Наименование | Количество | |
1 | Компьютер : с/блок+монитор | 12 шт |
2 | Принтер-сканер-ксерокс XEROX РЕ 114е | |
3 | Принтер струйный Epson 680 | 1 |
4 | Сканер Canon | 1 |
5 | Видеоплеер LG | 1 |
6 | Приемная спутниковая антенна "Кросна" | 1 |
7 | Цифровой фотоаппарат SONI | 1 |
8 | Цифровая видеокамера SONI | 1 |
9 | Видеопроектор Epson | 1 |
10 | Ноутбук Tochiba | 1 |
- Программное обеспечение курса:
- Операционная система Windows XP.
- Операционная система Windows Vista.
- Графический редактор Paint.
- Приложение PhotoStudio.
- Программа презентаций PowerPoint.
- Программа графического обработчика PhotoShop.
- Программа создания анимаций GIF Construction Set
- Приложение Movie Maker .
Календарно-тематический план
1 год обучения
№ | Тема | теория | практика | всего |
1 2 |
Вводное занятие( выяснить наклонности
детей, их интерес в работе с компьютером,
объяснить задачи курса). Инструктаж по технике безопасности. |
1 1 |
1 1 |
|
Освоение системной среды: Windows основные устройства компьютера; правила работы за компьютером; назначение Рабочего стола; понятие графического интерфейса; назначение компьютерного меню и Главного меню; окно в системной среде Windows. понятие "мультимедийный продукт"; знакомство с разнообразием мультимедийных программ; |
3 1 1 1 1 1 2 |
1 1 5 1 1 3 10 |
4 2 6 2 2 4 12 |
|
Компьютерная графика: | ||||
Освоение среды графического редактора
Paint: инструменты и палитра, их использование; создание простейшего рисунка и сохранение его в файле; (Улыбающаяся рожица с открытыми глазами) открытие файла, его редактирование и сохранение под другим именем;(та же рожица, но с закрытыми глазами) Создание рисунков с помощью готовых форм. Создание сюжетных рисунков с использованием знаний и навыков рисования на компьютере. Создание рисунков с предполагаемыми движущимися объектами (транспорт, человечек, собачка..) Объяснение, что рисованные мультфильмы состоят из кадров, какое количество их нужно и для чего; |
4 0,5
0,5
0,5
1 |
10 1,5 1,5 3,5 10 6
5 |
14 2 2 4 10 6 6 |
|
Работа в GIF Construction Set | ||||
Ввод созданных файлов (два кадра :
рожица с открытыми глазами и она же с закрытыми
глазами); Настройка времени воспроизведения каждого кадра, цикличности повторения. Запись и сохранение анимации. Воспроизведение . |
2 2 |
2 4 1 1 |
4 6 1 1 |
|
Создание усложненного движения(из 3 и
более кадров): постановка проблемы, ее анализ создание набросков-планов на бумаге создание рисунков-кадров и их сохранение ввод кадров в GIF Construction Set, настройка, сохранение, воспроизведение |
1 |
3 8 4 |
1 3 8 4 |
|
Создание простейшего рисованного
"мультика" с использованием в рисунке
фона-пейзажа (движение объекта: трактор, машина) : обдумывание проекта, обсуждение, наброски на бумаге; создание рисунков-кадров в Рaintе, и их сохранение; ввод всех созданных кадров в GIF Construction Set, создание анимации, сохранение файла, его последующий просмотр. |
14 30 10 |
14 30 10 |
Учащийся должен знать и уметь:
- форматы графических файлов;
- все компьютерные изображения разделяются на два типа: растровые и векторные;
- растровые графические изображения хранятся с помощью точек различного типа (пикселей), которые образуют строки и столбцы;
- каждый пиксель имеет определенное положение и цвет;
- векторные графические изображения являются оптимальным средством для хранения высокоточных графических объектов (чертежи, схемы);
- векторные графические изображения формируются из объектов (точка, линия, окружность и т.д.);
- создать файл;
- выбрать инструмент;
- изменять палитру;
- менять фон рисунка
- уменьшать и приближать масштаб изображения;
- повернуть рисунок;
- наклонять рисунок;
- работать с панелью атрибутов текста;
- уметь открывать файлы в программе GIF Construction Set, и создавать анимацию в данной программе.
2 год обучения
№ | Тема | теория | практика | всего |
I. Создание анимированной графики | ||||
Создание рисунков в Paintе для создания анимации, сохранение, редактирование | 1 | 13 | 14 | |
Создание Gif- анимации: кадры, операции над кадрами, сохранение и загрузка анимации. | 1 | 7 | 8 | |
Gif-анимация. Собственный рисунок в Paint/ | 8 | 8 | ||
Создание оригинал-макета открытки. | 4 | 4 | ||
Создание проекта "Новогодняя открытка". | 4 | 4 | ||
Защита проекта "Создание макета открытки к празднику". | 4 | 4 | ||
II. Знакомство с PowerPoint. Дизайн презентации и макеты слайдов. | 2 | 6 | 8 | |
Вставка текста и рисунков. Анимационные эффекты. |
1 | 7 | 8 | |
Использование звука в презентации. Звукозапись. Демонстрация презентации. | 1 | 9 | 10 | |
Понятие гипертекста. Гиперссылка в презентациях. | 1 | 3 | 4 | |
Гиперссылка в презентациях (практическая работа). | 4 | 4 | ||
Вставка GIFфайлов в презентацию, комбинирование этих файлов, создание мультипликации | 1 | 11 | 12 | |
Выполнение проектной работы: постановка проблемы, анализ предстоящей работы, сбор информации, ее классификация; создание слайдов, создание фона; создание текста; вставка рисунков; вставка звуков; настройка гиперссылок; настройка анимации текста; настройка анимации рисунков; запуск и наладка анимации. |
6 6 4 4 2 2 6 6 6 |
6 6 4 4 2 2 6 6 6 |
||
Защита проектной работы. | 2 | 2 |
Учащийся должен знать и уметь:
- уметь создавать десятки кадров для создания мультфильма;
- знать назначение и возможности приложения Movie Maker;
- уметь вводить рисунки в приложение и настраивать просмотр видеоизображения, сохранять проект как фильм, воспроизводить его ;
- иметь представление о назначении мультимедийных презентаций;
- уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации.
- назначение и возможности приложений Movie Maker, Paint, Power Point;
- объекты и инструменты приложений;
- Технологию настройки приложений;
- этапы создания презентаций;
- технологию работы с каждым объектом презентации;
- настраивать анимацию текста, изображения;
- создавать презентацию из нескольких слайдов;
- находить и упорядочивать информацию для презентации по какой-либо теме;
- учиться работать в группах.
3 год обучения
№ | Тема | теория | практика | всего |
I. Работа с цифровым фотоаппаратом: Технические особенности фотоаппарата и его возможности, функции. Особенности фотографии, создание различных изображений. Копирование фотографий на ПК. |
1 1 1 |
4 1 |
1 5 2 |
|
II. Работа с цифровой видеокамерой: Технические особенности видеокамеры и ее возможности, функции. Особенности видеосъемки. Копирование видеофайлов на ПК. |
1 1 1 |
4 1 |
1 5 2 |
|
III. Работа в Movie Maker | ||||
Открытие созданных файлов; Раскадровка имеющихся файлов-кадров, их повторение в циклическом порядке; установление временных рамок воспроизведения; Запись и сохранение клипа. Воспроизведение |
2 | 2 2 2 2 |
4 2 2 2 |
|
Создание усложненного движения(из 3 и
более кадров): постановка проблемы, ее анализ, создание набросков-планов на бумаге; создание рисунков-кадров и их сохранение ; ввод кадров в Movie Maker, раскадровка, запись, воспроизведение. |
4 4 4 |
4 4 4 |
||
Создание простейшего мультика с
использованием в рисунке фона-пейзажа (Движение
объекта (трактор, машина) : обдумывание проекта, обсуждение, наброски на бумаге; создание рисунков на компьютере, и их сохранение ; копирование части рисунка и его вставка в следующий кадр (движение); ввод всех созданных кадров в Movie Maker, создание фильма. |
4 4
4 6 |
4 4
4 6 |
||
IV. Работа в программе Adobe Photoshop | ||||
.Знакомство с программой Adobe Photoshop | 4 | 4 | 8 | |
Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Adobe Photoshop | 2 | 10 | 12 | |
Основы обработки изображений. Изучение панели инструментов. | 1 | 5 | 6 | |
Практическая работа на изучение панели инструментов. | 2 | 10 | 12 | |
V. Основы работы со слоями. | ||||
Слои. Эффекты слоя Трансформация слоя. | 2 | 10 | 12 | |
Комбинация изображений. Фотомонтаж | 1 | 13 | 14 | |
Использование сканера для получения изображения | 1 | 1 | 2 | |
Создание фотомонтажа с собственным фото. | 2 | 10 | 12 | |
Самостоятельная работа по созданию многослойного изображения | 20 | 20 | ||
VI. Создание коллажей | ||||
Фильтры. Работа с фильтрами. | 2 | 8 | 10 | |
Коллаж. Практическая работа по созданию коллажа. | 10 | 10 | ||
Текст в Adobe Photoshop - горящая и ледяная надписи. | 1 | 1 | 2 | |
Сияющий текст. Использование различных эффектов. | 1 | 3 | 4 | |
Создание сложных изображений. | 1 | 7 | 8 | |
Создание проекта. | 30 | 30 | ||
VII. Работа с видеопроектором: Технические особенности проектора, возможности его использования. Практическая работа с проектором |
1 1 |
4 |
1 5 |
Учащиеся должны знать и уметь:
- знать систему образования цвета в компьютерной графике, форматы графических файлов;
- уметь применять растровый графический редактор Adobe PhotoShop для создания и редактирования изображений;
- создавать файл:
- устанавливать параметры изображения;
- управлять цветом в Adobe Photoshop;
- создавать изображения растровой графики;
- редактировать изображения растровой графики;
- работать с фотографиями;
- составлять коллажи из фотографий;
- работать с рисованными иллюстрациями, слайдами и мультипликацией, кинокадрами.
- пользоваться пунктом меню Фильтр;
- применять эффекты при работе с изображением;
- применять эффекты при работе с текстом;
- ретушировать фотографии;
- уметь создавать снимки с помощью фотокамеры;
- уметь выполнять съемку видеокамерой;
- копировать файлы с фото и видеокамер на ПК;
- уметь работать с полученными файлами в приложениях.
План анализа результатов:
- Степень активности учащихся в группах.
- Уровень знаний, умений, показанных учащимися в работе.
- Рекомендации к совершенствованию.
- Оценивание работы каждого с помощью учащихся, выполняющих функции главных редакторов.
Валеопауза
Комплекс упражнений для глаз
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4--5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Список используемой литературы.
- Сагман С. Microsoft Office 2000. - М.:ДМК Пресс, 2002. - 672 с.: ил. (Серия "Самоучитель).
- Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель Adobe Photoshop 7. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 688 с.: ил.
- Залогова Л. "Практикум по компьютерной графике", Москва, 2003 г.
- Панкратова Т. "Photoshop 7 - учебный курс", Питер, 2004 г.
- Рейнбоу В. "Энциклопедия компьютерной графики", Питер, 2003
- Ж-л "Информатика в школе" за 2006 год.
- А Левин. Самоучитель работы на компьютере. Москва. 2001гю
- Энди Ратбон. Windows для "чайников". Москва. Диалектика. 2001г.
- Е.Кривич. Персональный компьютер для школьников. Харьков. Фолио.2004г.