Экологическая игра 4 x 4
Цели игры:
- познакомить детей с охранной деятельностью родного края,
- расширить словарный запас по экологической тематике,
- обобщить знания детей по окружающему миру,
- воспитывать бережное отношение к природе.
Условия игры
Игровое поле представляет собою лист плотной бумаги с кармашками, на которых написаны числа от 1-16. В кармашках лежат карточки с заданиями.
Класс делится на две команды. Ученики перед началом игры представляет свою команду, ее название и девиз. Дети каждой команды поочередно вытаскивают карточки с заданиями в любом направлении. Часть заданий дети обеих команд подготовили дома.
Жюри оценивает правильность ответов и определяет, чья команда победила.
Оборудование: игровое поле с кармашками, ребусы, карточки с заданиями, записи слов, слайды на диске, картины с растениями и животными.
Вступление.
(Ученик читает стихотворение.)
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Представление команд.
1. “Живая страничка” Отгадайте как можно больше загадок и установите последовательность событий.
Цветное коромысло над лесом повисло. (Радуга).
Не пешеход, а идет,
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка. (Дождь.)Меня никто не видит, а всякий слышит. (Гром.)
Вот по небу мчится конь-
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит. (Гроза.)
(гром, гроза, дождь, радуга)И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней.)
Гуляю в поле, летаю на воле,Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель.)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту! (Снег.)Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз.)
(мороз, снег, метель, иней)
2. Экологическая остановка
. (Рассказывают подготовленные дети.)
Вот в лесу растет фиалка,-
Разве рвать ее не жалко?
Голубеют, как из сказки.
Незабудок нежных глазки.
Носят юбочки цветныеКолокольчики лесные.
Даже старый мох седой
Вырос с рыжей бородой!
Все цветы для всех растут
Их не рвите! Пусть живут!
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами принято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.В нас молчало безумное “стой!”
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапками тащим устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
3. Отгадайте ребусы и установите цепи питания.
1. ЛК (волк). 2. ЯЦ (заяц). 3. ТИ (тигр).
4. Музыкальная пауза. Исполнение песни “ Это называется природа”.
5. Экологический словарь. (Рассказывают подготовленные дети.)
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966г. Хранится она в швейцарском городе Морже.
Охраняются “ Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
“Красна книга” - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Все живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно
“Красная книга”, “Красная книга!”
6. Переход хода. Задание переходит к болельщикам. Учитель говорит вопрос, а дети отвечают хором.
Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый?
(нет)
А, рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать? (да)
А если солнцем снег согрет, он станет льдом
холодным? (да)
Ответь, а может череда цвести в саду зимою? (нет)
А крокодил собрать букет из белых лилий может?
(нет)
Мерцает ночью, как звезда, на небосклоне спутник?
(да)
Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (да)
В конце спросить пришла пора:
Тебе понравилась игра?
7. Задача.
Найди ошибку.Напали на лес полчища гусениц, объедали листья, съедали цветы. Стали
люди лечить лес. Спасали разными ядовитыми порошками и туманами.
Всех гусениц перетравили. Какую ошибку допустили люди?
8. Задание “Знаешь ли ты приметы?”
Вечером сильно стрекочут кузнечики – (к хорошей погоде).
Пчелы “толкутся” – (к ненастью).
Грачи пасутся на траве – (к дождю).
Если пауков видно много – (к хорошей погоде).
Туман над лесом стоит – (к дождю).
Дым столбом – (к морозу).
Снега много – (хлеба много).
Зима морозная – (лето жаркое).
9. Экологическая проблема.
Рассказ о редких растениях нашего края и животных Амурской области, которые занесены в Красную книгу.
Водяной орех. В наше время это растение быстро исчезает. Причины исчезновения – загрязнение водоемов, наводнения. Водяной орех – однолетнее растение, его легко можно узнать по листьям и мелким белым цветам. В сентябре созревают рогатые толстокорые плоды. Поздней осенью они опускаются в ил, а весной из плодов образуются новые листья. Заросли водяного ореха поглощают гнилой запах и очищают воду. Листья украшают водоемы.
Орхидеи (венерин башмачок). Если внимательно рассмотреть, то можно найти сходство с башмачками, которые носили женщины Англии, Франции и др. государств. Этот цветок можно заметить еще издали по желтой или желто-бурой губе(мешочек). Наиболее привлекательны крупноцветковые орхидеи. Они размножаются семенами, а зацветают через 15-18 лет.
Даурский журавль. Обитатель степных болот, открытых пойм рек, озер Забайкалья, Приморья, Приамурья. Гнездятся в Северо-Восточной Монголии. Зимуют эти птицы на Корейском полуострове. Во 2 половине зимы часть птиц перемещается в Японию. А в середине февраля улетают с японских островов и перемещаются в Монголию.
10. Музыкальная пауза.
Исполнение песни “ Раненая птица”
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась,
Этот сон давнишний до сих пор мне снится-
На траве кровавой вздрагивает птица.Припев. Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей – не земля!Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце, сердце человечье!Припев.
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы,
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.
Припев.
11. Реши задачу.
В городах деревья страдают от грязного воздуха. Вяз в городе растет 50 лет, а в лесу 300лет. Во сколько раз вяз в лесу живет дольше, чем в городе?
12. Экологический словарь. (Рассказывают подготовленные ученики.)
Охраняемые территории – это заповедники, заказники и национальные парки.
Заповедники создаются для того, чтобы охранять природу и изучать ее. В заповеднике нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить траву, охотиться, рыбачить, т.е. запрещена любая деятельность человека.
Заказники. Произошло от слова заказывать. Охраняется не вся природа, а только ее часть. Например, редкие растения и животные, болото, озеро. Деятельность человека не запрещена полностью, а только ограничена.
Национальные парки. Это большие охраняемые участки. Они отличаются от заповедников тем, что заповедники закрыты для туристов, а национальные парки всегда рады посетителям. Отдыхать можно, наблюдать за животными, но руками ничего трогать нельзя. Но в парке есть такие места, куда не допускают посетителей. Они необходимы для поддержки природного равновесия.
13. Блиц турнир. (Ответить за 1 минуту).
Какая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)
Какие животные могут очень долго не пить?
(верблюды)
Почему весной не бьют пушных зверей? (линька у
зверей)
Почему растения пустынь имеют колючки или шипы?
(экономят влагу)
Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?
(жирным)
Умеют ли слоны плавать? (да)
Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы?
(белка)
Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(кукушка, зимородок)
Что случится с пчелой после того, как она ужалит?
(погибает)
Какая рыба называется именем человека? (Карп)
Какая рыба без чешуи? (сом)
Когда температура тела воробья выше: зимой или
летом? (одинаковая)
14. Заповеди. Показ слайдов.
Никогда не лазайте на деревья – они живые!
Не разоряйте гнезд!
Зимой не забывайте счищать снег с кормушек,
подсыпать корм, но так, чтобы не спугнуть птиц.
Не вредите никаким животным!
Не лишайте землю красоты!
15. Экологическая остановка. (Стихотворение рассказывает ученик).
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
16. Музыкальная пауза.
Песня “Песенка защитников природы”
Если б только-только-только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли,
То возможно–можно-можно,
То наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!Припев. А-а, здравствуйте,
Горы вот такой вышины!А-а, здравствуйте,
Реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай!
А-а, и зеленый попугай!
И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
Припев.
Подведение итога игры. Сообщение жюри. Вручение призов.
Литература:
- Экологическое воспитание младших школьников. Йошкар-Ола, 1999 г.
- Охрана природы Амурской области. Благовещенск, 1989 г.
- Журналы “Начальная школа”1991 г.,1990 г. и др.
- “Красная книга” сл. Б. Дубровина.
- “Раненая птица” сл. Н.А. Заболоцкого.
- “Есть одна планета сад” сл. Я. Аким.