Цели урока:
Обучающие: изучить состав, строение, свойства и применение солей аммония и нитратов.
Уметь доказывать общие свойства солей на примере солей аммония и нитратов, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде.
Уметь доказывать особые свойства солей аммония и нитратов; закрепить практические навыки по выполнению химического эксперимента, соблюдать правила по технике безопасности.
Развивающие: способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся - формировать умение сравнивать, обобщать. Развивать навыки самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, готовить план ответа, план предстоящей работы.
Воспитывающие: продолжить формирование причинно-следственую зависимость, развитие от простого к сложному.
Оборудование: для учителя: лабораторный штатив, пробирки, спиртовка, уголь, NH4Cl, KNO3, концH2SO4, медные стружки; для учеников на парты – спиртовка, держатель для пробирок, универсальная индикаторная бумага, NH4Cl, NaOH .
На парты раздаются инструктивные карты (Таблица №1)
Ход урока
1. Изучение нового материала.
Постановка целей и задач:
В состав солей аммония и нитратов входит азот . Применение солей аммония и нитратов в различных областях народного хозяйства основано на использовании их свойств, поэтому необходимо подробнее и глубже изучить состав, строение, свойства и применение этих солей .
/Письменные задания записываются на доске , вызываются ученики./
Инструктивная карта
№ |
Вопросы, подлежащие рассмотрению |
Задания и упражнения |
Литература |
Д\З |
1 |
Состав и строение солей аммония и нитратов |
1)Составьте формулы: а) солей аммония, образованных соляной, угольной, серной, фосфорной и азотной кислотами, назовите их б) солей азотной кислоты, образованных следующими металлами: K, Na, Ca, Ba, Sr, Pb-назовите их 2)Определите в этих солях тип связи, тип кристаллической решётки(5-7мин) |
О. С. Габриелян Химия 9 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений, Дрофа,М-2002 § 25 стр 116 § 26 стр 120 |
§25, 26 |
Дополнение
Нитраты щелочных металлов, щелочно-земельных металлов и аммония называются селитрами. Особое значение имеют соли: NaNO3- чилийская селитра (натриевая), Сa(NO3)2 – норвежская селитра (кальциевая), KNO3 – индийская селитра (калиевая). Из-за природных залежей этих солей возникали конфликты, вспыхивали войны. Такие войны вели между собой в прошлом Боливия, Чили, Перу. Это было связано с тем ,что селитры используются в качестве удобрений.
2 |
Физические свойства солей аммония и нитратов |
1)Охарактеризуйте физические свойства солей аммония и нитратов, отметьте их особенности при растворении в воде. Дайте обоснованный ответ(2-4мин) |
§ 25 стр 116 § 26 стр 120-121 |
3 |
Общие химические свойства солей аммония и нитратов с точки зрения ТЭД |
1)Какие общие химические свойства будут характерны для солей аммония и нитратов? Составьте общую схему 2) Запишите уравнения диссоциации следующих солей : NH4CL, (NH4)2CO3, NH4NO3, Cu(NO3)2 . Установите, что общего при диссоциации указанных солей со всеми солями? Что общего у солей аммония? У нитратов? (7 мин) 3) С какими из перечисленных веществ: р-р NaOH, p-p HNO3, Mg, p-p AgNO3, – будут вступать в реакцию следующие соли: (NH4)2SO4, (NH4)2CO3, Cu(NO3)2 Уравнения реакций записываются только те, что идут в молекулярном, ионном, некоторые в окислительно-восста-новительном виде (20 мин) (можно разделить класс на группы) 4) Сделайте общий вывод о химических свойствах этих солей и сходстве их с другими солями |
§ 25стр116 §26 стр 120 |
Ответ учеников(записывается в тетрадь)
1)Схема
2)Уравнения диссоциации записываются на доске.
NH4Cl <—> NH4+ + Cl-
(NH4)2CO3 <—>2NH4+ + CO32-
NH4NO3 <—> NH4+ + NO3-
Cu(NO3)2 <—> Cu2+ + 2NO3-
- При диссоциации данных солей в качестве катионов образуются ионы аммония и ион металла, а анионов – ионы кислотных остатков.
- У всех солей аммония при диссоциации образуется катион аммония.
- У всех нитратов при диссоциации образуется в качестве аниона нитрат - ион
3)Примерные ответы учащихся
1 группа
(NH4)2CO3 +2HNO3 —>
2NH4NO3 + H2O + CO2
2NH4+ + CO32- + 2H+ + 2NO3-—>
2NH4+ + 2NO3- + H2O + CO2
CO32- + 2H+ —> H2O + CO2
(NH4)2CO3 + 2NaOH —> 2NH3 + 2H2O
+ Na2CO3
2NH4+ + CO32- + 2Na+ + 2OH-
—> 2NH3^ + 2H2O + 2Na+ + CO32-
2NH4+ + 2OH- —> 2NH3 + 2H2O
(NH4)2CO3 + 2AgNO3 —> 2NH4NO3
+ Ag2CO3
2NH4+ + CO32- + 2Ag+ + 2NO3-
—> 2NH4+ + 2NO3- + Ag2CO3
2Ag+ + CO32- —> Ag2CO3
2 группа
(NH4)2SO4 + 2NaOH —> 2NH3 + 2H2O + Na2SO4
2NH4+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- —>
2NH3^ + 2H2O +2Na+ + SO42-
2NH4+ + 2OH- —> 2NH3 + 2H2
(NH4)2SO4 + 2AgNO3 —> 2NH4NO3
+ Ag2SO4v
2NH4+ + SO42- + 2Ag+ + 2NO3-
—> 2NH4+ + 2NO3- + Ag2SO4v
2Ag+ + SO42- —> Ag2SO4
3 группа
Cu(NO3)2 + 2NaOH —> Cu(OH)2 + 2NaNO3
Cu2+ + 2NO3- + 2Na+ + 2OH- —>
Cu(OH)2 + 2Na+ + 2NO3-
Cu2+ + 2OH- —> Cu(OH)2
Mg + Cu(NO3)2 —> Mg(NO3)2 + Cu
Mg0 -2? —> Mg+2 | 2 | 1 | восстановитель
Cu+2 +2? —> Cu0 | 2 | 1 | окислитель
- Данные соли проявляют типичные свойства солей, т. е. вступают в реакции с кислотами, основаниями, солями, с более активными металлами.
4 |
Специфические свойства солей аммония и нитратов. |
1) Какое из общих свойств солей является специфичным для солей аммония? Объясните это на основе ТЭД, подтвердите лабораторным опытом (см. учебник стр.116) 2) Что общего и различного в отношении солей аммония и нитратов к нагреванию? Сделать вывод. 3)Сделать вывод о том, какими общими и специфическими свойствами обладают соли аммония и нитраты. |
§ 25 стр 116 § 26 стр 121 |
1. Лабораторный опыт по учебнику
NH4Cl + NaOH —> NH3^ + H2O + NaCl
В сокращённом виде
NH4+ + OH- —> NH3 + H2O – это первая качественная реакция на растворы солей аммония.
Дополнение учителя:
2) 1- При нагревании сухие соли аммония разлагаются.t0
NH4Cl <—> NH3 + HCl (демонстрация) – это вторая качественная реакция на соли аммония.
2 - Сухие нитраты тоже разлагаются при нагревании, но по-особому.
Исключение: NH4NO3 —> N2O + H2O
Демонстрация опыта: В расплавленную калийную селитру (или натриевую) бросить кусочек раскалённого древесного угля – он быстро сгорает за счёт выделяющегося кислорода .
2KNO3 2KNO2 + O2.
сухой. Это первая качественная реакция на сухие нитраты.
3) Вторая качественная реакция на растворы нитратов.
Растворы нитратов можно определить с помощью концентрированной серной кислоты и медных стружек.
1 ст. KNO3 + H2SO4 кKHSO4 + HNO3конц
2 ст. Cu + 4HNO3к Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O – выделяется бурый газ – NO2
5 |
Применение нитратов и солей аммония |
В каких областях применяются соли аммония и нитраты? |
§25 стр 117 § 26 стр 120 |
Рассказ учителя.
Благодаря своим свойствам соли аммония, и нитраты находят широкое применение в народном и сельском хозяйстве:
- в осветительной технике (нитраты бария и стронция) и пиротехнике (разложение при нагревании) – аммоналы;
- в хлебопечении;
- в кондитерской промышленности;
- в сельском хозяйстве – удобрения;
- при паянии металлов (NH4Cl) – взаимодействует с оксидами металлов, при этом выделяется HCl, который очищает поверхность металла;
- NH4Cl – электролит в сухих элементах.
Заключение (учитель).
Роль соединений азота в жизни человека и общества очень велика, а применение разнообразно. На Земле постоянно происходят процессы превращения веществ живой и неживой природы. В результате этих превращений неорганические вещества неживой природы – соли аммония и нитраты могут превращаться в сложные органические вещества – белки. А белки – это основа всего живого.
Задание на дом:§ 25, 26, §25 упр 4; § 26 упр 7 (задача).
Литература
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа, 2002. - 224 с.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 9 класс. М.Блик и Ко. 2001. 399 с.
- Егоров А.С. Химия. Пособие–репетитор для поступающих в вузы. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002. 768 с.