Цель:
- Закрепить, углубить знания учащихся по данным темам и формировать навык применения формул сокращённого умножения.
- Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Побуждать к само-, взаимоконтролю, вызывать у учащихся потребность в обосновании своих высказываний.
- Учить умению слушая – слышать, работать над повышением грамотности устной и письменной речи.
Оборудование: экран, кодоскоп, “кубик экзаменатор”.
Работа учащихся на уроке состоит из 4-х этапов. Результаты каждого этапа урока ученики заносят в индивидуальные оценочные листы по пятибалльной системе:
Фамилия | ||
Имя | ||
Этапы | Задания | Количество баллов |
1-й | 1-е | |
2-й | 2-е | |
3-е | ||
4-е | ||
5-е | ||
3-й | 6-е | |
Итоговое кол-во баллов | ||
Оценка |
Оценка за урок равна среднему арифметическому собранных баллов. Доска должна быть предварительно расписана и площадь её распределена для работы на весь урок.
Ход урока
- Организационный момент и постановка целей и задач урока.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску. Мы с вами попали в мир формул, математических выражений. Как вы думаете, чему посвящен сегодняшний урок?
Правильно, ребята, сегодня урок закрепления и формирования навыков применения формул сокращенного умножения. Перед нами задача - закрепить изученный материал. Разобраться в непонятных ранее моментах, проконтролировать и оценить свои знания.
Французский писатель 19-го столетия Анатоль Франс однажды заметил, чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом. Сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, внимательны.
Я думаю, что материалы данного урока даст вам возможность использовать приобретенные знания и умения применять в нестандартных ситуациях.
1-й этап.
- Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
Домашнее задание проверяется через кодоскоп. Учитель влючает кодоскоп, демонстрирует кодопозитив с решениями. Происходит быстрая проверка и комментарий заданий. Учитель отмечает тех учащихся, которые отвечали наиболее полно и правильно. Учитывая коэффициент участия, некоторым учащимся можно задавать дополнительные вопросы: отвечающий подкидывает кубик “экзаменатор”. На гранях этого кубика написаны формулы.
Учащиеся оценивают свою работу и проставляют количество баллов в оценочный лист.
2-й этап.
- Творческое задание.
Цель: отрабатывать понимание математической речи на слух.
На доске написаны формулы, у каждой формулы свой номер. Учитель читает левую или правую часть какой-либо формулы (читает один раз), а ученики в тетради записывают номер этой формулы. Полученное число проверяется.
- Квадрат суммы двух выражений.
- Произведение суммы двух выражений и неполного квадрата их разности.
- Разность квадратов двух выражений.
- Разность кубов двух выражений.
- Квадрат первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражений.
- Устная работа.
Укажите те равенства, в которых нет ни одной ошибки.
- х2-у2=(х+у)(х+у);
- (а-в)(а+в)=а2-2ав+в2;
- а3+в3=(а+в)(а2-ав+в2);
- (а-в)2=а2+в2-2ав;
- (3а2)2=27а4;
- (0,1ху3)2=0,01х2у6.
- Математический диктант.
Цель диктанта: контроль знаний учащихся по теме “Формулы сокращенного умножения”.
Один ученик выполняет работу на доске с последующей проверкой правильности выполнения учащимися класса. Учитель диктует.
- Преобразовать в многочлен произведение суммы х и 2 и их разности. (х+2)(х-2)=х2-4.
- Представить в виде многочлена стандартного вида квадрат суммы 3а и в. (3а+в)2=9а2+6ав+в2.
- Разложить на множители разность 4х6 и 49. 4х6-49=(2х3-7)(2х3+7).
- Представить многочлен а2-10ав+25в2 в виде квадрата двучлена. а2-10ав+25в2=(а-5в)2.
- Разложить на множители 27+а3. 27+а3=(3+а)(9-3а+а2).
- Игра “Смотри не ошибись”.
Вписать вместо точек число или букву, чтобы получилось верное равенство или тождество.(Класс делится на две команды и выигрывает та команда, у которой больше правильных ответов, и ещё оценивается коэффициент участия при проверке).
1-я команда. …2-в2=(2а-…)(2а+…); |
2-я команда. (а+…)2=…+…в+9в2; |
Чтобы учащиеся не уставали от однообразной работы, формы заданий на этом этапе следует менять. Письменную работу учащихся нужно чередовать с устной работой. Учащиеся проставляют количество баллов за каждое задание 2-го этапа в оценочный лист.
3-й этап.
- Проверочная самостоятельная работа.
(Этот этап заключается в работе, основанной на самоконтроле. Учащиеся работают в соответствие со своими возможностями). Самостоятельная работа выполняется на листочках под копирку.
- Преобразуйте в многочлен:
а) (а+8)2-2(а+2)(а-2)+(а-2)2;
б) (4в+5с)(5с-4в).
- Разложите на множители:
а) 16у2-25;
б) а2-6ав+9в2.
- Решите уравнение:
а) 12-(4-х)2=х(3-х);
б) 36-х2=0.
Самостоятельная работа проверяется через кодоскоп. Копии решений учащиеся сдают учителю, осуществляют самопроверку и самооценку знаний. Проставляют количество баллов в оценочный лист. Оценивают свою работу на уроке.
4-й этап.
- Расширение знаний по формулам сокращённого умножения.
Цель: исследовательская работа направленная на расширение знаний.
Ещё Евклид знал приём возведения в квадрат суммы двух слагаемых. Но почему только двух? И почему только в квадрат? Может быть, можно найти прием возведения в 3-й,4-й и более высокие степени суммы 3-х, 4-х и более чисел.
Если отрезок как-либо разбит на два отрезка, то площадь квадрата, построенного на всем отрезке, равна сумме площадей его частей.
ав | в2 | (а+в)2=а2+2ав+в2 |
а2 | ав |
Каков будет результат (а+в+с)2 ?
ас | вс | с2 | (а+в+с)2= а2+в2+с2+2ав+2ас+2вс |
ав | в2 | вс | |
а2 | ав | ас |
- Подведение итога урока.
Под руководством учителя проводится фронтальный обзор основных этапов урока, учащиеся оценивают работу с опорой на оценочные листы. Учитель задаёт домашнее задание дифференцированно с использованием альтернативного учебника.