Ход урока
Первая учебная ситуация. Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: “Пунктуация как система правил”. Запишите. Этим уроком мы завершаем работу по повторению раздела “Синтаксис и пунктуация”, следовательно, наша главная задача – обобщить знания. Делать это я предлагаю не совсем обычно – я приглашаю вас на экскурсию. (На доске появляется запись: “Урок-экскурсия”) Путешествовать мы будем по одной из стран планеты Филология – Пунктуации. За свою работу на уроке вы будете получать жетоны (на жетонах изображены восклицательные знаки). В конце нашей экскурсии мы подсчитаем, сколько жетонов вы набрали, и, если их будет пять или больше, вы получите оценку “отлично” за урок.
Вторая учебная ситуация. Работа с карточкой “Входной контроль”.
Учитель: Чтобы экскурсионный автобус, на котором мы будем путешествовать, смог отправиться, вы должны занять свои места. Для этого необходимо предъявить контролёру свой билет, билет это необычный, для его получения нужно выполнить несколько простых, но интересных заданий. Попробуем!
Возьмите жёлтую карточку (чтобы ученики не запутались в обилии раздаточного материала, чтобы урок был ярким, запоминающимся, мы использовали разноцветную бумагу). Она называется “Входной контроль”. Запишите на ней фамилию, имя. Эту карточку в конце урока вы сдадите. Работаем прямо в карточке.
Карточка “Входной контроль”.
Фамилия.Имя –
Входной контроль.
1.Закончите предложение: Пунктуация – это…
2 Диктант-загадка.
Угадайте, о каких знаках препинания идёт речь.
1)Для неё главное конец –
2)Она за равноправие –
3) Он всегда спрашивает –
4)Он очень не любит скуку –
5)Минус в математике, но знак другой в грамматике
–
6)Стоят три кумушки рядком. Ведут беседу, но –
тайком, какими-то далёкими, туманными намёками –
7)Словам раскрывают объятья: “Ждём в гости вас,
милые братья!” -
Какие знаки препинания нам не встретились? Перечислите их.
3.Запишите приёмом поморфемного письма слова “вопросительный”, “восклицательный”.
4.Познакомьтесь со стихотворением “Просьба” Ренаты Мухи. Какой новый знак препинания “изобрела” поэтесса? Почему? Запишите его название приёмом поморфемного письма.
Просьба.
“ Я Вас очень прошу”, -
Написал мне Чудак
И поставил в конце
Попросительный знак.
Сколько знаков препинания употреблено в этом предложении? Объясните их употребление. Составьте схемы.
5.Попробуйте сочинить предложение, в котором было бы употреблено 4-5 различных знаков препинания. Запишите его.
Учитель: Рената Муха – новое для вас имя. Великолепная поэтесса. Кстати, обратите внимание на выставку книг. Она представляет современную детскую поэзию. Здесь есть знакомые нам книги: “Великий могучий русский язык”, “Умная собачка Соня” Андрея Усачёва. Есть книги из списка по литературе: “Детское время” Михаила Яснова, “Прогульщик и прогульщица”, “Думай, думай, голова!” Марины Бородицкой. Книга “Планета кошек” – совместный труд поэта Андрея Усачёва и художника Виктора Чижикова.
Один из известных детских писателей, прочитав книгу Р.Мухи “ Однажды, а может быть, дважды…”, воскликнул:
Прочь заботы, прочь напасти и другое в том же
духе.
Выпадает в жизни счастье, как стихи Ренаты Мухи.
“Такое счастье” выпадет нам сегодня на уроке, причём не однажды… А если серьёзно – не поленитесь, “посетите” нашу выставку.
5.Слушаем первых трёх человек.(Они читают составленные предложения, остальные подсчитывают знаки препинания)
Учитель: Молодцы! Можем ехать.
Третья учебная ситуация. “Заполнение таможенной декларации”.
Учитель: Внимание! Мы приближаемся к границе страны Пунктуация. Чтобы въехать в эту страну, необходимо пройти таможенный досмотр. Пограничники в этой стране очень строгие, посмотрим, получится ли у нас заполнить таможенную декларацию без ошибок.
Возьмите оранжевый листок. Работаем по рядам. В тетрадь нужно выписать 1 ряду предложения с вводными словами, 2 ряду – с обращениями, 3 ряду – со сравнительными оборотами.
Карточка “Заполнение таможенной декларации”
.Из данных предложений выберите те, которые осложнены вводными словами(1 ряд), обращениями(2 ряд), сравнительными оборотами(3 ряд). Запишите предложения в тетрадь. Вводные слова, обращения, сравнительные обороты выделите. Устно объясните постановку знаков препинания.
1). Забор пожалуйста ответь ты соб..раеш..ся созреть? (М.Яснов)
2).У туч?ки розовое брюшко она л..жит в воде как хрюшка.(М.Яснов)
3).Вчера прил..тела какая-то птица наверное с нами х..тела простит..ся.(Р.Муха)
4).Эй Баран Бараныч ты помылся на ноч..?(М.Яснов)
5).Огромный контейнер стоит у ворот и лентами весь перевязан как торт.(А.Усачёв)
6). По-моему уже не та я сосулька прош..птала, тая. (Р.Муха)
7).Не решает..ся задачка – хоть убей! Думай думай голова поскорей!
(М.Бородицкая)
8).Увидя свой хвост, уд..вилась змея Неужто друз..я это всё ещё я? (М.Бородицкая)
9).Я зеркальце ручное оставила в саду чтоб феи под луною катались как на льду. (М.Бородицкая)
Учитель: Проверим.
1-ый ряд – 1, 3, 6 предложения.
2-ой ряд – 1, 4, 7, 8 предложения.
3-ий ряд – 2, 5, 9 предложения.
Какие орфограммы встретились?
БГПУ (хотела, лежит, прилетела, прошептала…)
Корни с чередованием (собираешься)
ТЬСЯ-ТСЯ в глаголах (проститься, не решается…)
Ь после шипящих, разделительный Ь…
Учитель прикрепляет к доске магнитами таблички: “Знаки препинания при вводных словах”, “Знаки препинания при обращении”, “Знаки препинания при сравнительных оборотах”.
Четвёртая учебная ситуация. Остановка в посёлке Разделительном.
Учитель: Мы благополучно прошли таможенный досмотр и едем дальше. Первый посёлок на нашем пути – Разделительный.
Возьмите белый листок. Нас ждут и серьёзная работа, и упражнения с улыбкой.
После работы с первым и вторым заданиями (см. карточку “Посёлок Разделительный”) ученики переворачивают скрытый от них до этого момента текст и работают с ним.
Текст
Все знаки препинания выполняют в тексте две важные функции: разделения и выделения.
Знаки-разделители работают в одиночку. Их назначение – разделять целое на части. Текст делится на предложения с помощью точки, вопросительного, восклицательного знаков, многоточия. Разделительные знаки разделяют части сложного предложения, однородные члены.
Знаки-выделители работают парами, то есть с обеих сторон выделяют разные синтаксические конструкции, показывают их границы в предложении. Такими знаками выделяют обращение, вводные слова, сравнительные обороты, причастные и деепричастные обороты, прямую речь.
Задания к тексту
1.Вдумчиво прочитайте текст, перескажите его.
2.Приведите примеры предложений с разделительными и выделительными знаками препинания.
Карточка “Посёлок Разделительный”.
1.Объясните различие в значении однокоренных слов разделять и выделять.
2.Попробуйте догадаться, какие знаки препинания называются разделительными, а какие – выделительными.
Упражнения с улыбкой
Расставьте запятые по своим местам.
1) По вечерам я развлекал сестрёнку, которая
болела чтением вслух.
2) Сестрёнка слушала о приключениях Тома Сойера,
которые ей понравились с большим интересом.
3) Когда Том Сойер заблудился в пещере у
сестрёнки, даже слёзы выступили на глазах.
По отрезкам предложений определите, какие из них сложноподчинённые, а какие – сложносочинённые. Там, где нужно, поставьте знаки препинания.
1)…за хвост который…
2)…был там а они…
3)…бежали и волк…
4)…увидел как вихрем…
Выполняя задание “Расставьте запятые по своим местам”, ученики сначала читают предложения, соблюдая знаки препинания, которые расставлены, затем – в исправленном виде.
Определяя по отрезкам предложений вид сложного союзного предложения, ученики объясняют свой выбор: использован подчинительный союз или союзное слово, предложения, входящие в состав сложного, неравноправны и т.п. – значит, предложение сложноподчинённое…
Учитель прикрепляет на доску табличку “Знаки препинания в сложном предложении”.
Пятая учебная ситуация. Остановка на станции Объяснительной.
Учитель: Наша экскурсия подходит к концу, и прежде чем мы прибудем в конечный пункт нашего маршрута, мы остановимся на станции Объяснительной. Возьмите голубой листок.
Карточка “Станция объяснительная”
Прочитайте стихотворение Р.Мухи “Простое предложение”.
Простое предложение
лежало без движения
И ждали продолжения
внизу пустые строчки.
Какое продолжение
вздохнуло Предложение
Вы что не понимаете
что я дошло до точки?
Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте схемы предложений.
Как вы понимаете смысл этого стихотворения? Какой фразеологизм использует Р.Муха? Как вы понимаете его значение?
Ученики прямо в карточке расставляют недостающие знаки препинания и устно объясняют их постановку.
Последняя учебная ситуация.
Учитель: Мы дошли до конечного пункта нашей экскурсии и должны поставить точку, но, я думаю, что это будет многоточие, потому что мы ещё не раз будем возвращаться в страну Пунктуация. Чтобы наша точка была красивой, последнее, творческое задание.
Переверните карточку “Входной контроль”. Перед вами недоговорки Р.Мухи. Давайте их прочитаем.
Допишите одну из них (на выбор), завершите предложения, поставьте точку.
Карточка “Входной контроль” (на обороте).
Недоговорка 1.
Один Верблюд, кипя от злобы,
Вчера ушёл в пустыню, чтобы…
Недоговорка 2.
Как-то раз у короля
Не хватило денег для…
Недоговорка 3.
Как-то раз в одной стране
Все решили больше не…
Недоговорка 4.
Едет Окунь на Коне.
Конь доволен, Окунь не…
Ребята читают свои продолжения, подсчитывают жетоны, получают оценки, учитель благодарит их за работу.