Цель: показать подросткам многообразие мира чувств, привести к осознанию важности любых чувств, сформировать умение выражать свои чувства.
Оборудование: листы бумаги, ручки, цветные карандаши.
Приветствие, знакомство, обозначение темы.
Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, вы, так или иначе, проявляете свое отношение к окружающему миру. Книга или ваша работа, учеба могут радовать или огорчать, вызывать чувство удовольствия или разочарования. В чувствах также проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями. Таким образом, чувства и эмоции представляют собой своеобразное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Они затрагивают самые различные области нашей с вами жизни. Это может быть:
– общение со сверстниками,
– взаимоотношения с взрослыми,
– учеба,
– спорт,
– размышления о самом себе,
– путешествия и познание окружающего мира.
Для того, чтобы лучше понять как возникают чувства, давайте поиграем в игру “Колечко”.
“Колечко”
Цель: создание основы для появления различных чувств у участников группы, подготовка группы к совместной работе.
Ребята становятся в круг (лицом к центру) и делают ладонями “карманчик” , в центре круга становится ведущий – его руки сложены также. В его “карманчике” лежит “колечко” – любой мелкий предмет (колечко, значок, ластик и пр.). Проходя по кругу, ведущий незаметно перекладывает “колечко” в чьи-либо ладони. После того, как он обошел круг, спрашивает у группы, как они думают: у кого “колечко”. Обладатель “колечка”, конечно, сохраняет это в секрете. Кто угадывает обладателя, тот и становится ведущим.
Обсуждение: какие чувства возникали у участников в процессе игры, кем быть интереснее – ведущим или обладателем “колечка”, какие чувства возникли у того, кому ни разу не положили “колечка”.
“Мозговой штурм” – какие чувства бывают
Мир чувств и эмоций, переживаемых человеком, велик. Давайте вместе подумаем и назовем те чувства, которые вы знаете, которые когда-либо вы испытывали. Называем как можно больше, а я записываю.
Очень хорошо!
Упражнение “Где живут наши чувства”
Возьмите бумагу и нарисуйте человечка. Я буду называть по одному чувства, а вы на рисунке должны будете обозначать: где, в какой части тела вы данное чувство ощущаете; мысленно отметить, в каких ситуациях вы его испытывали.
Итак,
- обида,
- радость,
- страх,
- гордость,
- злость,
- грусть.
Обсуждение:
? Какое из этих чувств вы испытываете чаще.
? Назовите ситуации.
? Все ли чувства, которые переживают наши человечки, одинаковы.
Мозговой штурм
Как вы могли бы разделить все чувства, которые мы сегодня вспомнили, на две группы.
хорошие | плохие |
нужные | ненужные |
спокойные | беспокойные |
легкие | тяжелые. |
Не существует хороших или плохих чувств. А ведь большинство из нас подсознательно думает, что любое приятное чувство – благо, а неприятное – зло. Давайте мы назовем эти два вида чувств, например “приятными” и “неприятными” и будем учиться справляться с ними. В частности, “неприятные” ощущения не доставляют нам радости, но психически здоровый человек обязан научиться справляться с ними.
Подружиться с “неприятными” чувствами вам поможет знание их нужности. Так, например:
- Чувство страха предупреждает нас об опасности, показывает, что нужно искать защиты и поддержки.
- Злость служит сигналом, что твои или чьи-то права нарушены; дает нам силы, чтобы найти выход из создавшейся ситуации.
- Чувство одиночества подсказывает: тебе не хватает человеческого общения; значит нужно налаживать более тесные отношения с окружающими.
Упражнение “Чемодан с вещами”.
Ребятам показываем лист на котором изображены следующие предметы: подушка, кроссовки, носовые платочки, ручка и тетрадь, книга, плеер и наушники.
- Посмотрите, пожалуйста, на предметы, изображенные на этом листе. Давайте порассуждаем: как каждый предмет помог бы вам выразить свои “неприятные” чувства.
Давайте запишем все ваши варианты.
При необходимости, дополните список ребят следующими способами:
- изобразить чувство красками, карандашами, нарисовать картину;
- послушать любимую музыку, потанцевать, спеть сыграть на музыкальных инструментах;
- поделиться возникшим чувством с родителями, лучшим другом, близким человеком; а также выразить чувство в дневнике, письме;
- попрыгать, покувыркаться, заняться спортом;
- поплакать или посмеяться;
- посчитать или успокоиться;
- заняться физическим трудом.
Маленькие рекомендации:
1. Более жесткие, агрессивные чувства лучше
выражать в одиночестве, так как это может
оказаться опасным.
2. Тяжелые чувства тоски, горя – лучше выражать в
присутствии других.
3. Радостные чувства можно выражать как угодно –
они никому не угрожают.